В Совфеде призывают отменить пятибалльную систему оценивания в школах
В Совете Федераций высказались за отмену пятибалльной системы оценивания в школе из-за того, что преподаватели перестали ставить ученикам единицу. Заслуженные учителя РФ, преподававшие во времена, когда кол еще использовался, уверены: современные педагоги избегают этой отметки, чтобы не навредить рейтингу и имиджу школы. Ну а сами действующие педагоги считают, что к единицам прибегают только те учителя, которые не смогли обучить ребенка.
В современной системе школьных оценок есть одна, которая не используется, – это единица. Нужна ли она? В Совфеде уверены, что нет – об этом заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Виктор Кресс. Как пояснил сенатор, сейчас роль самой низкой оценки играет двойка, учителя и дети забыли о единице.
– Правильно было бы убрать единицу, оставить четырехбалльную систему, так как двойка – это уже плохо. Единицу действительно в последние годы практически не используют. Когда я учился, преподаватели ставили единицу, когда разозлятся на ученика, когда он, мало того что не знает, так еще и пакостит, – говорит чиновник.
Сами педагоги утверждают, что единица не используется ими намеренно. Ведь низкие оценки у школьника, в том числе кол, свидетельствуют о некомпетентности преподавателя.
Единица с участием Александра Сергеевича
В разные периоды российской истории все оценки – от единицы до пятерки – имели неодинаковое значение. До 1837 года, когда каждое учебное заведение было вправе устанавливать свою систему оценивания, пятибалльная шкала существовала в Царскосельском лицее. Во время экзаменов ученикам давали словесные оценки: «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет».
Отметки указывались «в табеле об успехах, прилежании и дарованиях лицеистов». Вот как это выглядело в табеле русского писателя Александра Пушкина: «В российском и латинском языках: успехи в латинском хороши; в русском не столь тверды, сколь блистательны. Слабого прилежания. Одарен понятливостью и вкусом. Во французском языке: считается между первыми. Весьма прилежен. Одарен понятливостью, проницателен. В логике: хорошие успехи. Неприлежен. Весьма ленив».
От Пушкина до наших дней
В 1837 году Министерство народного просвещения обязало использовать пятибалльную систему оценивания все школы. С того момент цифра «1» обозначала слабые успехи; «2» – посредственные; «3» – удовлетворительные; «4» – хорошие; «5» – отличные.
Шкала просуществовала вплоть до мая 1918 года, когда Наркомпрос РСФСР принял решение об отмене балльных отметок. Преподаватели ставили своего рода зачеты всей группе или бригаде, выполнявшей задание.
В сентябре 1935 года СНК СССР восстановил словесную пятибалльную систему отметок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и «очень плохо». И в 1944 году шкала приняла окончательный вид: «5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – посредственно, «2» – плохо, «1» – очень плохо.
В течение XX века оценка «единица» постепенно перестала использоваться преподавателями, и сегодня современную систему оценивания знаний всё чаще называют четырехбалльной.
В августе 2018 года Рособрнадзор уже обсуждал тему отказа от пятибалльной системы оценивания в школах. «Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания», – высказывал свое мнение замглавы ведомства Анзор Музаев.
А тем временем в школе реально действует четырехбалльная система – кол никому не грозит, при этом учитель ставит либо твердую двойку, либо, закрыв глаза, три с минусом. Кстати, дальше обсуждений инициатива не прошла, и менять пятибалльную систему оценивания в ближайшее время, видимо, никто не собирается – из-за того, что, по мнению педагогов, она наименее «раздражающая».
Подготовила Анна Ильина