«Пиковая дама. Игра». Новое прочтение

«Пиковая дама. Игра». Новое прочтение
27 октября 2016


14 октября Новосибирский академический театр представил очередную премьеру – оперу «Пиковая дама. Игра». Ее режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев хорошо известен театральной публике Новосибирска: в прошлом сезоне он выпустил в НОВАТе оперный квест «Турандот» и fashion-оперу «Аида». Шедевр Петра Ильича Чайковского режиссер поставил, опираясь на стилистику итальянского театра дель арте. Как следует из анонса пресс-службы театра, спектакль НОВАТа уже вошел в пятерку самых ожидаемых российских оперных премьер по версии русскоязычного Forbes.

Чайковский vs Пушкин

«Чайковский vs Пушкин. Флоренция vs Петербург». Так называлась уникальная лекция, которую в рамках проекта «Открытый НОВАТ» два вечера подряд перед премьерами читал кандидат искусствоведения, режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев. Собственно, и лекцией как таковой ее назвать нельзя – скорее, это разговор со зрителем, в котором речь шла об истории создания и необычных событиях вокруг оперы «Пиковая дама».

П4. Вячеслав Стародубцев.JPG

В новой версии спектакля у каждого героя в карточной колоде появляется его альтер эго: «Каждому солисту и артисту хора соответствует карта определенной масти и достоинства, костюмы также отражают ранг той или иной карты. Только главный герой оперы стоит особняком: у него нет ни порядкового номера, ни масти. Музыка Чайковского сделала из Германа, скорее, героя Достоевского, нежели Пушкина. Мне показалось правильным противопоставить его, обычного человека без игрового статуса, всему остальному миру азарта», – представил свое видение бессмертного шедевра Вячеслав Стародубцев.

В постановке занято несколько составов: партию Германа исполняют заслуженный артист России Олег Видеман, артисты Михаил Агафонов и Роман Завадский. Лиза – Ирина Чурилова, Ольга Колобова, Ирина Новикова, Юлия Шагдурова. Графиня – заслуженная артистка России Ольга Обухова и артистка Светлана Токарева. Спектакль посвящен памяти Всеволода Мейерхольда. По замыслу Вячеслава Стародубцева, разные актерские составы играют разные спектакли, сообразно своим наклонностям, характерам, пластическим возможностям. Всё как и у великого Мейерхольда. «Игра есть игра. Она во всем – в характерах героев, их действиях, развитии сюжета», – поясняет публике Вячеслав Стародубцев. Еще одна особенность авторской версии «Пиковой дамы» – принципы эстетики дель арте, приверженцем которой являлся Всеволод Мейерхольд. «Мы много работаем над действенной актерской интонацией, – рассказывает режиссер, – но не можем руководствоваться только приемами психологического театра. Их порою не заметно уже в первом ряду, не говоря про амфитеатр и ярус. И тут на помощь приходит биомеханика Мейерхольда, который увлекался итальянским народным театром, где важную роль играет выразительность телодвижения, позы и жеста...».

Одиннадцать «дам» Дмитрия Юровского

Известный московский режиссер Вячеслав Стародубцев работает в тандеме с музыкальным руководителем и главным дирижером театра Дмитрием Юровским. Маэстро рассказал об особенностях новой «Пиковой дамы», вспомнил о перипетиях прошлых постановок, в которых принимал непосредственное участие.

П6. Дмитрий Юровский.JPG

– Дмитрий, раскройте секрет нового прочтения знаменитой оперы Чайковского. Существует столько ее постановок, что, кажется, уже трудно создать нечто необычное...

– Вы знаете, это та «Пиковая дама», которую каждый день не увидишь. Но ведь такая цель в какой-то степени и преследовалась. Есть очень много замечательных классических спектаклей – и слава Богу: все они должны жить и присутствовать в репертуарах. Но наше прочтение необычное. Нельзя сказать, что мы первопроходцы. Тут вспоминается постановка Мейерхольда! Зная, какие эскизы существовали у Всеволода Мейерхольда, его прочтение гораздо более экстремально... В нашей версии превалирует элемент игры. Везде, во всех ситуациях: это игра темпераментов, игра друг с другом, игра друг над другом... Игра в том смысле, что чувствуется риск в характере и музыки, и персонажей. В этом плане выделяется самая первая сцена-дуэт Лизы и Германа, в которой раскрываются их взаимоотношения. Герои представлены не классически – более-менее сдержанными в проявлении своих чувств. В этой сцене явно присутствует момент разочарования молодого человека, перелом в сторону того сознания, которое в дальнейшем приведет его к проигрышу... Хочу добавить, что в плане прочтения характеров персонажей наша версия соответствует европейскому духу этого произведения. В «Пиковой даме» прослеживается два очень разных направления, как это вообще характерно для Петра Ильича Чайковского – синтез европейского и русского. Не забывайте, что большую часть оперы композитор написал в Италии, во Флоренции...

– Это особенности драматической части спектакля. Относительно части музыкальной: в чем необычность новой «Пиковой дамы»?

– Прежде всего в том, что мы попытались несколько сгладить монументальные оперные эпизоды, которые встречаются в постановке. По крайней мере, старались не усугублять их, а чуть-чуть снять с них нагрузку и в то же время прибавить лиричности и романтичности, которая присутствует в камерности Чайковского. Нынешняя версия содержит достаточно значительных купюр, включая пастораль. Именно с версией без пасторали я начинал свое знакомство с «Пиковой дамой» в Европе. С пасторалью я впервые соприкоснулся уже в России. В Европе она зачастую не идет. Это не означает хорошо или плохо – это просто другое прочтение. Единственное, что я могу сказать: у нас ни одной новоприобретенной купюры нет. Все, которые существуют в нашей версии, были опробованы еще во времена Чайковского и в разных постановках. Так что вы увидите совершенно необычную версию – чуть менее развернутую в оперном плане, и чуть более развернутую – в плане драматическом.

П1.jpg

– Где прошла ваша первая «Пиковая дама»?

– В чудесном незамысловатом городке под названием Монте-Карло, где она была весьма кстати. Там везде игра! Даже оперный театр расположен внутри казино. В те годы совершенно обшарпанная сцена и роскошное убранство игральных залов. Мы пытались убедить дирекцию театра перейти «на ту сторону» – там красивее, наряднее, шикарнее. Мы репетировали, а за стеной такие драмы разыгрывались, такие сцены! Тогда, как, впрочем, и в других шести моих постановках, Германом был Владимир Галузин. Основной Герман последних 25-30 лет (смеется)...

– У вас семь постановок этой оперы Чайковского?!

– Больше! Это одиннадцатая постановка. Я просто посчитала те, которые были с Галузиным. Та версия была тоже достаточно компактная. Но сцена раз, наверное, в сто меньше. Эдакий маленький игральный домик. Здесь же у нас несколько иная задача – показать всю академичность и камерность в невероятном размере театральной сцены. Задача не из простых. Вспоминаю сейчас предыдущие постановки «Пиковой дамы». Были среди них абсолютно классические, были и в достаточной степени авангардные, даже отвратительные. В общем, разные. Эта постановка уникальная для всех нас! И многие музыканты большую часть репетиций проводили не в нотах – они их отлично знают, а на сцене... По их реакции было видно, что энергетически постановка их зажигает, ведь спектакль играется на одном дыхании!

П2.jpg

...Опера «Пиковая дама. Игра» состоялась. Спектакль отметился аншлагами на обе премьеры, что, впрочем, становится привычным явлением для Новосибирского академического театра. И это прекрасно! Что ждет театральную публику в ближайшем будущем? Как рассказал помощник гендиректора НОВАТа по связям с общественностью Виктор Титов, конец октября ознаменуется премьерой сказочного балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Это абсолютно новый балет в постановке испанского хореографа Начо Дуато. В январе выйдет новый «Щелкунчик» – тоже Начо Дуато. В феврале зрителей порадуют оперой Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Но самый главный сюрприз состоится под занавес сезона. Мы услышим потрясающее, несравнимое, шедевральное творение оперного жанра! «Евгений Онегин» – после долгого перерыва вновь на сцене Новосибирского оперного! Так что, скучать не придется. И мы замираем в ожидании прекрасного...

Досье «Бумеранга». Дмитрий Юровский. Начинал обучение по классу виолончели в Москве, в Центральной музыкальной школе при консерватории им. Чайковского. После переезда семьи в Берлин продолжил занятия музыкой. В качестве оперного дирижера выступает на крупнейших музыкальных площадках мира: Лирическая опера (Чикаго), Опера Бастилии (Париж), Женевский оперный театр, Баварская государственная опера (Мюнхен), Театр Карло Феличе (Генуя), театр «Ла Фениче» (Венеция), театр «Массимо» (Палермо), театр «Комунале» (Болонья), Королевский театр Пармы, Национальный театр Рима, Дворец искусств королевы Софии (Валенсия), Немецкая опера (Берлин), Новая израильская опера (Тель-Авив), Оперный театр в Монте-Карло, Льежская опера (Бельгия), Королевская фламандская опера (Антверпен и Гент) и др.

В качестве дирижера симфонических программ сотрудничал с Филармоническим оркестром «Би-би-си» (Манчестер), оркестрами театра «Ла Фениче» (Венеция), Туринского королевского театра, Тосканской филармонии, миланским оркестром Pomeriggi Musicali, Симфоническим оркестром Португалии, Оркестром Мюнхенского радио, филармоническими оркестрами Дрездена, Санкт-Петербурга, Шанхая, симфоническими оркестрами Гамбурга и Вены, «Резиденц-оркестром» Гааги, Ирландским оркестром телевидения и радио...

С 1 января 2011 года – главный дирижер Королевской фламандской оперы в Антверпене и Генте, затем – главный дирижер симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». С сентября 2015 года – музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа. Под музыкальным руководством Дмитрия Юровского в театре состоялись премьеры опер «Борис Годунов» (М. Мусоргский), «Турандот» (Дж.Пуччини), Аида («Дж.Верди) и «Пиковая дама» (П.Чайковский).

Лилия Вишневская. Фото автора и из архива НОВАТа

Просмотров: 3234

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх