Один из самых ярких театров страны выступил с большими гастролями в столице Сибири
С 22 по 26 июня в рамках общероссийской программы «Большие гастроли – 2018» при поддержке Министерства культуры Пермского края в Новосибирске прошли гастроли Пермского академического Театра-Театра.
«Большие гастроли»
Еще лет десять назад, вспоминая былые времена, мы могли только мечтать о полноценных гастролях театральных коллективов, о знаковых спектаклях российских театров, которые до нас просто не доезжают. Но теперь эта мечта стала явью.
– С 2017 года в России работает федеральная программа «Большие гастроли», в рамках которой не только московские театры выезжают и показывают свои спектакли в разных городах России. Региональные также получили возможность знакомить зрителей даже самых отдаленных уголков нашей страны со своим творчеством. И не только в рамках редких фестивалей, – рассказывает куратор Межрегиональной программы «Большие гастроли» Юлия Зайцева.
На гастроли приезжают, как и полагается – всей труппой, в сопровождении технического персонала, с декорациями и костюмами. И даже привозят весть состав своего оркестра.
В этом году в программу «Большие гастроли» в качестве принимающей стороны попал Новосибирск. Нам повезло – к нам приехал интересный, яркий коллектив – Пермский академический Театр-Театр. На сценах академического молодежного театра «Глобус» и Новосибирского государственного драматического театра «Старый дом» пермские артисты представили пять очень разных спектаклей – от детского сказочного мюзикла «Карлик Нос» до трагической истории «неРомео, неДжульетта». Также в программе гастролей – искрометный водевиль в жанре русской классики «На всякого мудреца довольно простоты», спектакль-кабаре с детективной завязкой «Восемь женщин» и неоднозначное, политическое представление «#конституциярф».
Пермский академический Театр-Театр давно и прочно занимает одно из ключевых мест в культурной жизни России, сочетая в своем репертуаре смелые экспериментальные постановки и спектакли в лучших классических традициях. Мюзиклы успешно конкурируют с премьерами ведущих музыкальных театров страны, а драматические спектакли неизменно вызывают интерес критиков и неподдельную любовь зрителей. Театр – неоднократный обладатель престижных премий, среди которых – «Золотая Маска». Театр ведет свою историю с 1927 года. Свое нынешнее название пермская драма обрела в 2007 году. С 2004 года художественным руководителем театра является Борис Мильграм. С 2014 года главный режиссер – Владимир Гурфинкель.
Дома, как будто бы в гостях
На пресс-конференции, посвященной «Большим гастролям», с представителями СМИ общались художественный руководитель пермского драматического Театра-Театра Борис Мильграм, главный режиссер «ТТ» Владимир Гурфинкель, главный режиссер Новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый, директор драматического театра «Старый дом» Антонида Гореявчева, зам. министра культуры НСО Евгений Сазонов и куратор Межрегиональной программы «Большие гастроли» Юлия Зайцева.
– Это замечательная практика, когда столь мощные регионы, как Новосибирская область и Пермский край, могут обмениваться лучшими постановками и показывать на своих сценах лучшие образцы своего репертуара, – считает зам. министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов. – Все эти спектакли – номинанты и лауреаты премии «Золотая Маска». Мы увидим непривычные для нас постановки с элементами кабаре, водевиля. Это позволит нашим зрителям существенно расширить представление о современном театре. И побывать у себя дома, как будто бы в гостях...
«Театр-Театр поражает своим широким размахом. У него совершенно разные спектакли, и все уникальные! Я рад, что тот маленький кусочек из их действий и активностей наконец-то добрался до нас. Приходите, смотрите, чтобы составить свое впечатление, расширить горизонты...».
Главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый
Эстетический диалог
Новые сцены, вводы артистов, адаптация декораций... Как чувствует себя пермский Театр-Театр на гастролях? Какие эмоции, мысли, впечатления у коллектива от поездки по Сибири?
«Большие гастроли», как считают гости из Перми, – это, прежде всего, возможность освежить свою кровь. Ведь когда театр работает в привычной для актеров атмосфере, когда он любим, популярен – это творческие будни. На гастролях возникает совершенно другая оценка окружающего мира, другая оценка или даже переоценка себя.
– Гастроли – это огромное испытание: победит ли художественное в других условиях? Сможет ли Театр удержать тот же уровень в других стенах, при других технических возможностях, в окружении совершенно иной публики. Это и замечательный тренинг – не только для артистов, но и для всего театра, – говорит главный режиссер «ТТ» Владимир Гурфинкель. – С другой стороны, ехать в столицу Сибири очень непросто, потому что Новосибирск – это Алексей Крикливый, это Тимофей Кулябин, это Андрей Прикотенко... Это большое количество серьезных имен. Поколение 40-летних здесь хорошо обосновалось и создает некую свою стилистику. Мы словно вступаем в эстетический диалог, очень сложный и интересный. Пробуем себя, пробуем, чем слово наше отзовется в совсем новом, необычном для нас театральном пространстве. Как говорили классики театра, хорошо приехать на гастроли один раз, но гораздо лучше, чтобы позвали во второй раз. Мы надеемся, что наша встреча с новосибирским зрителем не последняя...
Еще раз о Шекспире
Шекспир в последнее время стал необычайно популярен. Режиссер Андрей Прикотенко, ставя «Sociopath», переписывает «великого англичанина» со словами «тема вечна, но Шекспир устарел». В НОВАТе известный хореограф Эдвард Клюг ставит «Radio and Juliet», утверждая, что устарел Шекспир, но тема вечна. Почему Шекспир настолько актуален, что его надо переписывать, поинтересовались мы у режиссера спектакля «неРомео, неДжульетта» Владимира Гурфинкеля.
– Когда возникает такой масштаб и очень хочется говорить таким языком и такой силой страстей, всегда думаешь, а вдруг ты в этот масштаб не попадешь? А вдруг у тебя не хватит сил, чтобы соответствовать этому высочайшему уровню? И потому, мне кажется, и мои коллеги, и я в том числе, прибегаем ко всяким уловкам – просто от величайшего уважения к автору. Это не гордыня, это страх не соответствовать. И это не Шекспир устарел – это время так поменялось, что если сыграть все буквы Шекспира, то ни один зритель, даже самый искушенный, этого не выдержит. Языка, на котором можно сыграть Шекспира, у нас не оказалось. Сегодня не то что массовый, но даже интеллектуальный зритель к таким зрелищам не готов. Так что, думаю, это мы в этом смысле устарели. А Шекспир вечен. Может, мы когда-то догоним его...
«Это великая история о большой любви, написанная великим драматургом. Но сама по себе она ужасна. Все мы хотим пережить любовь. Мы все ее желаем. И так было всегда! Но как сегодня рассказать зрителю эту известную историю? Вот, что нас занимает!».
Главный режиссер Пермского академического Театра-Театра Владимир Гурфинкель
Романтичная «#конституциярф»
«#конституциярф» – спектакль репертуарный. Его показывают не только в рамках гастрольных туров, но и дома, в Перми. Спектакль создавался как копродукция пермской «Сцены-Молот» и Екатеринбургского Ельцин Центра. Место действия – история нашей страны. Постановка представляет основной закон России сквозь истории и лица, показывает текст через судьбы людей, а судьбу государства – через тексты разных эпох.
Конституция, конечно, не телефонная книга. Но документ достаточно сухой и официальный. Как вообще пришла идея создать на его основе спектакль? – поинтересовались представители СМИ у автора идеи Владимира Гурфинкеля.
– Читая Конституцию, вы обязательно найдете в ней разделы и возвышенные, и трогательные, и очень нежные. Конституция – это вовсе не сухой, а совершенно замечательный текст, – уверяет режиссер. – Есть главы довольно смешные. О религии в государстве почитайте – очень комично (смеется). И это не чтение нормативно-правового акта вслух, это взгляд на документ нашей эпохи сквозь призму истории государства Российского!
«Я очень хочу жить в том мире, где будет полностью реализована эта конституция. Чтобы мои дети внуки там жили. Это мечта моей жизни. Конституция – это мечта о будущем, самая замечательная книга, написанная у нас в XX веке. Романтичнее книги я не знаю...»
Главный режиссер Пермского академического Театра-Театра Владимир Гурфинкель
Бродвейский спектакль от «ТТ»
Репертуар для Новосибирска отбирался очень тщательно и долго. Коллектив пермского театра решил, что для сцены «Глобуса» идеальными будут спектакли «Карлик Нос», «Восемь женщин» и «На всякого мудреца». На сцене «Старого дома» лучше будут смотреться новаторские работы «#конституциярф» и «неРомео, неДжульетта».
– С одной стороны, хочется показать как можно больше и лучше, с другой – необходимо учитывать технологические возможности площадок. Даже если театр хорошо располагает себя в пространстве собственной сцены, то при переносе смыслы могут сильно трансформироваться, – пояснил Борис Мильграм. – Мы знали, что у вас очень обширный репертуар. Есть и «Карлик Нос» – в кукольном театре, и «Восемь любящих женщин» – в Музыкальном... «Восемь женщин» – это спектакль в стиле кабаре. Да и наш «Карлик Нос» вашему не помешает (смеется), наоборот – зрителю будет с чем сравнивать. Это сказочная история-мюзикл для маленьких и взрослых, детей и их родителей, она полностью соответствует сказке Гауфа. Кроме того, спектакль выпущен в марте этого года, так что, по сути, в Красноярске и Новосибирске мы играем премьеру...
По словам Бориса Мильграма, работая над мюзиклом «Карлик НОС», постановочная группа попыталась создать бродвейский спектакль – со всем волшебством, красотой, наивной верой в чудеса, в духовные ценности. И это удалось. Ребята с восхищением следят за историей Якоба, но не меньше это действо завораживает и взрослых, поскольку в спектакле есть темы, посланные старшему зрителю.
– У нас всё настоящее – циркачи, повара, даже гусыня Грета – наша главная героиня! Всё в полном соответствии сказке, – рассказывает Борис Львович. – Два актерских состава. И гусынь тоже две. Не дай бог, одна заболеет или охрипнет...
Да-да, в спектакле играет специально обученная белоснежная любимица труппы. Гусыня Грета не только демонстрирует драматические таланты, но и «поет». После спектакля с ней можно сфотографироваться, у Греты есть своя страничка в инстаграмме – как у настоящей актрисы. Птиц дрессировал народный артист России Евгений Майхровский – клоун Май. Для этого он специально приезжал в Пермь. Занимался с обеими Гретами, а заодно обучал артистов, как правильно работать с гусями.
...«Большие гастроли» – замечательный подарок новосибирцам ко Дню города. Но ели кто не успел – милости просим в Пермь! Провести выходные в замечательном городе, где есть такой замечательный Театр-Театр – прекрасная альтернатива дачному отдыху. Поверьте автору на слово!
Лилия Вишневская. Фото автора