На кукольном «Перекрестке»

На кукольном «Перекрестке»
29 мая 2019

Кукольные театры со всего мира собрались в Новосибирске

В столице Сибири в эти дни проходит I Международный фестиваль театров кукол «Перекресток». Открылся кукольный форум необычно – театрализованным шествием от краеведческого музея на площади Ленина. А закончилось действо, как и полагается, на перекрестке – у здания кукольного театра.

По улице ходили куклы

С самого утра в воскресенье, 26 мая, на центральной площади города было шумно и весело. Здесь собралось несколько сот человек, включая гостей фестиваля из Санкт-Петербурга, Оренбурга, Казани, Владикавказа, Абакана, Испании, Болгарии, Франции, Эстонии, Швеции, Белоруссии. С каждой минутой народу прибывало – подходили студенты Новосибирского театрального института, представители самодеятельных коллективов, Домов творчества Новосибирска и области... Участники шествия двигались в театральных костюмах и на ходулях, артисты, несмотря на мелкий дождик, шли со своими куклами. Сопровождал театральную колонну Новосибирский городской духовой оркестр под руководством Игоря Зугрова. Спустя полчаса разношерстная компания остановилась на перекрестке, у здания Новосибирского областного кукольного театра, где с приветственным словом к гостям и участникам обратился директор НОТК Юрий Горлатых. Он отметил, что весь кукольный мир сегодня в гостях у фестиваля и объявил форум открытым.

П3.JPG

– Со всех городов и весей мира к нам, в Сибирь, приехали гости – кукольные театры со всего мира. То, чем жил коллектив Новосибирского областного театра кукол два с половиной года, свершилось, – с удовольствием констатировал он.

Коллектив театра готовился к фестивалю при поддержке городских и областных властей. Дело это было нелегкое, не обошлось и без организационных проблем. Так, у артистов из Испании лишь в последний момент решилась проблема с визами, у шведов по дороге потерялся багаж. До последней секунды формировалась фестивальная афиша. Но в результате, «о чем мечтали, всё сбылось».

Город впервые проводит подобный форум, поэтому экспертного совета у «Перекрестка» пока нет. Но у нас всё еще впереди, говорит директор НОТК.

П2.jpg

– Экспертным советом являлись советы наших друзей: российских и зарубежных, – рассказывает Юрий Александрович. – У нас была мечта – показать Новосибирску всю палитру театра кукол. Коллективы из России, Франции, Эстонии, Испании, Белоруссии, Швеции, Болгарии представят спектакли различных форматов: теневой театр и театр с живым планом, спектакль в стиле рок-н-ролл и спектакль-трансформер, который можно изменять в зависимости от аудитории – он интересен и детям, и взрослым... Мы постараемся удивить наших зрителей этим разнообразием, сделать так, чтобы впечатления от фестиваля еще долго радовали их...

Заместитель министра культуры НСО Евгений Сазонов также смотрит в будущее с оптимизмом. Он уверен, что следующему фестивалю – быть!

– Министерство культуры области с удовольствием поддержало такой необычный проект. И теперь целую неделю мы будем наслаждаться творчеством театров из самых разных уголков Европы и России.

Также замминистра заверил, что ведомство приложит все усилия, чтобы «Перекресток» и в дальнейшем радовал поклонников своими фестивальными открытиями.

В свою очередь руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова отметила, что фестиваль – это победа нашего города и области, потому что собрать такое количество прославленных коллективов со всего мира – дорогого стоит.

– Я признательна директору нашего театра кукол, который благодаря своему опыту и энергии помог привлечь в Новосибирск лучших кукольников планеты. Ведь одно дело – заявить о намерениях, и совсем другое – воплотить задуманное в жизнь...

П1.JPG

К слову сказать, точное число участников театрального шествия подсчитать было довольно сложно. Ведь к колонне присоединялись и жители города, так что общее количество измерялось уже сотнями. Что касается самой театральной программы – на многие спектакли билеты были раскуплены задолго до старта фестиваля.

В фестивале принимают участие 14 коллективов из России, Франции, Эстонии, Испании, Беларуси, Швеции, Болгарии. По итогам конкурсной программы участникам будут вручены награды. Организатором фестиваля выступает Новосибирский областной театр кукол при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и мэрии города Новосибирска. Генеральным партнером форума является Сибирский банк ПАО Сбербанк.

«Я учился на кукольника и остаюсь им»

Современный театр кукол – это очень амбициозный вид театрального искусства в лучшем смысле этого слова, утверждает председатель жюри фестиваля, гость нашего номера Виктор Шрайман. И те, кто думает, что театр кукол – это истории Хрюшы и Степашки, вовсе его не знают.

Виктор Шрайман – о театре кукол, профессии кукольника и кукольном миксе современности.

– Виктор Львович, каков он – современный кукольный театр?

– Театр кукол сегодня – это темы философские, политические, глубоко нравственные, спектакли не только для детей, но и для взрослых. Это синтез многих видов театрального искусства, им серьезно занимаются в мире. В России тоже есть талантливейшие режиссеры-кукольники и великие артисты. Это совсем не тот театр, что был в СССР...

– Как председатель жюри, что можете сказать о фестивальных спектаклях? Вы знакомы с ними, скажем так, заочно?

– Как правило, отсмотром спектаклей занимается экспертный совет. Жюри к этому процессу никакого отношения не имеет. Мы не имеем права смотреть спектакль до его официального показа на фестивале. Таковы, по крайней мере, принципы конкурса «Золотая Маска», в котором я работаю. Так что, уверяю вас: я не видел ни одного спектакля их тех, что будут представлены на «Перекрестке». Поэтому с любопытством и интересом жду показы.

П4.JPG

– А что в вашем понимании – хороший спектакль? Каких высот может достичь кукольный спектакль? Как «Голубка Пикассо» – к миру призывать или показать страсти короля Лира?

– Особенности театра кукол XXI века в том, что он синтезирует выразительные средства практически всех смежных видов театрального искусства. Это уже стало практикой. И когда мы видим элементы драматического спектакля, театра масок, с подключением пластики, хореографии, тогда мы говорим, что у нас появился микс-спектакль. Но все эти средства очень эффектны визуально и по форме хороши, лишь когда они впитывают в себя высокий уровень авторского текста. И вот когда все эти составляющие сходятся, когда к процессу постановки подключаются талантливые режиссеры, артисты и художники, тогда рождаются поразительные спектакли. И на фестивалях происходят ошеломляющие открытия. Ничего подобного никогда в советском театре кукол не было.

– Вы с таким восторгом рассказываете о кукольном театре! Откуда такая ностальгия по детству?

– От жизни (смеется). Я двадцать лет был режиссером Магнитогорского театра кукол. И лишь совсем обратился к драме и оперному театру. Сейчас, первый раз за долгие годы, в Воронеже ставлю спектакль: полукукольный – полуживой. Уж очень уговаривали, я долго отказывался, но всё-таки решился…

– А почему отказывались?

– Это очень серьезный вопрос. Если коротко: я перестал ставить в театре кукол, потому что этот язык для себя лично исчерпал. И только поэтому! Ведь искусство – это язык, не более. Сегодня мне интересно говорить на языке драмы, а завтра, может быть, захочется говорить на языке оперы. Таковы мои мироощущения. А вообще я профессиональный кукольник. Учился на кукольника и остаюсь им.

– Какой у вас любимый кукольный спектакль?

– У меня лично их несколько. Это знаменитый «Дракон» Евгения Шварца, который я поставил в 1988 году в магнитогорском театре «Буратино», «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григоря Горин. И, конечно, «Маугли», причем автором пьесы я сам являюсь. Эти спектакли известны за пределами России...

П5. Сцена из спектакля Я - Сизиф. Фото В. Дмитриева.jpg

Сцена из спектакля "Я - Сизиф". Фото В. Дмитриева

– А что запомнилось из детских впечатлений?

– Скорее, не из детских – из взрослых. Например, спектакль «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» Челябинского театра кукол. Его поставил мой друг, народный артист России, лауреат всех на свете премий Валерий Вольховский. Этот спектакль я считаю шедевром. На самом деле таких немного – я могу назвать не более десятка. Есть несколько потрясающих режиссеров-кукольников: Александр Янушкевич (главный режиссер Брестского областного театра кукол), Олег Жюгжда (главный режиссер Гродненского театра кукол), Владимир Бирюков (художественный руководитель пензенского театра кукол), Борис Константинов (главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова)... Они сегодня являются лидерами театрального процесса.

– Совсем скоро, после Новосибирска, вам предстоит побывать на Международном фестивале кукол КукARTе, где вы также будете работать в жюри. Расскажите немного об этом фестивале.

– Это очень амбициозный и очень значимый проект, посвященный театру кукол и синтетическому театру. КукART проходит один раз в два года в период белых ночей в Санкт-Петербурге более чем на одиннадцати сценических и театральных площадках. Фестиваль начинается всегда в один и тот же день – 22 июня. С 1997 года его автором является мой друг Давид Семенович Бурман. На КукART происходит смешение всех театральных жанров: кукольного мастерства, пантомимы, пластики, драмы, Это настоящий салат!

– А какие ожидания от нашего фестиваля?

– По моему опыту работы на фестивалях – и международных, и тех, что проходят в России, я знаю, что несколько спектаклей должны быть очень талантливые. Как правило, из двадцати работ две-три становятся событием. Поэтому всем нам желаю, чтобы таких событий было больше!

Досье «Бумеранга». Виктор Львович Шрайман. Российский, израильский театральный режиссер, актер, педагог, критик, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол. Основатель и первый главный режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино», и поныне являющегося одним из лучших театров кукол страны. С 2012 по 2018 год – главный режиссер Нижегородского государственного театра юного зрителя.

Является постановщиком десятков спектаклей в кукольных, драматических и оперных театрах России. Участвовал в работе международных театральных проектов (конгрессы, конференции, фестивали) как представитель СССР в США, Франции, Японии, Италии, Норвегии, Монголии, Польше.

Виктор Шрайман – руководитель Межрегионального семинара для актеров театров кукол, руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол (Союз театральных деятелей РФ). Председатель экспертного совета Премии имени М.М. Королева, вице-президент Международного фестиваля «КукАрт», член жюри национальной театральной премии «Золотая Маска». С 2007 года работает в России по контрактам с театрами и Союзом театральных деятелей России. Среди многочисленный благодарностей, дипломов, премий, гран-при – Серебряная медаль «За веру и добро» (2008).

Лилия Вишневская. Фото автора

Просмотров: 805

Новости
Поздравляю с Первомаем!

Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда! 

С праздником Весны и Труда!
Дорогие жители Советского района! Примите самые тёплые поздравления с наступающим 1 мая – Днём Весны и Труда!
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Шахматный матч к Дню Победы в «ЭДЕМЕ»
Традиционный матч «АКАДЕМГОРОДОК – НОВОСИБИРСК», посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая 2024 в ТРК «Эдем», расположенном по адресу г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 4/4 (4 этаж).
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вверх