Хорошие детские писатели водятся не только в Москве, но и в Новосибирске. Не верите? Тогда знакомьтесь: Юлия Корнеева – автор серии книг про Вельку и Ромку, сказочных повестей про Санчика и Пухлика и детективных рассказов, в которых преступления распутывают дедушка с внучкой. Захватывающие приключения героев Юлии Корнеевой интересны и детям, и взрослым. А сюжет, органично соединяющий элементы детектива и фэнтези, не позволяет оставить книгу недочитанной...
В литературной гостиной книжного магазина «Плиний Старший» собрались ребята и их родители. Курносые носы, восторженные физиономии, блестящие от любопытства глазенки – не каждый ведь день встречаешь живого писателя! Ребята отвечали на вопросы автора, тут же расспрашивали писательницу о героях ее произведений, так что общение получилось дружеским и теплым. Юлия Корнеева рассказала о своих книгах, о том, что бесконечно любит детективы и приключения, затронула проблемы детской литературы. Но так и не призналась, в каком университете преподает. Ведь в ученых кругах, по ее словам, сказочников не очень-то жалуют...
– Юлия, вы давно пишете книги? Только детские или для взрослых тоже?
– Пишу я довольно давно, уже лет десять. Мои книги преимущественно детские. Для взрослых? Нет, до взрослых я еще не доросла (смеется). У меня, наверное, еще детское восприятие и детский взгляд на мир. Это способствует тому, чтобы писать книги для детей. В основном пишу фэнтези – жанр нынче очень популярный. Книги рассчитаны на возраст от 9 и до 14 лет. У ребят постарше уже другие интересы: из мира фантазий они начинают уходить в реальный мир с реальными проблемами и заботами. И читают совсем другие книги. Последнее мое новшество – коротенькие детские детективные рассказы. Дело в том, что книги о Вельке и Ромке получились довольно увесистыми, и некоторые ребята говорят, мол, они толстые, их читать долго. Я отвечаю: «Ни-чего страшного, только начните, приключения вас захватят, и вы не заметите, как перелистнете последнюю страницу...». Вот для таких непоседливых я написала цикл коротеньких детективных рассказов. В них всё, как во взрослом детективе: преступление, интриги. Есть подсказки и загадки – чтобы интереснее было читать. А главное – очень подходящий объем, страниц по сорок...
– Расскажите о книгах толстеньких. И кто такая Велька?
– Велька – это Виолетта. В детстве у меня была подружка, эстонка, ее имя мне всегда казалось каким-то сказочным, не из нашей жизни. И Ромка вовсе не Роман, а Ромуальд, он безум-но стесняется своего имени. Живут ребята в новом коттеджном поселке, у них большой дом и красивый сад. Ромке исполнилось девять лет, а Вельке – одиннадцать. И вот однажды в кустах малины в собственном саду они находят таинственную дверь, ведущую... Куда? С этого и начинаются их приключения. Через эту самую, как оказалось, межпространственную дверь, они попадают сначала на перекресток миров, а затем путешествуют по самим мирам. В приключениях их сопровождают новые дру-зья: смотритель перекрестка Краблик и Тень – меланхоличный персонаж, обожающий писать стихи. Он случайно наступил Ромке на пятки, а посему обязан в буквальном смысле следовать за ним по пятам. В волшебных мирах живут русалки, лепреконы, домашние эльфы, лесные феи... Всего миров пять, соответственно, книг тоже пять – по одной на каждый мир. Когда вы прочитаете их все, то узнаете, чем завершатся приключения брата и сестры. Книги этой серии можно читать вразнобой, поскольку у них абсолютно самостоятельные сюжеты, объединенные общими героями. Однако для более целостного восприятия лучше читать книги друг за другом, чтобы быть в курсе того, как меняется жизнь взрослеющих Ромки и Вельки и какие события происходят в жизни их друзей. Первая-вторая книги предназначены для ребят 8-9 лет. Но герои растут, растут и ребята, читающие об их путешествиях. Так, в четвертой книге Вельку неожиданно настигнет первая любовь, а в пятой влюбляется уже Ромка. Эти книги рассчитаны на возраст 13-14 лет.
– В ваших книгах необычные иллюстрации. Кто их автор?
– Вот, например, эту картинку рисовала моя подруга Екатерина Гилярова, с которой мы вместе росли. Она художница. На ней вы видите кабинет профессора Корбута. Здесь находится подзарядка – ЭНПОДус, благодаря которой работает магнит миров. Но таинственный прибор пропал, а его хранитель – профессор Корбут, погиб! Ребятам предстоит разгадать завещание профессора и найти подзарядку, иначе жителям всех миров придется туго! Это сюжет второй книги... А еще, как вы видите, у всех книжек очень интересные обложки – летняя, весенняя, осенняя, зимняя. На последней, пятой, снова лето. Цикл замкнулся: ребята оправились в путешествие летом, и летом, через несколько лет, их приключения завершились. Уже в нашем мире. В Париже и Египте – они как раз изображены на обложках.
– Планируется ли дополнительный тираж первой книги?
– В обозримом будущем вряд ли. Посмотрите, что делается в мире! Так что надо переждать финансовый кризис. С другой стороны, это прекрасный повод записаться в библиотеку. В каждой детской библиотеке города есть мои книги, и там всегда будут рады вам помочь. А электронную версию можно приобрести через мой сайт: kniga-skazka.narod.ru.
– «Дело о пропавшей картине» – рассказ-детектив. Интересные поиски, загадки, увлекательный сюжет. Главные герои – дедушка и внучка. Это всё ваша фантазия или по мотивам реальных событий?
– У меня в детстве были очень теплые отношения с дедушкой. И свою любовь к нему мне очень захотелось отразить в этих рассказах. Мне кажется, у меня это получилось. Планируется целая серия рассказов, но пока написаны только два. Второй рассказ – «Таинственное происшествие в купеческом особняке». Ну, а сюжет, конечно, выдумка.
– Когда вы начали писать и что побудило вас к творчеству? Ник Перумов, кстати, признался, что толчком к написанию фантастических книг послужила знаменитая эпопея Толкиена «Властелин колец»...
– Мне часто задают этот вопрос, чем всё время ставят в тупик. Можно, конечно, ответить красиво, но я скажу честно – не знаю. Был у меня период в жизни, когда мне не хватало каких-то ярких эмоций, впечатлений, чудес... И вот тогда я подумала, а почему бы самой не создать чудо? И засела за рассказ, который подарила на день рождения крестнику Тимофею, ему исполнилось целых пять лет (смеется). Написала несколько забавных рассказов о приключениях Санчика и Пухлика, но потом с удивлением почувствовала, что этот процесс меня захватил целиком! И тут новая идея: а может, стоит написать большую книгу? Так появились на свет Велька и Ромка. Казалось бы, мечта сбылась: книгу написала, всем она понравилась, я поставила себе «галочку» – можно заняться другими делами. А вот и нет! Случилось то, что происходит со многими писателями: они не могут расстаться со своими героями. И мне уже самой захотелось узнать: что будет с ними в будущем? Стала писать дальше. Хочу поделиться с теми, кто любит путешествовать: самые необычные ощущения от путешествий получаешь, когда пишешь свою книгу. Это настолько полное перемещение в пространстве и времени, настолько увлекательное, что словами не передать! Ты получаешь массу ярких эмоций, перед глазами проплывают образы других миров. Ощущение такое, словно одновременно читаешь увлекательную книгу, смотришь приключенческий фильм и сама же в этом мире проживаешь... А вот толчка извне не было совсем. Как раз в то время народ повально увлекался Гарри Поттером. Если честно: на тот момент я не прочитала ни одной книги о юном волшебнике! Считала, что это книги для детей, а я уже в том возрасте, когда детских книг не читают. Когда наконец решилась, то подоспела идея с Велькой и Ромкой, и я сознательно отложила знакомство с Поттерианой, чтобы не было соблазна почерпнуть что-то от Роулинг. Гарри Поттера я прочитала, когда дописала последнюю книгу. И с удовольствием констатировала, что у нас совершенно разные направления и стили. То же и с Толкиеном.
– А кто ваши любимые писатели?
– Из детских – Астрид Линдгрен. Я обожаю и Карлсона, и Пеппи Длинныйчулок! Эти книги я зачитывала буквально «до дыр». Еще мне безумно нравятся книги Жюля Верна, особенно «Таинственный остров». А вообще, в детстве я очень много читала. Я и сейчас много читаю, правда, теперь, в основном, научные книги. Хотя стараюсь не пропускать и новинок современной литературы.
– Вы пишете в свободное от работы время? Или преподавательская деятельность – в свободное от написания книг время?
– Нет, работа в университете – мое основное занятие, оно позволяет зарабатывать на хлеб (смеется). А литературная деятельность – время от времени. Я не считаю себя графоманом – не пишу каждый день с утра до обеда. Берусь «за перо», когда четко сформирован сюжет и определены герои. Я долго жду, когда всё это выкристаллизуется, когда я определюсь, с чего начнется книга и каков будет ее конец. Тогда уже сажусь за компьютер и начинаю писать...
– Сколько времени вы писали этот цикл?
– Меня и дети часто об этом спрашивают (смеется). Стандартно – полтора месяца, каждый день после работы, с 4 часов дня и до 9 вечера. Потом столько же – на шлифовку: редактирую, вылавливаю неточности, добавляю какие-то художественные детали. Готовая книга получается за три месяца. На весь цикл у меня ушло четыре года. Это потому, что для каждого писателя очень важна не только его книга – огромное значение имеет обратная связь с читателями. Ему нужно знать, что в книге понравилось, а что нужно доработать. После первой части у меня был перерыв, но потом работа пошла живее: в среднем, выходили по две книги в год.
– У нас много современных детских писателей. Но пишут они, в основном, для младших школьников. А с литературой до 7 лет прямо беда! Барто, Чуковский, Маршак – классическая «читай-ка» для малышей. С чем, по-вашему, это связано?
– Проблема действительно существует. И дело не в том, что нет таких писателей – они есть. Но, во-первых, их капля в море в рамках нашей огромной России, во-вторых, они не востребованы нашими издательствами. В свое время я столкнулась с этим, когда пыталась пристроить своих Санчика и Пухлика. И везде мне отвечали, мол, у нас издательская политика – не рисковать. Есть список всем известных авторов и их бестселлеров, на которых выросло не одно поколение детей, вот мы их из года в год и воспроизводим. «А как же новые имена и герои?» – спросила я. «А никак, мы этим не занимаемся», – ответили мне и посоветовали обратиться в другое издательство. Всё, замкнутый круг. Я думаю, эту проблему нужно решать на государственном уровне.
– И последний вопрос. Чему вы учите своих маленьких читателей?
– Если коротко, то быть добрыми и отзывчивыми, ценить дружбу и познавать окружающий мир.
Досье «Бумеранга»
Юлия Корнеева. Детская писательница. Имеет два высших образования – экономическое и юридическое. Кандидат экономических наук, доцент, преподает финансы в одном из университетов нашего города. Член Союза писателей России. Официальным началом творческой биографии считает выход в свет первой книги будущей серии – «Велька и Ромка против Черных Карликов». Однако до этого написала несколько рассказов для детей 5-8 лет, повествующих о приключениях друзей – Санчика и Пухлика. Недавно вышли ее детективные рассказы, главные герои которых – дедушка с внучкой: «Дело о пропавшей картине» и «Таинственное происшествие в купеческом особняке». Из еще неизданных – серия о планете Цера: «Лиза и Воробей на планете Цера», «Каникулы на планете Цера» и «Битва за планету Цера».
Лилия Вишневская. Фото автора