Галина Пьянова: «Сибирь – она на то и Сибирь, чтобы воспитывать»

Галина Пьянова: «Сибирь – она на то и Сибирь, чтобы воспитывать»
9 июня 2016

В гостиной книжного магазина «КапиталЪ» Новосибирский клуб зрителей провел встречу с главным режиссером театра «Старый дом», создателем театра «АРТиШОК», режиссером интеграционной театральной студии «Особенный ТИП» Галиной Пьяновой. Как выглядит идеальный зритель? Каково это – быть гражданином двух стран, как отличаются сердцебиения России и Казахстана? Какие темы и проблемы в театре сегодня являются наиболее острыми? На все эти и многие другие вопросы Галина ответила в ходе встречи.

Непосредственность, открытость, чувство юмора Галины и увлечение своим делом с первых минут превратили встречу в дружеское общение. Поговорили о возникновении алма-атинского театра «АРТиШОК», одним из основателей которого является Галина, о творческих экспериментах, текущих проектах – спектакле творческой лаборатории «Особенный ТИП» «Ангел с усами», о недавно прошедшей и весьма интригующей премьере «Снегурочки», послушали стихотворения Иосифа Бродского и завершили всё внезапной импровизацией – театром одного актера в лице нашей гостьи.

Прихожу с творческим замыслом в стиле «а давайте сделаем это!»

Люди с особенностями здоровья, как считает Галина Пьянова, не должны сидеть по домам, должны работать, творить, быть счастливыми. Но эта совершенно очевидная, казалось бы, вещь, к сожалению, очевидна не для всех. Недавно в нашем городе состоялось замечательное событие – премьера спектакля «Ангел с усами» в театре-студии «Особенный ТИП», которым руководит Галина Пьянова. История просто восхитительна!

П5.JPG

– Кто-то из близких меня спросил: откуда эта мода – заниматься благотворительностью, в том числе и с помощью театра. Но этот спектакль не дань моде, это отдача души. Когда я пришла работать в театр «Старый дом», увидела в зале ребят, как принято у нас говорить – с ограниченными возможностями. Видела, какими глазами они смотрели на сцену, как переживали во время действия. Я познакомилась с некоторыми из них. Девушка Оля – большая поклонница нашего театра, и актриса Олеся Соколова предложили сделать спектакль, где бы такие ребята участвовали. Идея была замечательная: собрать деньги с показа спектакля для постройки детской площадки. Это очень важно, хотя кажется – такая мелочь! Потом, когда эта площадка появилась, Оля рассказывала: «Вы с детства знаете, что такое качели-карусели, а мы даже не представляем, как это – качаться на качелях. Я первый раз села на качели и, боже мой, какие эмоции ощутила! Это так классно!». А тогда, год назад, мы встретились с ребятами в кафе. В результате решили – будем делать спектакль! Так случилось, что из нескольких приглашенных режиссеров в проекте осталась я одна. Руководитель – Ольга, на ней весь процесс подготовки и организации. Я же счастливый паразит, который приходит с творческим замыслом в стиле «а давайте сделаем вот это!». С нашими артистами я работаю очень серьезно, так, как меня саму учили – без поблажек и жалости. Но я вижу, что такой стиль работы им нравится. Олеся занимается с ребятами сценической речью, еще у них есть преподаватель по вокалу и специалист по движению. Мы не арт-терапевты, нет! От ребят поступил запрос: чтобы мы не манипулировали зрителями, не давили на жалость. Меня это восхитило и заставило трудиться в три раза больше.

Верили, стремились, получилось...

Студия «Особенный ТИП» существует уже почти год. Самое большое достижение ребят – спектакль по пьесе легендарного писателя Тонино Гуэрра «Ангел с усами», режиссером которого стал уникальный мультикультурный человек, главный режиссер двух театров: театра «Старый дом» (Новосибирск, Россия) и театра «АРТиШОК» (Алма-Ата, Казахстан) Галина Пьянова. В спектакле заняты ребята с разным уровнем здоровья: люди с особенностями зрения, слуха и передвижения. Но одну из ролей исполняет профессиональный актер. Спектакль рассказывает историю Ангела, спустившегося на землю для того, чтобы оживить старые чучела птиц, хранящиеся в сарае одинокого крестьянина. Над чудаком ангелом смелись все, в том числе и другие ангелы, но он четко шел к своей цели, веря в то, что заветное горячее желание способно оживить неживое. Ангел проделал большую работу: случались минуты отчаяния, одолевало чувство безысходности. Но в итоге ему удалось добиться своей цели – оживить птиц и подарить им крылья для полета...

П Спектакль «Ангел с усами».jpg

Сцена из спектакля «Ангел с усами»

«Ангел с усами» – пьеса по мотивам Тонино Гуэрра. Произведение нигде не печаталось, оно эксклюзивно. Много лет назад режиссеру посчастливилось познакомиться с Тонино лично. Он видел спектакль театра «АРТиШОК», в котором работает Галина, и предложил для труппы сделать пьесу, а за основу взять прекрасную притчу – «Ангел с усами». В «АРТиШОКЕ» в Алма-Ате спектакль отыграли всего один раз. Не зажил он по какому-то недоразумению.

– Это был единственный раз в моей творческой карьере, когда спектакль ушел из репертуара! Но я пьесу не отправила в мусорное ведро – я ее отложила. И вот Тонино уже ушел от нас, а пьеса его вновь зажила! Я счастлива, что удалось вдохнуть в нее вторую жизнь. Тонино бы это понравилось. Спектакль, который планировали показать один раз, прошел уже три раза, он зажил, задышал. И в этом заслуга, прежде всего, ребят, которые хотят его играть еще и еще. Он сложный, метафоричный, поэтичный. Веселый, потому что у Тонино было прекрасное чувство юмора. Местами драматичный и грустный. Так, благодаря ТИП-студии, у меня случилось счастье еще раз встретиться с «Ангелом с усами».

Справка «Бумеранга». Средства от первых двух показов студия направила на строительство второй очереди «Ротари-парка» – парка, в котором друг с другом уже сейчас играют дети с разным уровнем здоровья. Сборы от третьего показа пошли на покупку сверхмощных слуховых аппаратов для ученицы проекта Дарьи Мухаревой, которая с осени прошлого года начала стремительно терять слух.

Это не инопланетяне, у них кеды!

В театральной биографии, по словам Галины, случается так, что всё само собой легко происходит. И «Ангел с усами» – как раз из той случайности. Не приди она на встречу с ребятами – ничего не было бы! Но самая большая счастливая случайность – это возникновение в Алма-Ате театра «АРТиШОК».

П4.JPG

– Я закончила театральный факультет в Санкт-Петербурге, и в 2001 году получила приглашение в аспирантуру. Тема великолепная – театрализация жизни, это так интересно! Об этом впервые громко заявил Вячеслав Полунин. «Хватит, – думаю, – практикой заниматься, надо теорию оседлать!». Приезжаю в Алма-Ату забрать свои вещи, уволиться из театра – и в Питер! Но оказалось, что я жду ребенка. Это было как чудо. Однако врачи сказали: «Хочешь потерять ребенка – езжай в свою аспирантуру»! Естественно, я осталась. Но это время надо было чем-то заниматься, ведь из театра я уже уволилась. И я со своими партнерами по сцене сколотила экспериментальную группу. Артистов, играющих в театре ведущие роли – Гамлета, Чайку, Офелию – объединяю на лето и говорю: «Давайте импровизировать!». Пять человек – вся наша группа. Помню, в конце августа приехали в Новосибирск, пошли импровизировать. На улице уже прохладно, мы почти голые – пять ярких пестрых человечков в цветочках и платочках, люди не понимают, что мы творим, кто мы вообще такие... Мы существовали в жанре Дель Арте – молчаливые фигуры. Прохожие показывали пальцами: инопланетяне приехали! А умники подтрунивали: «Не, не инопланетяне, у них кеды на ногах!». Вот такой конфуз у нас случился в Новосибирске. Это потом, спустя какое-то время, мы стали узнаваемы, нас стали приглашать на разные мероприятия. Но вот вопрос: как нас объявлять? Сели мы однажды друг против друга: ну что, надо сознаваться, что мы театр, а не непонятно кто. Мы уже вовсю репетировали спектакль для стационарной площадки, таковой не имея. И один раз на интервью ведущая прямо спросила: кто мы? И тут у меня вырвалось – театр «Артишок»! Партнеры сидят в ступоре, но это было здорово! Так мы стали театром...

Бродский – мой личный камертон

Галину часто спрашивают, к каким камертонам она прислушивается, когда теряет точку опоры. К тем, которые настраивают на хорошее, поддерживают, говоря: «Ты такой не один, ты и не такое переживал»? Что же для нее является камертоном вообще?

П2.JPG

– Для меня такими камертонами служит поэзия. А конкретно – Иосиф Бродский. Я очень люблю стихи, есть много замечательных поэтов. Но лично мой камертон – Бродский. Ведь что ни открою в большой толстой книжке, не могу сказать – как молитва. Нет, это как озарение: вот человек, который всё пережил и пережил достойно. И каждый раз, когда я схожу с точки опоры, беру томик стихов Бродского.

И надо небом рискнуть,
И, может быть, невпопад.
Еще не раз нас распнут
И скажут потом: распад.
И мы завоем от ран.
Потом взалкаем даров...
У каждого свой храм.
И каждому свой гроб...

Разве это не точка опоры? Что касается творчества, конечно. Ну а то, что касается жизни... Тут много личных камертонов. Я женщина и я мама – мне не до депрессий и не до отчаяния!

«Огрызок пространства и неба кусок»

Я счастлива, что в театре мне удалось поработать с Бродским: в Алма-Ате до сих пор идет спектакль, который называется «Огрызок пространства и неба кусок». Это строки из стихотворения Бродского:

Что нужно для чуда? Кожух овчара,
Щепотка сегодня, крупица вчера,
И к пригоршне завтра добавь на глазок
Огрызок пространства и неба кусок...

П3.JPG

Но для удобства зрителя спектакль называют по-другому – «Концерт номер два». Надо сказать, до этого в театре шел «Концерт номер один» – такой своеобразный спектакль-капустник. А потом возник Бродский. В спектакле есть и актерское пение, и «Битлз», и Бах... И всё это акапельно! Немного, но почему-то зрители прозвали это действо «Концерт номер два». Вот и живет спектакль с 2011 года под двумя названиями, даже в афише иной раз увидишь – «Концерт номер два»...

Снегурочка для того, чтобы Солнце случилось!

Последняя работа Галины Пьяновой как режиссера – «Снегурочка» по пьесе Александра Островского. Это не просто спектакль, это футуристическая опера. Каждый ее участник – композитор Александр Монацков, хореограф по пластике Олег Жуковский и другие – серьезный элемент в постановочной группе. По словам Галины Пьяновой, Александр Монацков – человек необыкновенный и занимается очень сложной музыкальной структурой – авангардной музыкой. Он философ. «Музыка – это не фоновая составляющая, музыка над нами, музыка надо всем!» – утверждает композитор. Да, это современная музыка, но это странная музыка. Как Вселенная – она везде, и она не ограничена рамками. Поэтому в «Снегурочке», признается Галина, совершенно новая природа спектакля.

– В жизни каждого из нас случаются случайности. Хорошие или плохие – разве это мы решаем? В природе всё закономерно, и я понимаю, почему так происходит. Потому что надо отвечать за зерна, которые ты вбросил. За каждый свой поступок мы в ответе. Я знаю, что сейчас отвечаю за ряд своих поступков. Это не с точки зрения наказания, это ответственность за прошлое. Поэтому я не удивляюсь, если что-то в моей жизни затрудняется или, наоборот, легко складывается. Надо просто не отчаиваться, а притормозить, осмыслить. И идти дальше, без всяких заламываний рук и возгласов «за что?!». Лично я сейчас иду за Снегурочкой. Она принесла себя в жертву, чтобы Берендеево царство стало чуточку лучше. Солнца не было 15 лет, и Снегурочка – это жертва, чтобы Солнце случилось. Солнце случится – будет хорошо. Всем...

П Футуристическая опера «Снегурочка».jpg

Сцена из оперы «Снегурочка». Театр «Старый дом»

Наверное, девочки замуж хотят?

Когда Галина впервые приехала в Новосибирск из Алма-Аты, она была потрясена: ментально это два разных мира! И в тот раз Сибирь напомнила великую народную мудрость по поводу монастыря и устава.

– Есть особая нация – театральные люди, и в каждом городе она своя. Мы, артисты, ориентируемся на местную публику. В тот раз я весьма легкомысленно отнеслась к этому моменту. Когда мы выходили с импровизациями на улицы теплой Алма-Аты, это всегда был веселый карнавал. Это с нас, с «АРТиШОКа», начались уличные карнавалы и фестивали, уличные спектакли и т.д. Там природа такова, климат такой. А тут Новосибирск, суровый край, а мы в цветастых курточках пытаемся что-то изобразить. Держим итальянскую фактуру – придумываем на ходу, импровизируем со случайными зрителями. Заходим в торговые центры, кафе, нас сопровождает пресса, снимают камеры. Затем журналисты подходят к людям и берут интервью: «Как вы думаете, кто это?». Мы, когда смотрели сюжеты, смеялись до слез, потому что ответы были потрясающие! «Не знаем, девочки, наверное, замуж хотят!». А на девочек мы вообще были мало похожи – в силу возраста. Тем более что среди нас и два «мальчика» было! После этого я взяла за правило: если едешь куда-то, перестройся – чтобы не было провальных действий! Надо понимать: Сибирь она на то и Сибирь, чтобы воспитывать. Всё должно быть в рамках определенной культуры, и не стоит нахрапом брать зрителя – его вкусы надо уважать.

Лилия Вишневская. Фото автора

Просмотров: 1744

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх