Дон Кихот»! Балет-праздник на сцене НОВАТа

Дон Кихот»! Балет-праздник на сцене НОВАТа
24 июня 2016

21 июня состоялась долгожданная премьера балета «Дон Кихот». Событие совершенно неординарное для театральной жизни столицы Сибири. В новой версии прошел один из самых ярких и праздничных спектаклей мирового репертуара, который за свою полуторавековую историю не утратил жизнелюбия, юмора и молодого задора...

Впервые балет «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса был поставлен в 1869 году Мариусом Петипа в Большом театре. В 1871 году Петипа создает новую редакцию спектакля для сцены петербургского Большого театра. А в 1887 году новую редакцию по спектаклю Петипа для московского Большого театра ставит Алексей Богданов. Однако решающим в судьбе балета оказывается постановка московского Большого театра 1900 года – спектакль в своей редакции ставит балетмейстер Александр Горский, который уже в 1902 году переносит его в Мариинский театр. К музыке Людвига Минкуса Горский добавляет отдельные номера на музыку Эдуарда Направника и Антона Симона. В дальнейшем «Дон Кихот» еще не раз «обогатится» новыми танцами и новой музыкой – B. Желобинского, В. Соловьева-Седого, но музыка Минкуса, как и схема спектакля Петипа, останется прежней.

Страстные танцы с национальным испанским колоритом и сложнейшие классические па не преследуют цели пересказать знаменитое сочинение Мигеля Сервантеса: в балете использован только один эпизод литературного первоисточника – история о несостоявшейся свадьбе юной красавицы и богатого вельможи, которому она предпочла находчивого цирюльника.

2.JPG

В Новосибирском театре оперы и балета «Дон Кихот» был впервые показан в 1954 году и практически не сходил со сцены. Он неизменно пользовался успехом и доставлял удовольствие зрителям. В разные годы в театре шли различные версии старинного балета, но спектакль в постановке Сергея Вихарева сохранялся в репертуаре более 10 лет. Теперь зрителям предстоит познакомиться с «Дон Кихотом» в редакции Михаила Григорьевича Мессерера. Выдающийся балетный педагог и знаток классического наследия использует в своем спектакле достижения нескольких поколений хореографов. Сценическое оформление и костюмы премьеры изготовили специально для НОВАТа под руководством художника Вячеслава Окунева. Световую партитуру разработал Александр Кибиткин.

В премьерных спектаклях партию Базиля исполняет звезда мировой балетной сцены Иван Васильев, для которого, по его собственным словам, «Дон Кихот» – спектакль особый, потому что с него началась карьера танцора в балете: «Я его танцую по всему миру, можно сказать, что это – моя коронка. Мой первый выход на сцену Новосибирского театра оперы и балета состоится именно в этой роли. И я всегда рад приехать в Новосибирск, потому что здесь хорошая публика, прекрасная труппа и замечательный театр».

3.JPG

Справка «Бумеранга». Дон Кихот – балет в 3-х действиях с прологом. Музыка: Людвиг Минкус, хореография: Мариус Петип и Александр Горский, дирижер: Карен Дургарян. Партии: Базиль – Иван Васильев, Китри – Анна Гермизеева.  Также в премьерных спектаклях участвуют звезды НОВАТа – Анна Жарова, Роман Полковников, Анна Одинцова, Михаил Лифенцев.

«На раздольной сцене НОВАТа можно проявить творческие способности»

Большая сцена НОВАТа. Генеральный прогон балета «Дон Кихот». Последние штрихи. Михаил Григорьевич Мессерер раз за разом выбегает на сцену, вносит корректировки по ходу действия спектакля. Сцена, где тореадоры подбрасывают Санчо Панса, не удовлетворяет маэстро. Пробуются варианты... Периодически идет перетанцовка. Время не ждет – премьера спектакля уже завтра, в 19 часов вечера...

Михаил Григорьевич Мессерер – о своей работе с новосибирской труппой НОВАТа, об ожиданиях от спектакля, об идентичности и разнице в постановках Михайловского театра и НОВАТа.

Михаил Мессерер.JPG

– Михаил Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о появлении спектакля на нашей сцене. Ведь это не первый в нынешнем сезоне подобный опыт: что приехало из Михайловского, что сделано нового? Насколько серьезно произошла переработка материала?

– «Дон Кихот» целиком перенесен на Новосибирскую сцену. Мы имели большой успех на гастролях нашей труппы с этим спектаклем и в России, и за рубежом: в Лондоне, в Нью-Йорке, Калифорнии…Нас тепло принимала публика всего мира, и мне показалось, что не стоит искать добра от добра. Поэтому спектакль перенесен полностью, как он идет в Михайловском театре: декорации, костюмы, партии.

– Происходило ли усложнение партий, элементов в этом спектакле?

– Нет, в сравнении с Михайловским театром я абсолютно ничего не менял. Это один к одному перенесенный спектакль. Именно за Дон Кихота нас выбрали лучшей труппой в Лондоне в 2013 году (балет петербургского Михайловского театра получил премию Британского круга критиков National Dance Awards в номинации «Лучшая зарубежная танцевальная компания» за выступления на двухнедельных гастролях в Лондоне в марте-апреле 2013 года – прим. авт.). Так что я ничего не стал менять.

4.JPG

– Сколько времени вы работали с нашими артистами?

– Понадобился приблизительно месяц, чтобы донести материал до артистов. У вас замечательные балетмейстеры-репетиторы, да и мои ассистенты из Петербурга приезжали. Так что нам работа удалась в кратчайшие сроки. Мне очень приятно видеть, как новосибирские танцовщики справляются со сложнейшей хореографией Мариуса Петипа и Александра Горского. Я рад, что артисты так быстро освоили столь сложный материал.

– Насколько ваша версия «Дон Кихота» близка к классической?

– Я знаю, что я человек пожилой (смеется), но, к сожалению, я не присутствовал при создании балета Мариуса Петипа в Мариинском театре в Москве, поэтому мне сложно сравнивать.

– Размах новосибирской сцены как-то сказывается на спектакле? Он, наверное, смотрится несколько иначе, в отличие от вашего?

– Да, сцена у вас большая. Просто замечательно, что мой спектакль идет на такой шикарной, раздольной, я бы сказал, сцене! Это придает определенный смысл некоторым мизансценам, которые не теряются в пространстве. Я в Михайловском театре старался сделать так, чтобы определенные мизансцены не пропали совсем из-за нашего скромного размера. У вас таких проблем нет. И мне нравится, что есть возможность проявить творческие способности – артистам, в том числе.

5.JPG

– Насколько фигура Ивана Васильева важна в этом спектакле? И будет ли он танцевать в нем постоянно, кроме премьерных показов?

– Конечно будет! Базиль – это его коронная партия. Он прославился этой партией, когда в труппе Большого театра дебютировал в балете «Дон Кихот».

– Как много оригинального по сравнению со знакомым текстом, который идет во многих оперных театрах?

– В каждом театре – свой текст. Многие версии базируются на легендарной версии Александра Горского: он переработал наследие Мариуса Петипа – великого российского и французского хореографа, на которого мы все молимся. Тем не менее спектакли все разные. Наш – такой, каким мы хотели его создать: чтобы зрители наслаждались старым, хорошим, классическим балетом. Ведь, давайте не забывать, что это самый жизнерадостный спектакль в балетном репертуаре. Если предыдущая наша работа, «Жизель», – самый элегический балет, то в «Дон Кихоте» юмора, шуток, танцев – и классических, и характерных – так много, что, мне кажется, и юные, и молодые зрители, и зрители среднего поколения будут довольны.

– В середине спектакля зрителей ожидает легкое потрясение: конь въезжает, ослик на сцене... В Михайловском животные тоже играют?

7.JPG

– Да, у вас всё точно так же, как и в Михайловском. Зрелищно! Ослик и лошадь замечательные! Мы их кормим, сахар даем, они в восторге (смеется). Это же настоящие театральные артисты!

– А насколько рискованна сцена, когда Санчо Панса взлетает в воздух?

– Совершенно не рискованная! У нас замечательные мастера поддержки, они более сложные элементы делают. Таких в репертуаре предостаточно. Это не является акробатическим выходом. Восемь человек тореадоров подкидывают вверх одного – всё очень просто.

– Эмоции артистов на лицах без труда прочитываются с первых рядов. Эта мимика присутствует только сегодня, потому что еще идет репетиция, или она «прописана» по сценарию?

6.JPG

– Спектакль живой, я только приветствую эмоциональную составляющую: восторг или удивление, или недоумение. Статичность лиц – это неправильно для любого спектакля! А в балете «Дон Кихот» тем более, особенно в первом акте, где всё так весело и жизнерадостно!

Досье «Бумеранга». Михаил Григорьевич Мессерер. Представитель знаменитой балетной династии Большого театра. Родился в Москве в семье известной балерины Суламифи Мессерер. В 1968 г. окончил Московское академическое хореографическое училище и поступил в балетную труппу Большого театра. Как приглашенный солист выступал с Мариинским, Пермским театром оперы и балета имени Чайковского, Пражским национальным театром.

В 1978 г. окончил ГИТИС и получил специальность педагога-балетмейстера. В качестве приглашенного педагога работает в Американском балетном театре, Парижской национальной опере, Балете Монте-Карло, Венской государственной и Римской опере, миланском театре Ла Скала, неаполитанском Сан-Карло, флорентийском Оперном театре, Королевском театре в Турине, театре Арены (Верона)... В балетных труппах Берлина, Мюнхена, Дюссельдорфа, в Токио-балете, Английском национальном балете, Бирмингемском королевском балете, Королевском шведском балете, Королевском датском балете, Национальном балете Турции, Балете Гетеборга, Кульберг-балете (Стокгольм), Национальном балете в Будапеште, Национальном балете Марселя и др. С 2002 по 2009 год – приглашенный педагог Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Михаил Мессерер В Досье.jpg

С 2009 года – главный балетмейстер Михайловского театра. Среди постановок, осуществленных Мессерером в Михайловском театре: «Лебединое озеро» (2009), «Лауренсия» (2010), «Дон Кихот» (2012), «Пламя Парижа» (2013), «Класс-концерт» (2014), «Корсар» (2015).

Лилия Вишневская. Фото автора

Просмотров: 2763

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх