Маленьким новосибирцам вернули балет «Три поросенка»
Балет «Три поросенка» вновь на сцене НОВАТа! Забавная, добрая сказка на музыку Санат Кибировой впервые была представлена на большой сцене в 1991 году и долгие годы радовала юных зрителей. И вот в ноябре спектакль снова вернулся в Новосибирский оперный – теперь уже в зал имени Исидора Зака. И маленькие театралы снова увидели, как беззаботные озорники-поросята и их лесные друзья победили голодного, но не такого уж злого и страшного Волка.
Сказка о дружбе
Вам расскажет эта сказка про ленивых Поросят
И о том, что труд и дружба всё на свете победят...
Весело и дружно жили три Поросенка – Ниф, Нуф и их сестренка Нафа. Однажды они решили отправиться в лес на прогулку. Шли-шли и не заметили, как наступила ночь. Прижавшись друг к другу, Поросята уснули. А рано утром на опушке леса, где расположились маленькие шалуны, начала кипеть работа. Это неутомимые Муравьи, Белка-хлопотунья и колючий Ежик задумали строить себе на зиму теплый, надежный дом.
– Вы примите нас, ребята, –
Попросили Поросята. –
Мы поможем вам втроем
Дружно строить новый дом...
«Ладно, только, чур, не шуметь, – предупреждает их Ежик, – услышит вас Волк, тогда всем несдобровать». И Поросята тоже принимаются за работу. Вот только очень скоро это занятие им надоедает – куда приятнее веселиться и бездельничать! И, позабыв обо всем на свете, они начинают бегать по лесу, гоняться за Бабочками. Веселая троица так расшумелась, что разбудила Волка. Заспанный, голодный и очень сердитый, он вылез из-за кустов. Что делать? Поросята в ужасе бросились наутек, а за ними, ломая колючий кустарник и лязгая зубами, погнался Волк.
Шум погони донесся до опушки леса. Дружные строители всполошились – надо выручать из беды глупых Поросят! И едва только Волк появляется, как навстречу ему выбегает ощетинившийся Ежик, выползают Муравьи, Белка осыпает его градом орехов и шишек. От неожиданности Серый растерялся, испугался и угодил в капкан. И вдруг стал таким жалким, несчастным и... совсем-совсем нестрашным.
Тем временем Поросята, придя в себя от испуга, поняли, что поступили очень и очень плохо, убежав от друзей. А звери поняли, что очень-очень плохо поступили с Волком. Сжалившись, лесные жители накормили его вкусной кашей, а потом все вместе взялись за дело и построили большой крепкий дом... Ведь в сказках всегда должно побеждать добро и дружба!
Сцена без кулис
Восстановлением хореографии «Трех поросят» занималась Заслуженная артистка РСФСР Нина Фуралева. Вся творческая биография Нины Ивановны связана с Новосибирским государственным театром оперы и балета. С первых сезонов работы, с 1955 года, в ее репертуар вошли характерные и классические партии: Сан Шенму («Драгоценный фонарь лотоса»), Фея Карабосс («Спящая красавица»), Девушка («Ленинградская поэма»), Тереза («Пламя Парижа»), Колдунья («Сильфида»), Солистка («Болеро»), Молодая цыганка («Каменный цветок»)... После завершения сольной карьеры Нина Фуралева преподавала в Новосибирском хореографическом училище. Сегодня она – педагог-репетитор балетной труппы НОВАТа.
– Я получаю огромное удовольствие, когда наблюдаю за реакцией детей на этот спектакль, – делится с нами Нина Фуралева. – Они кричат, смеются, ведут себя очень непосредственно...
Несмотря на то, что сама хореография балета несложная, танец у Бабочек требует высокого профессионального мастерства, поскольку он танцуется «на пальцах». Кроме того, участникам этого действа необходимо продемонстрировать свое актерское мастерство: умение быть органичным в роли, правдиво сыграть удивление, радость, испуг, другие эмоции.
– Конечно, молодым артистам балета поначалу трудно осознать всё это, но когда они входят в спектакль, то начинают чувствовать себя более свободно, импровизируют и шалят на сцене, отчего получают большое удовольствие, – рассказывает Нина Фуралева.
Прославленный педагог-репетитор отметила, что при восстановлении балета на Малой сцене были немалые сложности, связанные в основном с тем, что в зале имени Исидора Зака нет кулис и задника, «а ведь нужно, чтобы перемещения артистов вне действия были незаметны». Выход нашли художники – они создали на сцене настоящий сказочный лес, который скрывает всё, что зрители не должны видеть.
Бабочки в душе
Роль Волка в спектакле исполняют три солиста оперного театра: Константин Алексенцев, Юрий Зиннуров и Максим Гришенков.
Перед первым премьерным показом Константин Алексенцев отметил, что не хотел бы, чтобы его персонаж был страшным и злобным, ведь главное для актера, исполняющего эту роль, – не испугать маленьких зрителей. «Мой Волк – большой романтик: у него в душе порхают бабочки, он рад веселиться и озорничать вместе со всеми. А злой он только потому, что голодный», – поясняет артист. И рассказывает, каким видит своего персонажа.
– Мне посчастливилось уже на второй год работы в театре станцевать эту партию. Мои предшественники были большие Волки – в прямом смысле слова. Высокие артисты, мощные, сильные. Я первый маленький Волк – хрупкий, невысокий. Поэтому мой персонаж романтичный, добрый, трогательный. Он радуется добру, веселью, мечтает иметь друзей. А злой, потому что голодный...
Добро всегда побеждает, – уверен Константин. «А у нас есть всё – и дружба, и взаимовыручка. Поэтому интерпретация сказки несколько иная и финал более жизнерадостный. И когда в концовке Волк появляется с цветами, танцует вместе с Бабочками, дети сами начинают вскакивать с места и танцевать».
Солист считает, что на этой партии лежит большая ответственность. Потому что дети – самые честные зрители – их не обмануть.
– Если ты с ними искренен, значит, и они тебе верят, и в твоего героя верят. Если чуть-чуть схалтурил – то и реакция, соответственно, будет другая. Это очень большая ответственность – играть для детей...
В репертуаре Константина Алексенцева яркие партии на большой сцене: Голубая птица и Кот в «Спящейя красавице» Чайковского,), Юродивый в «Юноне и Авось», исполнитель вставного па де де в «Жизеле» Адама, Первый Бандит в «Кармен», Юноша – в «Снах под свинцовым небом»... И Меркуцио – в «Ромео и Джульетте». Но в этой партии актер словно возвращается в детство, поэтому и считает роль Волка одной из своих самых любимых.
– Я просто обожаю эту партию! Я расцветаю на сцене. Наверное, потому, что я здесь такой, какой я есть в жизни, – делится эмоциями солист НОВАТа.
Умница Нафа
В детском балете, как и во взрослом, задействовано несколько составов. Озорных лентяев-поросят Нифа и Нуфа играют Илья Соломонов и Дмитрий Железняк, Милан Воронюк и Владислав Мартьянов. В роли их милой, ответственной и заботливой сестры Нафы выступают Екатерина Забровская и Елизавета Баранникова. Елизавета на большой сцене танцует практически все кордебалетные партии и народные номера. Из сольных – Аниту в «Пер Гюнте»...
Солистка пояснила необычную трактовку этой сказки. Ведь нам известна история про трех братьев. А здесь – два брата и сестренка. «Это очень правильно, – считает Елизавета, – ведь девочка сдерживает пыл двух своих шаловливых братцев. Если бы их было трое, они бы разорили весь лес!».
– Нафа несет ответственность за всех Поросят, поэтому она обязательная и строгая. В то же время милая и жизнерадостная – веселится и дурачится вместе с братьями. Но в отличие от них знает меру. А еще она очень добрая. Вместе с ней и я люблю всех героев балета – всех жителей нашего маленького леса!
Елизавета призналась, что ей очень нравится партия Нафы – в ней хорошо раскрывается актерский потенциал. Хотя партия не такая легкая, как кажется. Для детей вообще играть трудно.
– Детский балет должен быть очень натуральным. Детей невозможно обмануть – они всегда поймут и почувствуют, если ты делаешь что-то неправильно или слишком наигранно. Они всё видят своим чистым, незапыленным взглядом. Поэтому, чтобы рассмешить ребенка или вызвать его на ответные чувства, нужно очень постараться. Он должен поверить – что ты и вправду Поросенок. Или Бабочка...
Всё, как случается у детей
Восстанавливал декорации художник-постановщик и сценограф Тимур Гуляев. Новосибирский зритель знает его по работам в спектакле «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, а также детских опер НОВАТа.
Задача предстояла нелегкая, ведь необходимо было восстановить эскизы костюмов, декораций... Да практически весь реквизит!
– На моей памяти, а работаю я в театре более 20 лет, «Трех поросят» регулярно ремонтировали: наводили косметику, приводили в порядок то одно, то другое. За долгие годы спектакль поистрепался, и в таком виде уже просто не мог существовать. В нашу задачу входило не только восстановить то, что было, но и освежить, чтобы зритель всё увидел в ярких красках и в новом свете.
– Спектакль не должен быть застиранным и скучным. Он должен быть живой. Чтобы было ощущение детского праздника – с музыкой, шалостями, танцами, беготней, драками. Как это бывает у детей, – говорит Тимур Гуляев.
Постановщики стремились максимально повторить старую версию, использовав всю имеющуюся информацию о спектакле, но при этом сделать так, чтобы ни одна деталь ни в костюмах, ни в декорациях не осталась прежней, без новых украшений. Теперь костюмы более яркие, а декорации – более сказочные.
– Когда вся гурьба бегает между деревьями, создается образ живого леса, возникает эффект 3D, – рассказывает Тимур. – Кроме этого, мы решили использовать стационарную видеопроекцию и различные световые эффекты. На первом этаже у нас лес, на втором – небо: то ночное, то дневное. Благодаря новейшим технологиям изменился весь облик спектакля, но при этом он остается всё таким же узнаваемым...
Долгие, горячие зрительские аплодисменты и первые отзывы о спектакле показали, что балетная сказка «Три поросенка» – отличный способ познакомить самых маленьких зрителей с искусством балета. А еще это – прекрасный повод для семейного похода в театр.
Лилия Вишневская. Фото автора