Поиски сегодняшнего Гамлета стартовали на сцене «Старого дома»
Клетка как место действия, обилие пластических этюдов и реалистичных драк, пространственные рэп-баттлы и оригинальная компьютерная графика, тонкая эротика и эстетические убийства... И, конечно, извечный вопрос «быть или не быть», озвученный в совершенно иной смысловой плоскости – таково новое прочтение знаменитого «Гамлета». Спектакль, поставленный на сцене новосибирского драматического театра «Старый дом» главным режиссером Андреем Прикотенко, рушит традиционные представления о классической трагедии Вильяма Шекспира – в частности. И о т театре – в целом.
Премьера «Sociopath» буквально отгремела 24 марта. Удивила, потрясла... Андрей Прикотенко еще в начале сезона заинтриговал своей задумкой – обещал не только изменить пространство постановки, но и заставить зрителей по-новому ощутить возможности своего восприятия. И надо сказать, режиссеру, его команде и труппе театра это вполне удалось.
Почему – «Социопат»?
Проект нового главного режиссера театра поначалу назывался просто «Социопат». О его содержании прозрачно намекали: «По первым словам актеров вы узнаете литературную основу». Действительно, в целом канва драмы оставлена без изменения, однако в пьесе, которую написал сам Андрей Прикотенко, никто из героев Шекспира не назван по имени, в ней полностью замещен язык и даже больше: пространство мысли! «Основная идея пьесы Шекспира сохранена – это борьба за правду, но уже в сегодняшнем мире», – поясняет Андрей Прикотенко.
– Вы создаете какой-то совершенно иной театр. Поэтому вас называют авангардистом. Согласны?
– Это хорошо или плохо?
– Это констатация факта.
– Я спокойно отношусь к тому, как меня называют в прессе. Главное, чтобы то, что я делаю, было востребованным, нужным. А потребности самого себя классифицировать, загонять в какие-то рамки, у меня нет.
– В какой-то момент вам наскучил традиционный театр?
– Вовсе нет. Я очень люблю традиционный театр, я его обожаю! И это без всякой иронии! Была бы у меня такая возможность – заниматься только психологическим театром, чтобы не нужно было следовать современным тенденциям, я был бы счастлив. Уберите всё и дайте мне классическую пьесу, артистов и какую-то среду! Это мое самое любимое дело, этому меня научили, от этого я никогда в жизни не отказывался и не откажусь. Всегда говорю, что психологический театр – наше главное достояние. Просто мы недоиспользуем те возможности, которые он нам дает.
– Каким образом медицинский термин «социопат» соотносится с шекспировской трагедией?
– Я считаю, что это наиболее подходящая современная формулировка того, что есть Гамлет. Это переложение на наш с вами язык. Кто такой Гамлет? Найдите одно-единственное емкое слово, я тут же переделаю наш спектакль, и всё будет по-вашему. Ну кто он?
– Несчастный принц...
– Это два слова. Нужно одно.
– Отверженный...
– Не подходит. Он не отверженный: изначально у него есть всё – власть, деньги, женщины. Он отвергает сам себя. А это уже другое понятие.
– Неприкаянный...
– Значит, мается по белу свету? Опять неверно... Вот точно так же, как с вами, мы долго мучились. Но в результате нашли самое точное определение – социопат...
«Социопат – сегодня это наиболее распространенный тип. В виду нравственного кризиса, в котором оказался человеческий вид, – прямое следствие Онегина, Печорина, наконец, Зилова из «Утиной охоты» – рефлексирующего персонажа, который в конце концов переродился в социопата – человека, уставшего рефлексировать по поводу несовершенства человеческой природы, несовершенства окружающего мира, и понял, что человечество находится в глобальном кризисе, из которого выйти невозможно. И этот тип избрал для себя позицию – остался интересен только сам себе, внутри своего собственного мира, и совершенно бесчувственным к окружающему. Так получился наш «Sociopath».
Главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко
Стивену Хокингу посвящается...
«Мир в ореховой скорлупе». Эту фразу знаменитый физик взял из шекспировского Гамлета, считает режиссер-постановщик Андрей Прикотенко.
– Это Гамлет так говорит: я могу быть властелином внутри своей вселенной – необъятного пространства, замкнутого в ореховой скорлупе. Там, внутри своего сознания, я ощущаю себя счастливым, полностью реализовавшемся. И Хокинг – яркое олицетворение этой мысли: человек может быть властелином вселенной внутри пространства своего сознания.
– Вы с самого начала думали посвятить спектакль Хокингу?
– Задумка такая возникла задолго до постановочного процесса. Стивен Хокинг явился отправной точкой, толчком к нашей работе. Вся его жизнь – это история человека, который не имеет возможности даже двигаться, парализованный полностью, но сохраняет в себе способность быть человеком, сохраняет способность к борьбе за правду. Он всех нас вдохновлял. Мы даже хотели, чтобы это каким-то образом проявилось в спектакле. Не сложилось. Всё закончилось только посвящением.
Меняем не только сознание, но и пространство
Для премьеры спектакля «Sociopath» команда Прикотенко пошла на эксперимент – впервые в «Старом доме» столь серьезно трансформирован зрительный зал. По словам режиссера, он всегда казался статичным и неповоротливым. Но на «Sociopath» всё оказалось по-другому!
– Как пришла идея создать зал-трансформер?
– Просто у этого зала оказалось гораздо больше возможностей, чем мы привыкли видеть, когда просто смотрим со сцены, а зрители сидят в партере. Мы поняли, что можем сделать из него трансформер, попробовать какую-то более шекспировскую схему. В лондонском театре «Глобус», насколько я помню, зритель практически сидел по кругу. Получалась более распахнутая в сторону зрителя история. Кроме всего прочего, это очень выразительно, и смотрится красиво.
– Кроме того, пространство-клетка несет и свою специфическую нагрузку...
– Безусловно. Это олицетворение внутреннего мира героя.
По словам режиссера, он собирается испробовать данную модель сценической площадки и на следующих премьерах.
Игры фанфикшн и графика
Современные компьютерные игры являются одной из драматических форм. Поэтому так же, как и другие формы, имеют героя, фабулу, тему, стиль, декорации. Большинство из них подчиняются классическим законам драмы. Созданные на основе текстов известных произведений и фильмов, они получили название – фанфикшн. Герой Прикотенко оказывается в компьютерной игре «Гамлет», которую сам создает. «Действие спектакля происходит в наше время, главный герой – программист. Создав игровую программу «Гамлет», он путешествует во времени – попадает в шекспировский сюжет», – поясняет режиссер-постановщик.
– Как фанфикшн укладывается в концепцию спектакля?
– Уже давно ученые давно пришли к выводу, что такие игры позволяют в какой-то мере решать психологические проблемы игрока. Он может почувствовать себя в игре совсем иным человеком, нежели в реальности. Проявить чувства или совершить поступок, которые не позволяет себе в обычной жизни. Наши персонажи думают, спорят, дерутся, убивают... На протяжении всего действия читают рэп, рождающийся в голове героя, которого создала действительность XXI века. Героя-социопата, оставшегося интересным лишь самому себе после долгой рефлексии о несправедливости окружающего мира, при этом вольно или невольно вставшего в центр сюжета мировой литературы.
Текст-призрак в бродячем сюжете
Новый спектакль Андрея Прикотенко – одновременно загадка и приглашение к ее решению. В речах античного героя Ореста, принца Амлета из исландских хроник XII века, легендарного Гамлета, романтических персонажей XIX века и современной девушки Валииз фильма Кириллаа Серебренникова «Изображая жертву» стихи Александра Вострухина, Анатолия Григорьева, Яна Латышева переплетаются с фрагментами трагедии «Гамлет» в переводе Пастернака и собственными стихами актеров. В спектакле звучат темы песен Эминема и Оксимирона... Так авторская версия Андрея Прикотенко оживила бродячий сюжет мировой литературы о герое, который запутался в себе и во времени, о герое, которому необходимо сделать главный выбор в своей жизни. Тем не менее, режиссер не позиционирует спектакль как молодежный, утверждая, что он рассчитан прежде всего на зрителей среднего возраста.
– Что же такое – текст-призрак? Он связан с количеством авторов?
– Призрак в спектакле – это литературный контекст, который сопровождает нашу историю, шекспировскую пьесу, ее сюжет на протяжении нескольких сотен лет. Столько всего написано на тему «быть или не быть», столько всего сказано, сыграно, поставлено... В результате контекст уже сам по себе является призраком.
– Вернемся к тому, с чего, собственно, начали. Как думаете, старшая аудитория, воспитанная на классическом театре, примет вашу версию?
– Абсолютно всё поймет и примет. Ведь сегодня новыми тенденциями живет не только молодежь, но и вообще весь мир.
«Это не Шекспир, это лишь история Гамлета, вот в чем дело! Мы предлагаем новый текст, мою вариацию сюжета. Потому что «быть или не быть», «достойно ли смиряться под ударами судьбы» – уже не актуально. Человек хочет сказать что-то другое, но ему приходится напрягать жилы, таращить глаза, пытаться донести мысль. Хочется ему посоветовать: «Да брось ты это «быть или не быть», мы и так наизусть знаем, скажи про свое». В нашем спектакле нет подстрочника, там есть мое собственное ощущение от окружающего мира. А сюжет «Гамлета» лишь вспомогательный инструмент, чтобы передать это мироощущение. Вся история происходит в глубинах сознания главного героя. Весь мир вокруг выстраивается по логике внутреннего мира героя. Совесть есть только внутри разума. В мире она уже погибла... Это трагическое ощущение».
Главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко
Андрей Прикотенко. Окончил СПГАТИ. В качестве режиссера-постановщика работал в театрах Новосибирска, Орла, Москвы, Риги, Санкт-Петербурга. Его спектакли принимали участие в театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит», Всероссийских фестивалях «Реальный театр» и «Голоса истории», Международном фестивале Макдонаха, Международном фестивале древнегреческой драматургии, Международном театральном фестивале «Балтийский дом»... C 2007 по 2009 год являлся художественным руководителем Рижского русского театра им. М.Чехова. С начала нынешнего театрального сезона является главным режиссёром театра «Старый дом».
Лауреат высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Эдип-царь» (сам спектакль в 2003 году награжден специальным призом жюри национальной премии «Золотая маска»). Обладатель приза Олега Шейнциса «За художественное воплощение замысла спектакля» IV Всероссийского фестиваля «Русская комедия» в Ростове-на-Дону ( «Чеховъ. Водевиль»). Лауреат театрального фестиваля и премии «Парадиз – 2017» в номинации «Лучшая работа режиссера» («Вишневый сад»).