Андрей Прикотенко: «У каждого есть свой потерянный рай...»

Андрей Прикотенко: «У каждого есть свой потерянный рай...»
15 сентября 2016


83-й театральный сезон начал «Старый дом». Традиционно в гостиной театра прошла пресс-конференция для представителей СМИ, посвященная этому событию: Директор Антонида Гореявчева рассказала журналистам подробности наступающего репертуарного года, а режиссер первой премьеры сезона Андрей Прикотенко приоткрыл тайны своей сценической интерпретации пьесы «Вишневый сад». Кроме того, на сцене для гостей был показан фрагмент репетиции спектакля, премьера которого назначена на октябрь.

Сюрпризы на сцене

– Учитывая разноцелевую аудиторию и то, что мы все-таки репертуарный театр, нашу афишу мы составили таким образом, чтобы не оставить равнодушным театральную публику. Разный материал, разные жанры, разные театральные эстетики в представлении премьер... Всё это зритель увидит в новом творческом сезоне, – отметила Антонида Гореявчева.

Что же предлагает новосибирцам и гостям города в новом сезоне «Старый дом»?

27 октября, «Вишневый сад». Чеховская комедия в представлении не нуждается, равно как и режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Прикотенко. Новосибирцы хорошо помнят его «Тартюфа», поставленного на сцене «Красного факела». Только не все знают, что дебютировал мастер в качестве режиссера-постановщика на площадке «Старого дома» спектаклем «Саня, Санька, Александр...» по пьесе Ю. Рогозина.

17 ноября новосибирский режиссер Константин Колесник поставит детектив с элементами комедии по пьесе британских авторов Р. Рассел и Б. Стюарта «Двойна игра». Шесть действующих лиц, пять актеров, к концу второго акта четверо из них убиты. Распутается ли клубок, вы узнаете по ходу спектакля

23 декабря зрителей «Старого дома» ожидает премьера, основанная на опыте физического театра. Режиссер Максим Диденко найдет сценический эквивалент поэзии Льва Рубинштейна в спектакле «Я здесь».

2 марта, «Тетки» – комедия-фарс Александра Коровкина, актера, сценариста и драматурга, автора популярных сериалов «Бедная Настя», «Неотложка», «Марш Турецкого» и др. Пьеса рассчитана на зрителя, пришедшего в театр отдохнуть от повседневных забот. Сюжет комедии содержит легкую детективную ноту. Режиссер: Тимур Насиров.

7 июня московский режиссер-постановщик Антон Маликов представит на сцене «Старого дома» свой второй спектакль. Выбор названия, как всегда, нетривиален – драма немецкого драматурга Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца». Написанная и поставленная за год до прихода к власти Гитлера, она подводит окончательный и бесповоротный итог эпохи, изображенной автором.

– Есть что смотреть, есть что выбирать. Свой спектакль для душе найдет каждый, – резюмировала в конце встречи директор театра «Старый дом».

Я вообще не собирался ставить «Вишневый сад»!

Режиссер Андрей Прикотенко рассказал, что поначалу не знал, чем займется с труппой «Старого дома», и в конце концов сам был удивлен таким решением – поставить чеховскую пьесу.

А2.jpg

– Еще только собираясь работать с театром, я решил, что не стану выбирать пьесу для постановки, пока не посмотрю на артистов. И что я увидел? В этой труппе пьеса Чехова удивительным образом раскладывается. А ведь когда я ехал в Новосибирск, ни секунды не думал про «Вишневый сад». Вообще никогда не думал про «Вишневый сад»! Более того, мне никогда не хотелось поставить никакую пьесу Чехова, а уж тем более «Вишневый сад». Такое количество вариаций пьесы в нашем современном театре и в истории театра вообще, давление первой постановки ощущает любой режиссер. Снять это напряжение мне помогли артисты, в первую очередь Лариса Чернобаева, Анатолий Владимирович Григорьев и Константин Телегин, который в первом составе играет Гаева. И я уже не вспоминаю, что надо мной висит «Вишневый сад» и что я недавно смотрел «Вишневый сад» Льва Абрамовича (Л.А. Додин – режиссер Малого драматического театра, Народный артист РФ – прим. авт.) с Ксенией Раппопорт и Данилой Козловским. Мне легко работается, мне хочется сделать историю о потерянном рае. В сердце у каждого человека есть свой потерянный рай. Может, это детство или прошлое, которое было светлым и чистым. А может, ты ориентируешься на некий придуманный мир, который был и исчез. Это не обязательно трагическое ощущение, скорее – оно ностальгически прекрасное. Мне не хочется, чтобы в нашем спектакле был переизбыток трагических интонаций. В первую очередь я стремлюсь выявить обаяние героев – Раневской, Гаева, их дочерей. Чтобы зритель их полюбил, чтобы он им сострадал. Ведь, по мнению обывателя, все эти люди бессмысленно провели свое время, потеряли всё, что у них было, поэтому не стоит их жалеть. Мы постараемся изменить эту точку зрения...

Хочу разгрести «захламленный чердак» пьесы

Почему Гаева играет актер театра «Красный факел» и почему в роли Раневской он увидел Ларису Чернобаеву, режиссер отвечал абсолютно откровенно.

А4.JPG

Репетиция спектакля "Вишневый сад"

– Когда я увидел Ларису, я понял: это Раневская! Она может сыграть Раневскую, и эта роль потрясающе для нее подходит! Более того, Лариса мне очень понравилась как женщина. Она красива. Я делаю паузу и поясняю: если это актриса, с которой я работаю, то сразу отметаются все психологические аспекты и исключаются близкие взаимоотношения. Когда я строю дом, я его строю из бревна. То же и здесь. Актеры для меня становятся просто материалом, абсолютными художественными объектами. Что касается роли Раневской... Опыт взаимодействия российского театра с этой пьесой (кроме, пожалуй, Ксении Раппопорт в постановке Льва Абрамовича) таков, что очередная Раневская, когда получает в театре эту роль, к сожалению, уже теряет свое основное качество – красоту. А ведь персонажи пьесы периодически повторяют, что испытывают к Раневской какие-то чувства, влечение и т.д. Так что в нашем случае это, по крайней мере, звучит органично. Что касается образа Раневской... Странно утверждать, но я не понимаю героиню по-настоящему, не понимаю, что произошло у нее во Франции, в Париже, какая история была с этим, как она говорит, «диким человеком», что это за любовь, почему она постоянно твердит, что все-таки его любит и собирается посвятить ему всю оставшуюся жизнь... И вот у нас с Ларисой появилась идея – представить по этому поводу свою версию. Конечно, с моей стороны было бы колоссальной наглостью заявить, что мы разгребем этот захламленный чердак. Нет, мы скорее представим свою версию обстоятельств. А сочетание женской красоты и высокая степень нервности, в хорошем смысле – сценической нервности, разбуженности природы, как мне кажется, позволят Ларисе это сделать

Ну а по поводу Константина Телегина... Конечно, тут нельзя так развернуть баян, как в вопросе с Ларисой. Этого актера я заметил давно, еще работая с «Красным факелом». К сожалению, тогда у Кости не получилось сыграть в «Тартюфе». Но сейчас мы всё исправим. Он так подходит на роль Гаева, и именно в этом распределении! В сочетании с сестрой – Ларисой, с девочками, для которых, по сути, является отцом. И всё так точно по возрасту, по его человеческим качествам, интеллигентности, по мягкости и одновременно жесткости его характера...

Хочется как можно дольше оставаться в приятной иллюзии

Режиссер отметил, что репетиционный процесс только набирает ход, поэтому о настоящем творчестве говорить еще рано.

– Настоящее творчество? Оно еще не началось. Мне сейчас очень легко работается. Странное и непривычное чувство. Мы начали репетировать с 1 сентября, до этого был застольный период разбора. Пока нет репертуарных спектаклей, репетируем два раза в день – утром и вечером. И всё у нас замечательно получается! Хороший темп и ритм обусловлены не только моими режиссерскими талантами (смеется), но и четкой настроенностью труппы. Началось с того, что я настоятельно попросил артистов выучить текст. И представляете: они взяли и выучили его! И вот, благодаря тому, что они знают всю пьесу, нам легко работать. А настоящее творчество, по крайней мере, с моей стороны,  начнется, когда мы станем проходить весь спектакль – от начала до конца. Вот тогда выяснится, что на самом деле мы заблуждаемся, и всё идет не так уж легко, и что это глобальный творческий тупик... Поэтому хочется как можно дольше оставаться в приятной иллюзии о собственных необычайно творческих способностях (смеется).

От Куни остались рожки да ножки

Андрей Прикотенко признался, что есть у него творческие мечты. И не одна – много, целый список того, что он бы хотел поставить на сцене.

А3.JPG

Репетиция спектакля "Вишневый сад"

– Я о многом мечтаю. У меня есть целый список того, что я хотел бы поставить. Правда, в последнее время я стал замечать, что ты ставишь совсем не то, что хотел бы. «Вишневый сад» не хотел, а ставлю. Ну и зачем говорить о том, что хочешь, когда всё равно не поставишь. А так хоть мечта есть... Я хотел бы поставить «Сильву» – мне очень нравится оперетта. Кроме «Сильвы», еще есть две пьесы Гольдони. «Слугу двух господ» поставил бы еще раз, но уже совсем по-другому – я скучаю по этой пьесе. И вторую – «Кьодженские перепалки». С удовольствием занялся бы литературными романами, как, например, Мопассан «Милый друг». Или латиноамериканской литературой: было бы здорово поставить Маркеса. Очень интересная природа фарса. Филдинг – это необычно, или Беккет «В ожидании годов». Наконец, Рей Куни «Ночной таксист». Его я просто мечтаю поставить! Когда в первый раз посмотрел пьесу в «Красном факеле», поймал себя на неприятном чувстве, что мне смешно. Я сидел и хохотал вместе со всем зрительным залом! Меня стала задевать слава этой драматургии: я перечитал пьесу еще раз, а потом взял и переписал. Перенес действие в Петербург, при этом постарался убрать из драматургии всю «нижнепоясную» составляющую. И знаете: классно получилось! Конечно, я ее никогда ставить не буду. В самом деле: нельзя же ставить «Ночного таксиста» (смеется)! Хоть название у меня другое – «During», но всё равно вы напишите, что это «Ночной таксист» и что от Куни остались рожки да ножки...

Я до ужаса боялся артистов

Режиссер посетовал на то, что напрасно нынешняя молодежь стремится в столицы. Потому как сегодня нет особого отличия в мастерстве между питерскими и провинциальными актерами...

– Я в который раз убеждаюсь в том, что у нас в России очень сильная театральная школа, и, слава Богу, традиции еще не уничтожены при всем усилии определенной группы людей в последнее время. Замечательные, самоотверженные, преданные своему делу и школе педагоги. И это пока неистребимо. Артисты у нас блистательные! Я не знаю ни одного театра, где были бы плохие артисты. Я просто не встречал плохих артистов. Нет, был один, но он не участвовал в моей работе (смеется)...

А1.jpg

Признаюсь, поначалу я артистов боялся! Меня в юности напугали: «Придут артисты, начнут гнобить: говорить, мол, не знаем, что делать...». Ничего подобного! Что касается этой труппы... Знаете, если ваш театр взять и чудодейственным образом перенести в Питер, а там обеспечить ту деятельность, которая у него есть здесь, то вы с большим удивлением и огромной радостью обнаружите, что это один из лучших петербургских театров! Не надо испытывать такую уж большую иллюзию по отношению к обеим столицам. Не знаю, как к Москве, но к Петербургу – это уж точно.

Лилия Вишневская. Фото автора

Просмотров: 1593
Остальное в выпуске:  Бумеранг №32 (725)

Новости
Поздравляю с Первомаем!

Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда! 

С праздником Весны и Труда!
Дорогие жители Советского района! Примите самые тёплые поздравления с наступающим 1 мая – Днём Весны и Труда!
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Шахматный матч к Дню Победы в «ЭДЕМЕ»
Традиционный матч «АКАДЕМГОРОДОК – НОВОСИБИРСК», посвящённый Дню Победы, состоится 9 мая 2024 в ТРК «Эдем», расположенном по адресу г. Новосибирск, ул. Кутателадзе, 4/4 (4 этаж).
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вверх