История вечной любви...

История вечной любви...
15 Сентября 2016

НОВАТ отметил 125-летие Сергея Прокофьева премьерой балета «Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта» открыл новый театральный сезон. Свою хореографическую версию бессмертной истории любви представил человек-легенда – народный артист СССР, балетмейстер, всемирно известный хореограф Олег Виноградов. Впервые к этому произведению он обратился еще в 1965 году на сцене Новосибирского театра оперы и балета, в дальнейшем представляя еще несколько редакций в разных театрах мира. И сегодня, почти полвека спустя, знаменитый балет вновь появился на сцене НОВАТа.

«...Нет повести печальнее на свете...»

Таких красивых историй любви, как трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта», не так уж много в мировой литературе. Здесь есть всё, что будоражит человеческие сердца на протяжении столетий: драма и внутреннее напряжение, сила чувств и барьер запретов, затянувшаяся вражда кланов и огонь любви, пылающий во мраке предрассудков... Зритель вновь и вновь переживает всю гамму эмоций вместе с героями известного сюжета, перенесясь, словно в машине времени, в средневековую Верону.

С давних пор здесь враждуют два знатных рода – Монтекки и Капулетти. Однажды на балу у Капулетти встречает юную Джульетту Ромео, сын Монтекки. Молодые люди полюбили друг друга. Родственники Джульетты, узнав в Ромео сына своего заклятого врага, мешают их счастью, поэтому влюбленные решают тайно обвенчаться. Надеясь, что этот брак прекратит вековые распри двух семейств, патер Лоренцо совершает обряд венчания. Но у вражды свои кровавые законы. В уличной драке убит Меркуцио. Желая отомстить за смерть друга, Ромео поражает клинком брата своей возлюбленной – Тибальта. И отныне наш герой осужден герцогом на вечное изгнание. В это время родители Джульетты торопятся выдать ее замуж за молодого графа Париса. Остаться верной своей любви Джульетта может только ценою жизни, и она выбирает смерть. Без любимой жизнь невозможна и для Ромео...

Р3.JPG

Нежный внутренний свет, который излучают юные веронские любовники, пронизывает мрачное, зловещее окружение, где ритуалы и каноны враждебны живому движению души. Память о любви Ромео и Джульетты легендой живет и сегодня...

Спектакль-реквием по Ромео и Джульетте

Знаменитый шекспировский сюжет о юных влюбленных особую полноту и пронзительность получил в балете, благодаря гениальной музыке Сергея Прокофьева. Спектакль «Ромео и Джульетта» уже много десятилетий присутствует на лучших сценах мира. Существует множество хореографических версий знаменитой истории любви. Одна из лучших постановок принадлежит Олегу Виноградову. Но мало кто знает, что впервые свою интерпретацию партитуры Прокофьева молодой балетмейстер представил в Новосибирском театре оперы и балета в 1965 году. Его сочинение, как прежде – ленинградская постановка Леонида Лавровского, было принято с воодушевлением. Впоследствии Олег Виноградов, ставший признанным мэтром-хореографом, не раз возвращался к этому балету, ставил его на ведущих российских и мировых сценах, предлагая новые редакции.

Р1.JPG

Сегодня Олег Михайлович рассказал о своей новой работе, о том, чем этот спектакль отличается от первого, поставленного на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета 50 лет назад. И о том, что нынешний НОВАТ – это культурная жемчужина Сибири...

«Ромео и Джульетта» – это страшная драма, трагедия, это полный комплекс театра. Это роли, в которые нужно вжиться и пронести от начала до конца. Чем ценен спектакль? Тем, что это наша школа – национальная школа русского, советского балета. Гениальный спектакль Леонида Лавровского, появившийся в кульминацию советского периода, до сих пор живет и восхищает зрителей…».     Народный артист СССР Олег Виноградов

Р2.JPG

– Олег Михайлович, чем же отличается ваша новая постановка от спектакля 50-летней давности?

– Прежде всего тем, что прошло 50 лет. Знаете, когда я сейчас смотрю этот спектакль, то удивляюсь: ведь помню всё до мельчайших деталей! По структуре и хореографии он такой же, как и полвека назад, хотя объехал весь мир, ставился во многих театрах. Конечно, меняется категория времени, обрамление, рамки и аккомпанемент. Меняется фактура и исполнители. Но от этого спектакль хуже не становится – наоборот, во всех постановках подчеркивается его основа, его правда и вера его эстетики. Это та категория, которая сегодня практически загублена. О спектаклях монументальных фресок, спектаклях с драматургией и развитыми, выписанными ролями постепенно забывают, ими практически никто не занимается. А сами артисты, к сожалению, превращаются в спортсменов, которые состязаются друг с другом в трюках...

Р4.JPG

– Вам дорога эта работа? Чем, если не секрет?

– Безумно дорога! Когда 50 лет я взялся за «Ромео и Джульетту», то поначалу не знал, как его делать. Не мог же я повторять и пользоваться достижениями Лавровского! И тогда я сделал тот спектакль, который сегодня наконец-то вернулся на родину. За это время прошло много всего, но именно этот театр дал мне все то, чем я сегодня являюсь. Это первая сольная роль, первая профессиональная сцена, первая комната в коммуналке на Депутатской и первая квартира на Совнархозовском проспекте. Наконец, это мой первый спектакль... Уже потом, когда «Ромео и Джульетта» покорили весь мир, я, работая в разных театрах, всё время думал: а что же родной Новосибирск? И надо было дождаться Владимира Кехмана, который вот так неожиданно привел меня обратно сюда! Я не был здесь 50 лет. Театр стал еще лучше. Он чистый, он идеальный, он соответствует мировому уровню – как всегда у Владимира Абрамовича! Все службы работают, как часы. И труппа просто великолепная!

Р5.JPG

«НОВАТ – театр с особой судьбой. Вспомните, как он задумывался, как строился. Как расстреляли архитектора. А вся история с куполом – это просто триллер какой-то! Помните? Еще шла война, а уже была объявлена первая премьера. Это все написано в моей книге. Но об этом надо говорить, чтобы люди знали, что ваш театр достоин особой судьбы. Он должен сиять, как во времена, когда им руководил Семен Зельман, главным режиссером был Эмиль Пасынков, а художником Иван Севастьянов... Созвездие талантливых руководителей, при которых театр гремел на всю страну. Хотелось бы, чтобы он опять вернулся на тот уровень…».    Народный артист СССР Олег Виноградов

– Вам нравятся наши актеры?

– Очень нравятся. Понимаете, я не могу забыть еще тот спектакль: и Татьяну Зимину, и Лидию Крупенину, и Дмитрия Рыхлова, и замечательную Нину Тимофееву, которая приехала из Большого театра, выучила партию Джульетты. А репетировала с ней сама Галина Уланова! Вот так тогда всё счастливо сложилось... И, слава Богу, сейчас у вашей балетной труппы замечательный руководитель – Денис Матвиенко: умный, думающий, талантливый актер и танцовщик. И я надеюсь, что дальше будет еще лучше! Так сложилось, что за свою долгую жизнь я объездил все театры мира, работал с лучшими труппами, а вернулся сюда и увидел: если поставить этот театр в пятерку лучших театров мира по архитектуре, внутреннему оформлению, он ничем не уступит.

Р6.JPG

– У вас пять постановок «Ромео и Джульетты»...

– Пять составов, пять постановок – одна лучше другой...

– Откуда такое завидное постоянство? Вы любите Шекспира или конкретно эту историю?

Р7.JPG

– Прежде всего, я люблю Сергея Прокофьева. Гениальная музыка, которая до сих пор тревожит сердца людей! В этом спектакле есть номер, который нигде еще не ставился, он впервые будет показан на вашей сцене. Это реквием. Я 50 лет мучился, не мог понять, чего мне не хватает. И, наконец, понял. Я сделал спектакль заново – это спектакль-реквием по бессмертной трагедии Шекспира. Реквием по Ромео и Джульетте. И вы его увидите...

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 1455