Жизненный аргиш Василия Батагая

Жизненный аргиш Василия Батагая
26 октября 2023

Василий родился в поселке Кресты Таймыра, в семье оленеводов-долган. Окончил Норильский колледж искусств, отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в Норильске, а затем Арктический государственный институт культуры и искусств в Якутске. Вместе с коллегами по Таймырскому Дому народного творчества, в котором он заведует отделом, Василий Батагай приехал в Академгородок на фестиваль «Сибирь многоликая», здесь с ним пообщался наш корреспондент.

–  Василий Иванович, вы с коллегами участвуете в «Сибири многоликой» уже третий год подряд...

– Да, в том числе и как соорганизаторы. В этот раз у нас было несколько площадок, основная – в Выставочном центре СО РАН, где мы разместили выставку «Многоликий Таймыр». Она продлится полгода. Это этнографические предметы и фотографии, рассказывающие о жизни и быте коренных народов Таймыра. В основном все сделано из природных материалов, игрушки – из камешков, палочек, дерево, черепа и клювики птиц. Привезли изделия наших косторезов из бивня мамонта.

– А какими ремеслами лично вы владеете?

– Косторезное искусство, аппликация из ровдуги и меха северного оленя, вышивка бисером по замше. Делаю национальные костюмы, в том числе под заказ. Пишу картины акварелью, делаю росписи всевозможные, в общем, создаю сувенирную продукцию. Работаю вместе с дизайнерами – иллюстрирую книги, среди которых «Энецкий картинный словарь», «Словник для самых маленьких» (долганский язык), принимал участие в подготовке книги «Орнаменты – язык предков». Еще я являюсь руководителем долганской этно-фольклорной группы «Юргель».

– Вы еще и на хомусе играете?

– Да, на варгане, хомус – это якутское название, начал играть еще в студенчестве. Я играю просто, у нас сейчас молодежь очень виртуозно играет, превращая это в искусство. Хотели их привезти, чтоб и хореографию показали, и музыкальную часть, но в этот раз не получилось, постараемся в следующий.

– А ваши изделия можно где-то приобрести, может, есть страничка, сайт?

– Они штучные, делаются на заказ, находятся в частных коллекциях, стоят дорого. Просто мне нужно, помимо своей работы, которой куча, уделить этому время, а занят я круглосуточно. Все уходят домой спать, а мой телефон замолкает только в час ночи. Звонят из разных городов и даже стран, общаемся с коллегами, всюду есть совместные проекты.

У меня большая команда, с которой нужно работать. Помимо постоянных мероприятий – мастер-классов, фестивалей и так далее, мы ездим в экспедиции по поселкам, собираем материал. Еще у меня огромная общественная нагрузка, я председатель общественной организации «Союз хранителей этнокультурных традиций Таймыра», член Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» и так далее.

А когда занимаюсь творчеством – я отдыхаю. Стараюсь посвящать этому каждую свободную минуту. Вот и сейчас, договорю с вами и пойду дальше творить. И в отпуске я не могу просто лежать на диване и смотреть телевизор, это не мое. Да, все хорошо, только главная мечта – выспаться.

– Давайте вернемся к культуре и быту народов Таймыра. Вы говорили, что основная тема выставки – аргиш, и у этого понятия глубокое философское значение.

– Если посмотреть в энциклопедии, «аргиш» переводится как санный поезд, состоящий из оленей. Грубо говоря, караван. Кроме того, это и сборы в дорогу, и многокилометровые переходы по тундре. Коренные народы, которые ведут кочевой образ жизни, вечно в дороге, они кочуют круглогодично. Поэтому у понятия «аргиш» есть и философское значение – жизненный путь северного человека.

Быт на Севере сохранился с доцивилизационных времен, и есть свои правила, законы, которые ты обязан соблюдать, без этого ты не можешь выжить в Арктических условиях. Конечно, первое, то, что всегда было у коренных народов – человек как единица, без деления на национальность, религию и даже пол. В Арктике все эти различия стираются, важно одно – хороший этот человек или плохой. Обычно плохие там не выживают, ведь в таких суровых условиях просто не прожить в одиночку, живут в сообществе. И этот образ жизни формирует определенные черты личности, характера. Например, коренные народы до сих пор не умеют врать. Они все говорят напрямую, никогда не ходят вокруг да около. Можно это посчитать за наивность, но это качество, сформированное условиями жизни на Севере. Вот и я, например, очень простой человек, хоть и давно живу в городе.

aD3_opdJ0Kw.jpg

– Я читала, что женщины (чумработницы) занимаются всем в домашнем хозяйстве, вплоть до установки чума. Мужчины только охотятся, пасут оленей, ну, может, еще ремеслом каким-то занимаются... Интересно, сколько нужно женщин, чтобы поставить чум?

– Сколько есть в семье, столько и ставят. Ну и мальчики-подростки помогают. Хозяйка знает, где какой шест должен стоять, поэтому под ее руководством весь процесс проходит, как правило, очень быстро.

– Мне ваша коллега поведала, что вы в детстве в тундре терялись. Расскажите эту историю.

– Да, было дело, терялся. Правда, ненадолго. Родители учили нас, что если ты из саней выпал, не нужно паниковать, бежать куда-то сломя голову, за санями. Нужно просто оставаться на месте. Ну вот, когда я выпал (мне тогда лет шесть было), то и лежал на месте, никого и ничего не боялся. Знал, что родители обязательно вернутся за мной. Лежишь, звезды считаешь, на луну смотришь… Замерзнуть ребенок в тундре не может, он, как правило, одет очень тепло.

– Как же взрослые не углядели за вами?

– Да, дети иногда из саней выпадают, всякое бывает. Олени же несутся с большой скоростью. И чаще всего, это происходит, если ты сидишь на мужских нартах. На женских есть специальные ограждения, из них ребенок не может выпасть.

– И до какого возраста вы прожили в тундре?

– До 10. Потом начался развал страны, всех отраслей, в том числе и в оленеводстве начались проблемы. Жили уже оседло. А потом я уехал в город поступать... Вообще, я понял в свое время, что оленеводство – это не мое. Я всегда чувствовал тягу к искусству. А в итоге вернулся к истокам, к популяризации традиционной культуры. И хотя вместо оленéй сейчас у меня самолеты и пароходы, но все равно, это мой аргиш, и никуда от него не деться.

– У вас есть какие-то пожелания, новые предложения по проведению «Сибири многоликой»?

– Мы с вами хоть и живем в одном регионе, но далеко друг от друга, и хотелось бы, чтобы такие мероприятия были более серьезными: огромный фестиваль, много молодежи. Потому что привозить отовсюду представителей разных этносов, культур, собирать специалистов разных областей только для того, чтобы просветить кучку школьников – как минимум странно. Новосибирск – огромный город, Академгородок – тоже не маленький, здесь есть НГУ, есть иностранные студенты, которые тоже могли бы что-то рассказать о своей культуре, своем народе. А этого почему-то не происходит.

Мы же со своей стороны готовы раз в год знакомить всех желающих с культурой Арктики, ведь не каждый может туда попасть, одна дорога – трое суток на теплоходе, и только летом, а рейсы бывают не часто. А здесь – Арктика сама приезжает к вам в гости, только встречайте.

Елизавета Владова

Фото из архива Василия Батагая 

Просмотров:

Вверх