Земля садов, чудес и нилометра

Земля садов, чудес и нилометра
24 августа 2023

Известный новосибирский историк и хорошо знакомый читателям «Бумеранга» путешественник Владислав Кокоулин недавно в очередной раз посетил Узбекистан и Таджикистан, проехав от Ферганы до Душанбе по горным дорогам почти 600 километров.

– Владислав Геннадьевич, вы частенько бываете в Средней Азии, в Узбекистане. Что вас так привлекает в этой стране?

– Богатейшая, но во многом малоизвестная до сих пор история древних государств, которые существовали на территории Центральной Азии.

В прошлом году во время поездки в Термез удалось посмотреть на следы Кушанского царства – одной из четырёх великих держав своего времени наряду с империей Хань, Парфянским царством и Римской империей. Затем в Самарканде и Ташкенте я продолжил знакомство с Согдианой – одной из удивительных стран древности – страной садов и чудес.

Находясь на Великом шёлковом пути, Согдиана богатела не только за счёт посреднической торговли. Она славилась своими полями, садами и ремесленными изделиями. Согдийские купцы совершали далёкие путешествия не только в Китай, Римскую империю и затем в Византию. Они были даже у нас, в Сибири. На берегу небольшой степной речки Унги – притоке Ангары – археологи занимались исследованием погребений. Одной из удивительных находок была фигурка Гопат-шаха – покровителя стад и пастухов у иранских народов. Кроме того, были найдены чироги – среднеазиатские светильники. Впоследствии было установлено, что часть погребённых по своему антропологическому типу не относится к местному населению и пришедшим тюркам, а совпадают с антропологическим типом согдийцев.

Согдиана занимала обширную территорию – от современной Бухары на западе до Ферганской долины и западной части современного Таджикистана – на востоке. На территории современного Самарканда располагалась одна из столиц Согдианы – город Мараканда. После того как город был разрушен, его художественные богатства на много веков были погребены под слоем земли. Но в результате раскопок были выявлены великолепные фрески, деревянная скульптура, роскошные ткани. Часть этого великолепия можно посмотреть в Эрмитаже, часть – в музее Афросиаб в Самарканде. Ещё одним богатым городом Согдианы была Варахша – недалеко от современной Бухары. С красочными фресками и другими находками сегодня можно ознакомиться в художественном музее Узбекистана в Ташкенте.

Худжанд Музей Традиционный таджикский дом.JPG

Третьим городом был Пенджикент. Его особенностью является то, что он, в отличие от Мараканды и Варахши, был заброшен сразу же после арабского завоевания. По­этому сегодня можно посмотреть фундаменты и стены древнего города с его жилыми домами, храмами и дворцом. Фрески и другие находки можно посмотреть в музеях Пенджикента и Душанбе.

Поразительно, но Согдиана оставила свои сокровища не только в музейных коллекциях, но и в исторической памяти народов, которые сегодня проживают на её территории.

– В чём это выражается?

– После горного перевала на развилке дорог с Худжанда на Пенджикент и Душанбе есть несколько лавок, в которых продают мёд горных пчёл, холодную воду из горного ручья и сладкий урюк из горных садов. В одной из лавок я купил немного урюка и разговорился с продавцом – молодым парнем. Он сообщил мне, что он по происхождению относится к горным таджикам – ягнобцам, которые считают себя потомками древних согдийцев. Он поделился со мной, что был бы рад, если бы на карте мира появилась Согдиана, включающая в себя территорию от Бухары до Худжанда. Нет, он против того, чтобы пересматривать современные государственные границы, скорее современная Согдиана должна быть не административным образованием, а экономическим и историко-культурным. Узнать детали, к сожалению, не удалось – подъехала ещё одна машина и покупатели устремились в лавку.

Удивительна Согдиана ещё и тем, что на её территории располагался один из древнейших городов Центральной Азии, который появился примерно 5 500 лет назад и прекратил своё существование 3 000 лет назад.

– Что это за город?

– Это город Саразм – недалеко от современного Пенджикента. Исследования на его территории начались сравнительно недавно – примерно 50 лет назад. Но результаты исследований поразили учёных. Город в период расцвета занимал площадь в 100 гектаров – нетипично для древних городов.

Сегодня Саразм – это археологический памятник под открытым небом: можно посмотреть фундаменты и стены жилых домов, святилищ. А в музее, созданном на территории Саразма, – великолепные украшения, бусы тончайшей работы, керамика с геометрическими узорами, орудия труда и быта.

Жемчужиной музея является погребение женщины, буквально усыпанной драгоценностями, с мужчиной и подростком у неё в ногах. Головной убор был украшен серебряными бусами, а в косы были вплетены золотые бусы. На руках – массивные браслеты, сделанные из морских раковин. Женщина получила название принцесса Саразма. Удивительно, но погребение было сделано более 5 тысяч лет назад.

Почему Саразм прекратил своё существование – до сих пор не известно. Скорее всего, это было связано с изменением климата и невозможностью продолжать заниматься сельским хозяйством.

– А что-нибудь известно о религиозных верованиях древних жителей Саразма?

– Точных данных нет. Однако археологам удалось раскопать святилище, в котором горел огонь. Конечно, для зороастризма это ещё рановато. И вряд ли древние жители Саразма были предшественниками зороастрийцев. Но какие-то элементы, общие для ряда религий, можно проследить.

Помимо упоминавшегося уже зороастризма, в Центральной Азии были распространены манихейство, несторианство, шаманизм, буддизм. Кстати, памятники, связанные с буддизмом, есть и на территории, которую в древности занимала Согдиана.

Пенджикент Этнографический отдел музея имени Рудаки.JPG

Большинство буддийских памятников на территории современных Узбекистана и Таджикистана связано с Бактрией и Кушанским царством. Основные достопримечательности Кушанского царства связаны с современным городом Термезом в Узбекистане. А вот что касается Бактрии, то с буддийскими памятниками можно ознакомиться в музеях Таджикистана. И прежде всего, в Национальном музее и Музее древностей. Там, в частности, можно осмотреть красочные фрески, макеты буддийских храмов и, самое главное, двенадцатиметровую статую лежащего Будды из Аджина-тепе. Причём этих статуй две: одна – оригинал, другая – копия. Видимо, чтобы посетители разных музеев могли посмотреть на них. Я сначала посмотрел копию в Нацио­нальном музее, а потом уже увидел оригинал в Музее древностей. И надо сказать, оригинал производит более сильное впечатление.

А что касается территории древней Согдианы, то буддийские памятники сохранились и в небольшом городке Кува, недалеко от Ферганы.

– Помимо археологических находок древнего мира, что ещё интересного вы видели?

– Если обратиться к Средним векам, уже после арабского завоевания, то на этой территории бурно развивались науки и культура. Можно назвать несколько имён.

Аль-Фергани – один из крупнейших учёных IX века – астроном, математик и географ. В Фергане и Куве есть памятники этому выдающемуся учёному. Есть даже данные, что он родился именно в Куве. Затем он переехал в Багдад, а потом в Каир, где и трудился до самой смерти. Из его открытий самым выдающимся следует назвать открытие шарообразности Земли. Конечно, об этом писали ещё древние греки, но у них не было доказательств. А в Европе шарообразность Земли обосновал в своих трудах Николай Коперник в середине XV века. Таким образом, уроженец Ферганской долины доказал шарообразность Земли на шесть веков раньше.

В Каире, кстати, в 2007 году установили памятник аль-Фергани. Дело в том, что в Каире он восстановил нилометр – устройство для расчёта многоводности Нила и предсказания паводков. Нилометр, кстати, тоже сохранился.

В Худжанже установлен 6-метровый памятник Махмуду аль-Худжанди – математику и астроному, жившему в X веке. Он родился в Худжанде, но потом уехал в Иран. Известен он тем, что сконструировал огромный секстант, при помощи которого довольно точно измерил угол наклона Земли.

В Худжанде также установлен памятник Камалю Худжанди – поэту XIV века, который также родился в Худжанде, но потом также уехал в Иран. Он прославился своими романтическими газелями.

И, конечно, это памятники Рудаки, которого в Иране считают основоположником новоперсидской литературы, а в Таджикистане – отцом таджикской литературы. Недалеко от Пенджикента есть мавзолей, построенный на месте захоронения Рудаки. Правда, построен он был в 1958 году, так что это относительно новая постройка, сделанная в средневековом стиле. Памятники Рудаки есть не только в Пенджикенте и Душанбе. В Самарканде тоже есть памятник Рудаки, поскольку этот великий поэт одно время жил в Самарканде.

В небольшой чайхане возле базара в Пенджикенте мне довелось услышать любопытную историю. Моим собеседником оказался седобородый старик, который в молодости жил в селении Панджруд – как раз там, где и был построен мавзолей Рудаки. Оказывается, он был участником строительства этого мавзолея, а кроме того, хорошим знатоком творчества Рудаки. После того как я прочитал ему одну из газелей Рудаки на фарси, старик оживился и сказал мне с видом заговорщика, что Рудаки был не только поэтом. Я ожидал услышать что угодно, но не это. Старик сообщил мне, что, оказывается, Рудаки был на самом деле успешным бизнесменом (именно это слово меня и удивило применительно к Рудаки), который сделал себе состояние в Самарканде, получив от правителя Самарканда начальный капитал (именно так старик и сказал). А потом он отправился в Бухару, где разбогател ещё больше. Но… карьера его завершилась, когда он примкнул к оппозиции эмиру.

Признаюсь, хотя эти факты действительно имели место, но в таком модернизированном изложении из уст почтенного пожилого человека слушать это было очень непривычно. Чуть позже выяснилось, что старик до выхода на пенсию в начале 1990-х годов работал в каком-то отделе в администрации Пенджикента, где, видимо, основательно освоил современную экономическую терминологию.

– Конечно же, Вы подробно познакомились со знаменитой крепостью в Худжанде, которая часто попадается в туристической рекламе.

– Та крепость, которую изображают в рекламе, на самом деле Музей истории Согдийской области. А сама крепость, возраст которой 2 500 лет, была разрушена Чингисханом, осаждавшем её более года. Крепость впоследствии была восстановлена, но сегодня от неё остались только фрагменты стен и фундаментов. К сожалению, во время моей поездки сама крепость была закрыта на реставрацию, удалось увидеть только небольшой фрагмент стены.

А вот экспозиция в музее достаточно любопытна. Хотя большинство экспонатов в музее сделаны в конце XX века, они удачно дополняют предметы, найденные во время раскопок в Худжанде и его окрестностях. Однако если внимательно посмотреть экспозицию, то в ней отчётливо представлена сконструированная история Таджикистана: от древнеперсидской державы Ахеменидов до современной Республики Таджикистан в виде своеобразной эстафеты, когда одно древнее государство переходит в другое, и так до современности.

Кстати, в этом музее установлен памятник Темурмалику, который с горсткой воинов оборонял Худжанд от огромной армии Чингисхана. Но, к сожалению, никто из моих собеседников в Худжанде почти ничего не знал о Темурмалике. О Ленине – пожалуйста, даже расскажут о самом большом в Центральной Азии памятнике Ленину, который сохранился в Худжанде, а про Темурмалика, увы, почти ничего. Таковы вот особенности исторической памяти.

Возле крепости сделан великолепный парк, усыпанный большим количеством ярких цветов. Далее – уже упоминавшаяся статуя аль-Худжанди. И, наконец, в глубине парка – музей традиционного таджикского дома.

Худжанд Музей истории Согдийской области-2.JPG

Другим интереснейшим фортификационным сооружением в Таджикистане является крепость в Гиссаре. Остатки стен этой крепости относятся к XVI веку, в годы Гражданской войны крепость была полностью разрушена, но потом восстановлена в первоначальном виде. Достаточно подняться на стены крепости, и становится очевидным, что это мощное сооружение было способно защитить торговые караваны и местное население от набегов.

А местные жители, если вы вдруг решите задержаться у крепости и посидеть в чайхане, с удовольствием расскажут, что этой крепости уже более 2,5 тысяч лет, что она выдерживала осаду войсками Александра Македонского (как утверждают одни) или ордами Чингисхана (как Вас будут уверять другие). Найдутся и те, кто обязательно расскажет о том, что эту крепость осаждал сам Рустам, а в крепости скрывался повелитель демонов Афрасиаб.

– Кто такие Рустам и Афрасиаб?

– Это герои эпоса «Шахнаме», написанного Фирдоуси. Фирдоуси родился в городе Тус, на территории современного Ирана. Однако в те далёкие времена он входил сначала в состав государства Саманидов, потом – Газневидов. Кстати, Исмаил Самани считается в современном Таджикистане одним из творцов таджикской государственности, поэтому памятники ему установлены в каждом крупном городе. Есть такой памятник в Пенджикенте, есть и в Душанбе. Возле памятника Исмаилу Самани в Душанбе раскинулся огромный парк, который во время моего посещения был просто усыпан цветущими розами. Вообще, Душанбе – город парков и цветов. Мне довелось посещать парки в разных городах России и в разных странах мира, но такие роскошные парки, как в Худжанде и Душанбе, редко где можно встретить.

Кстати, некоторые из действий, описанных в «Шахнаме», происходили в Согдиане – стране садов и чудес – а легендарного героя этого эпоса Сиявуша и сегодня вспоминают во время ежегодного Навруза – праздника начала весны.

История Узбекистана и Таджикистана настолько богата и разнообразна, что вместить всё в одну поездку невозможно. Необходимо приезжать ещё и ещё. Но гостеприимство и доброжелательность жителей этих республик настолько запоминаются, что новой поездки ожидаешь с нетерпением.

Кирилл Разумовский

Просмотров:

Вверх