Замира Мирзовна Ибрагимова: «Ничего не итожим…»

 Замира Мирзовна   Ибрагимова:  «Ничего не итожим…»
20 октября 2022

Сегодня в рубрике «Замечательные женщины Академгородка» – член Союза журналистов, член Союза писателей, обладательница Почетного золотого знака «Достояние Сибири», лауреат литературной премии им. Н. Г. Гарина-Михайловского, автор интереснейших книг – Замира Ибрагимова.

Журналист, писатель, драматург.

Родилась в Ленинграде. Позже вспоминала:

«Война. Вывезли из Ленинграда. У меня такое ощущение, что я помню запах горелого сахара. Бадаевские склады загорелись в августе, и то ли этот запах у меня от чужих воспоминаний, то ли действительно нас вывезли в начале августа. Всю войну в казанском интернате. Когда в 1945 мы вернулись с матерью в Ленинград, я пошла в первый класс. И все первые учителя были ленинградские блокадницы, и это урок на всю жизнь. Туберкулез, дистрофия, тощие. А глаза сияют – победили…».

В Ленинграде окончила университет.

Но истинной её судьбой стал новосибирский Академгородок.

Знаменитые ученые М. А. Лаврентьев, Г. И. Марчук, А. Г. Аганбегян, Г. И. Будкер, В. А. Коптюг, А. А. Ляпунов, Н. Л. Добрецов, А. А. Трофимук, А. В. Николаев, С. Т. Беляев – на всю жизнь стали её прекрасными собеседниками.

Начинала в газете «Молодость Сибири». Шел 1959 год.

Прошла через молодежные и партийные газеты, через телевидение и журнал «ЭКО», поработала в «Литературной газете» и в журнале «Огонек» – времён перестройки.

Работать везде было сложно.

«Про генетиков напишу – Федору Степановичу (первому секретарю обкома) не нравится. У экономиста интервью возьму – тоже не нравится».

Очень вовремя академик А. Г. Аганбегян пригласил молодую журналистку в журнал «ЭКО». А затем уехал в Ленинград собкор «Литературной газеты» Илья Фоняков. Сменил его замечательный писатель Николай Самохин, но научная проблематика Самохина мало интересовала; он пригласил Замиру Мирзовну. Союз с «Литературной газетой» стопроцентно удался – «под Замиру» открыли целый раздел «Сибирское отделение ЛГ».

«До 1993 года я работала собкором по Сибири в журнале «Огонек», – вспоминала позже Замира Мирзовна. – Однажды предложили: “Приезжает Алла Пугачева. Посмотри, как она общается с горничными, официантами, шоферами. Выдай гвоздь!”» Но для меня это было невозможно – это снижение профессии, это мое личное падение. Всегда писала о проблемах Сибири, о человеческих драмах, о научном поиске, и вдруг начну выслеживать поп-звезду в общении с “прислугой”…»

Названия книг, написанных Замирой Мирзовной, говорят сами за себя.

«Не славы ради, а пользы для…» (1978). «Золотая Долина Сибири» (1982). «Сибирь не понаслышке» (1981, в соавторстве с А. Г. Аганбегяном). «Сибирь на рубеже веков» (1984, в соавторстве с А. Г. Аганбегяном). «Ученый и время» (1986). «Треугольник Лаврентьева» (1989, в соавторстве с Н. А. Притвиц). «Риск прямого восхождения. Земные истории астронома Язева» (2005). Наконец, прекрасная книга о давнем друге, художнике Николае Грицюке – «Я пишу настроения» (2005).

Однажды дочка Замиры, учившаяся в седьмом классе, сочинила пьесу.

Разумеется, пьесу поставили в семейном кругу. Увлеченный примером, за перо взялся младший сын. Но учился он в первом классе, поэтому список героев создаваемого им драматургического произведения не отличался особой прихотливостью: первый солдат, второй солдат, третий солдат, четвертый солдат, и так до одиннадцатого. В конце концов, глядя на детей, рискнула попробовать силы сама Замира. С той поры (сама не раз говорила) пьесы пишутся как бы сами собой: «Одиноким предоставляется общежитие», «Сердце в кармане», «Да и нет не говорите»...

В толстом литературном журнале «Проза Сибири», который был основан и выходил в Новосибирске в 1994–1996 годах (когда сибирские читатели оказались практически оторванными от всех литературных новинок) Замире досталась особая роль: к каждому номеру журнала она писала специальную вводку.

«Ничего не итожим, – читаем в номере четвертом за 1995 год. – Пять книжек нового, самого что ни на есть толстого, журнала увидели свет вопреки самым мрачным пророчествам и общеизвестным обстоятельствам. Иные пророчества походили на приговоры – и года не протянет. Писатели в Сибири повымерли, а читатели вымирают в жестокой борьбе за право продать-купить…»

Разрушая мрачные прогнозы, усилиями редакции «Прозы Сибири» шли к сибирякам произведения Александра Бирюкова, Бориса Стругацкого, Владислава Крапивина, Юрия Магалифа, Романа Солнцева, Кира Булычева, Бориса Штерна, Михаила Успенского, многих других замечательных писателей.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо всем учиться ждать.

Не писать и не считать.

А учиться ждать и ждать.

Ждать единственного дня.

Мне – тебя, тебе – меня… –

напевала героиня одной из пьес Замиры Ибрагимовой.

Сама Замира Мирзовна прекрасно знает цену времени.

Она – член Союза журналистов, член Союза писателей, обладательница Почетного золотого знака «Достояние Сибири», лауреат литературной премии им. Н. Г. Гарина-Михайловского, автор интереснейших книг. Портрет Замиры Мирзовны работы известного сибирского художника Сергея Мосиенко украшает «Галерею выдающихся новосибирцев». Не будем перечислять многочисленные российские издания, с которыми она сотрудничала и продолжает сотрудничать.

На вопрос молодой журналистки Анастасии Козловой: «Что вы пытаетесь привить студентам?» – Замира Мирзовна (она преподавала в НГУ этику журналистики) без всяких колебаний ответила: «Те имена, которые остались в русской журналистике – это всегда боль общества, это неравнодушие к окружающему, это судьбы маленького человека, это стремление к высшему представлению о культуре, назначении человека. Анатолий Аграновский однажды сказал: “Хорошо пишет тот, кто хорошо думает”. Вот это и хочется привить студентам – учиться хорошо думать, отзываться на то, что происходит вокруг».

Так что, действительно, ничего не итожим.

Геннадий Прашкевич

Просмотров:

Вверх