Забытый самородок сибирского кино

Забытый самородок сибирского кино
16 февраля 2023

В новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа» прошел вечер памяти и ретроспектива фильмов кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств России Юрия Малашина. Он трагически ушел из жизни в 1993 году, оставив после себя серию ярких портретных документальных фильмов, картин о прикладном искусстве и жизни народов Сибири, а также две легендарные среднеметражные игровые ленты 1980-х годов – «Тайга» и «Мы и наши лошади».

Показу фильмов несправедливо позабытого кинорежиссера предшествовало открытие выставки «Снято!», посвящённой новосибирским кинематографистам 1960–90-х годов прошлого века, на которой были представлены редкие фотографии из личных архивов. А сама кино-ретроспектива была приурочена организаторами к тридцатилетию со дня смерти Юрия Малашина.

Малашин прошел в кино путь от осветителя до сценариста и режиссера. Во ВГИКе он закончил мастерскую Алексея Каплера и считался одним из самых ярких выпускников курса. По его сценариям на новосибирском телевидении и студии «Новосибирсктелефильм» создано около сотни телепередач, сняты десятки документальных и художественных фильмов. В режиссуре манеру Малашина всегда отличал особый нерв, внутреннее напряжение, которое проступало даже в его «видовых» картинах, где красота произведения искусства удивительным образом наполняла кадр напряжением, энергией самой жизни. Особенно знамениты были его документальные ленты об искусстве – «Сказ про царицу ваз», «Рисует Спартак Калачёв», «Дархан», «Бурятский гобелен», «Береста сибирская», «Подарю вам улыбку». К числу этих картин относятся и фильмы «Мастера играть в куклы» и «Дрессированный паровозик», которые увидели зрители на вечере памяти режиссера.

В 1985 году Юрий Малашин снимает остросюжетный художественный фильм «Тайга» по одноимённой повести Петра Проскурина. Сам писатель высоко оценил работу режиссёра. Главные роли в киноленте исполнили два ведущих актера сибирского кино 1980-х годов Андрей Болтнев и Владлен Бирюков. Фильм получил диплом Всесоюзного кинофестиваля телевизионных фильмов.

На вечере памяти зрители смогли впервые увидеть на большом экране в новом качестве вторую игровую картину режиссера «Мы и наши лошади», недавно оцифрованную с негатива. Малашин снимает эту социально-философскую драму по повести Сергея Залыгина в 1988 году. Для такой сложной постановочной картины, с огромным количеством текста, целиком снятой на натуре, в Алтайских горах, режиссёр собирает поистине звёздный актерский состав: Эрнст Романов, Владлен Бирюков и Георгий Тейх, а также замечательная актриса театра и кино Наталья Ромашенко, специально прилетевшая на вечер памяти режиссера из Москвы. Она трижды появлялась в фильмах Малашина. Дважды в его игровых фильмах «Тайга» и «Мы и наши лошади» она воплотила на экране режиссерское представление о женском идеале, а сначала появилась в его документальной картине «Мастера играть в куклы» как актриса легендарного кочующего кемеровского театра кукол «Люди и куклы».

Неигровые ленты Юрия Малашина являются не только самобытными произведениями кинематографического искусства, но и уникальными документами своей эпохи. Даже малозначительные детали, снятые, «набранные», как говорят кинематографисты, для «перебивок», у Малашина иногда таят в себе откровения – содержат точную характеристику времени, события или человека.

В первый день ретроспективы зрители также посмотрели десятиминутный фильм «Дрессированный паровозик» о знаменитом аттракционе Дуровых – «Дуровской железной дороге». Цветовое решение картины, найденное оператором Борисом Травкиным, и звуковое сопровождение Валерия Пугачёва помогли передать обстановку праздничного и радостного представления. Картина проста, точна и жизнерадостна.

Валерий Гаркалин, который был одним из героев еще одной документальной картины – «Мастера играть в куклы», представленной на вечере, так вспоминал о работе с Юрием Малашиным: «Отношение, которое он выработал к профессии, к героям картин... Оно было категоричным, не терпящим возражения, достаточно жёстким. Гибкость, мягкость служат поводом для равнодушия. Юрий Николаевич принадлежал к категории таких людей, которые всегда остро реагируют на происходящее».

На вечер в Центр культуры и отдыха «Победа» приехал и постоянный оператор Юрия Малашина, заслуженный деятель искусств России Борис Травкин. Он рассказал, как на выборе натуры для «Мы и наши лошади» ключевое место для съемок фильма неожиданно подсказал местный секретарь райкома, который удивил «киношников» тем, что читал повесть Сергея Залыгина, и сразу привел их к давно и безуспешно разыскиваемой скале, по которой над обрывом вилась конная тропка, так необходимая по сюжету картины.

От Новосибирского министерства культуры выступила начальник отдела профессионального искусства, культурного наследия и образования Ольга Игоревна Иванова, которая отдельно поблагодарила за выставку «Снято!» и даже предложила сделать ее кочующей, чтобы жизнь новосибирских кинематографистов из ставших уже историей 1960–90-х годов смогли увидеть в кинотеатрах районов области.

На следующий день после вечера памяти документальный фильм Юрия Малашина «Мастера играть в куклы» с Натальей Ромашенко обсудили студенты отделения театра кукол Новосибирского театрального института. Наталья рассказала о своей работе в театре «Люди и куклы» и о сотрудничестве Юрием Малашиным. По ее словам, он был режиссёром удивительно глубоким, много репетировал до съемок. На съемочной площадке ленты «Мы и наши лошади» стремился к тому, чтобы актеры фильма еще до начала съемок стали единым целым, по сути, семьей, объединились в то самое «мы», которое он добавил к названию повести Залыгина «Наши лошади». Так и случилось, актерский ансамбль картины и сегодня способен поразить своим разно­образием и единством: здесь и маститые столичные киноактеры, и звезды провинциальной сцены, а актриса театра кукол органично сосуществует в кадре с суровым «непрофессионалом».

Малашин объединил и разные виды кино, документальное плавно превращалось в его поздних работах в игровое. Например, портретная «документалка» «Судьба Кузьмы Поклонова» – уже романное по своему звучанию и визуальному решению произведение, вызывающее ассоциации с лучшими образцами русской психологической прозы. Не зря картина собрала в свое время целый букет призов за режиссуру и операторскую работу. А те же «Мастера играть в куклы» строятся на перетекании жизни за кулисами, под­смотренной камерой, в сценическое действо. Это не удивительно, ведь для Малашина искусство и было всегда самой жизнью.

Алексей Кожемякин, ведущий кинолектория Дома ученых «Сигма»

Просмотров:

Вверх