«Я ель упрямую не режу, а лишь – надстраиваю дом»

«Я ель упрямую не режу, а лишь – надстраиваю дом»
15 июля 2021

Павел КУРАВСКИЙ в 2002 году окончил журфак НГУ (диплом выполнен по журналистике Сергея Довлатова). Преподает в родном вузе. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Многолетняя работа в СМИ, в том числе на радиостанциях «Европа Плюс», «Русское Радио» и других, вооружила незаменимым опытом для создания собственных литературных произведений, поэтический талант определил всё остальное.

Последнюю книгу Павла Куравского «Ыссык-Куль: К тебе и от тебя» (2019) открывает следующая авторская ремарка: «Идея этой книги – дневника лирического путешествия – родилась за пять минут, а сама книга создавалась более двадцати лет. Это был собственный непростой путь через горы и пустыни творчества. Надеюсь, у этого пути ещё есть продолжение». Редколлегия Литературных страниц Бумеранга разделяет эти надежды. Того же ожидаем и от наших читателей.

Приговорённый к высшей эре

Я вижу: тени идут назад.

Алексей Ачаир

Стоял сентябрь 79-ого.

Жара была в Сибири, как в Сахаре.

Из чувства, не вполне самим
понятного,

Родители мои семьёю стали.

Глазастые округлые автобусы

Возили их домой и на работу,

А школота тащила гладиолусы,

Хотя в жару учиться неохота.

Десятилетье минуло с Даманского –

Страна жила спокойна, и готова

К премьере сериала уркаганского

О подвигах Шарапова с Жегловым.

И сам Высоцкий пел в аудиториях,

Вовсю живой, хотя и подуставший.

И Даль – на сцене, и Дассен –
в «Астории»,

И Леннон – жив. Таков был мир
тогдашний.

Вот это слово – мир – и будет главное.

Все помнили, что войны –
не игрушки.

А если спецбригада –
то с Харламовым

На острие, и из орудий – клюшки.

Осенний мир – он был безбрежен
вроде бы.

Казалось, неба не было бездонней.

Не дай вам Бог увидеть гибель Родины,

Которая кормила вас с ладоней.

В Кабуле Тараки в расход пустили – и

Всё завертелось, как в киношалмане.

В медалях, братцы, Соколов
с Устиновым

За всех ребят, оставшихся в Афгане!

Дворы пустели – «Холодильник» полнился.

И года не прошло, как сняли ранцы,

А уж под полубокс остригли волосы

И назывались гордо – новобранцы.

Да, их вбирала новая история,

И за звеном звено тянула беды:

Недо-победа, недо-перестроили,

Недо-Союз, не-нерушимый, недо…

Я никогда не покорялся мистике

(Хотя фантомного не исключаю),

И что-то есть из области софистики

В моей непонимающей печали,

Но вас прошу понять – ну, хоть попробовать

Понять всю катастрофу наважденья:

Он рухнул, старый мир, представьте – ровно ведь

В том сентябре, в день моего рождения!..

Утраты цепко жизнь мою опутали,

Сопровождают неотступно, стойко.

Спасибо, Господи, за то, что трудно мне,

За то, что испытаний – столько,

За правого меня и виноватого,

Способного и помнить, и писать,

За тот сентябрь 79-ого –

Тысячелетие назад.

Парад народного единства

За 7-е ноября –
День Парада 1941 года –

и против новодельного 4-го ноября.

Мой прадед Коля (из-под Пензы)

Лёг в 41-ом за Можайск.

На нём тогда споткнулись немцы,

Сгребая красный урожай.

Мой прадед Лёша, из хопёрских,

Гнал этих немцев до Двины.

Осколки жгли, как хлещут розги –

Два года прожил он с войны.

Мой польский прадед Анджей Шацкий

С тяжёлой раной в кадыке

Атаковал Рейхстаг и Ланквиц

От милой Волги вдалеке.

Мой прадед по еврейской части,

Саул, к войне уже был стар.

Саулу отрядили власти

Госпиталя и комсостав.

О, прадеды кровей российских,

Скажу и много лет спустя:

Во всех своих Россия смыслах

На ваших держится костях.

А мы всё что-то учреждаем –

Бездарное, не на века.

В себе охотно побеждаем

Неочевидного врага.

Какое радостное свинство –

Быть праздным на чужой крови!

Моё народное единство –

Не из кремлёвской головы.

Оно – из мест, где каждый мускул

Звенел, но дрался молодцом,

Где каждый был солдатом русским,

Советской армии бойцом.

Тренд-бренд-Пушкин

(мемориальным табличкам на московских зданиях посвящается)

в эпоху, когда движение души принято называть трендом, образ – брендом, а всё остальное – контентом, Пушкинский монумент стоит крепко.

Критик Арсений Замостьянов

Что, что здесь написали?
Пушкин жил?

Вот в этом доме,
сайдингом обшитом?

Торговом, неуютном, необжитом,

В котором жить не станут даже вши?!

Он здесь бывал? И даже, видно, спал

Под этой вот металлочерепицей?

Стеклопакет, бывало, открывал,

И вонь вдыхал от шаурмы и пиццы.

Вот тут гулял? (Ильинский, что ли, сквер…)

Под стометровым антиперсперантом?

Он в свете был изысканных манер,

И пользовался он дезодорантом,

Но были то иные времена

И нравы. По интимному ранжиру,

Тогда подмышки не открыли б на

Всеобозренье городу и миру.

Он – тренд, он – бренд, трень-брень… белиберда!

С туристов снять бабло – простое средство.

И это есть огромная беда:

Наследие мы сделали наследством.

Кинотеатр Пушкин, ресторан,

С его портретом – «взрослые» игрушки,

И церковь тут как тут – Никитский храм

Берёт рекламкой: «Здесь венчался Пушкин».

Снимите эти лживые слова –

Плохой эпиграф к первому поэту!

У Пушкина была не та Москва.

Как раз, вернее, ТА была, не эта.

* * *

Мгновенья остаются – не века –

До смерти, что придёт наверняка.

Пока ещё такого не бывало,

Чтоб не легла на нас её рука.

Хотя принять такое не легко –

Живу и, обжигаясь молоком,

Ни на воду не дую, ни на водку.

Всё больше – залпом, кувырком, бегом.

Пишу стихи, чем, Господи, прости,

Пытаюсь от забвения спасти

Свою одну-единственную душу –

Я за неё в ответе и в пути.

Я не боюсь таинственного дня,

Когда руки мне будет не поднять.

Пишу тебе я, Господи, и знаю:

Бессмертье начинается с меня.

* * *

Витражное окно клинической больницы

Всё в пятнах ото лбов и
от тревожных рук –

На верхнем этаже, где штат
не суетится,

Поэтому стекло никак не ототрут.

Я в первый день взглянул на эти негативы,

На мутные следы от чьих-то лбов
и щёк,

Но не сумел прочесть, и стало мне противно,

И я от витража брезгливо отошёл.

…под капельницей свой кинематограф жизни

По кадру процедишь, по капле –
от и до.

В локтях ни вены нет, и колют прямо в кисти

Глюкозу, панангин, гептрал и мексидол.

Но всё же для меня дни временные эти –

Болезненный подъём
с мучительного дна,

А кто-то здесь – жилец, и не жилец на свете,

Уткнувшись, в мир глядит
из верхнего окна.

Как стыдно мне страдать на фоне привидений

За синяки своей исколотой руки,

Когда вокруг, вдоль стен, струятся люди-тени.

Сосуды и сердца тонки, как лепестки.

В последний вечер я поднялся
на десятый,

Уставился в Сибирь, в мороз её
и мглу,

И, отыскав пробел среди понятных пятен,

Я прислонился лбом к холодному стеклу.

* * *

По крыше человек стучит,

Сбивает лёд кайлом.

Сугробов намело в ночи –

Не взять и напролом!

От схода снега или льда

Спасает дворник нас,

И в этих праведных трудах

Поэту спать не даст.

Бессонница моя крепка,

Хоть плачь, а хоть кричи.

К утру задремлешь кое-как –

А он уже стучит.

Стучи, стучи, наш добрый друг,

Спасай от травм людей.

Сегодня твой ударный труд

Сверх моего нужней.

А я покуда воспою,

Как сокрушал ты лёд,

И после как-нибудь посплю –

Когда зима пройдёт.

* * *

Юлии Пивоваровой

Над Золотою Нивой – чайки,

Так запросто, как над рекой…

Какой их занесло случайной

Высокой ветреной волной?

Кружат, кружатся чайки, чайки –

Не вскрикнут, не поговорят…

Их угловатые нунчаки

Над пыльным городом парят.

О, как же вы ошиблись, птички!

Асфальтовое наше дно –

Не пляж, и грустная вы притча

О том, чего нам не дано.

Два гребня пены океанской,

Два светлых кливера вдали –

Как флаги либертарианства

Над каменной тюрьмой земли.

Вы всматривайтесь в нас, сличайте,

Не отводите цепких глаз!

Кружите здесь, кружитесь, чайки –

Кружите нас, спасайте нас…

Примета

Ель не должна быть выше дома –

Гласит примета старины;

Переросла – и жди содома:

Несчастья, голода, войны…

С годами суеверя реже,

Но, помня о завете том,

Я ель упрямую не режу,

А лишь – надстраиваю дом.

Просмотров:

Вверх