Всадник, объезжающий мир

Всадник, объезжающий мир
5 августа 2021

Недавно из экспедиции по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам вернулись этнографы Аркадий Бауло и Ирина Сальникова, сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН.

Множество предметов, вывезенных из тех мест, было продемонстрировано в «полевом виде» посетителям музея в Ложке в День этнографа в июле.

Многие традиции народов теряются в прошлом, старики умирают, редчайшие предметы быта, этнографические сокровища уходят в землю вместе с разрушающимися жилищами. Современных идолов зачастую одевают в китайскую одежду. Привезенные из экспедиции мансийские вышивки XIX века и другие вещи – настоящие сокровища, которые удастся сохранить благодаря нашим ученым.

По мнению Аркадия Бауло, Российская этнография началась с XVIII века, фактически старт этой науке дал Петр I созданием Кунсткамеры, когда начал собирать всевозможные диковинки. Первыми российскими этнографами стали немцы (русских ученых тогда еще не было) – Миллер, Мессершмидт, Гмелин, Паллас, те, кто начинал изучать коренное население Сибири приблизительно с 1710 годов:

«Многие из этих ученых занимались вогулами и остяками, а это, как раз, дореволюционные названия хантов и манси, о которых я вам сегодня и хотел рассказать, – поведал Аркадий Викторович. – Что такое религия манси и хантов? Это многобожие, то, что в школе называли язычеством. В каждом регионе, да что там, в каждой деревне у них обитает множество богов. Если есть гора – существует дух горы, река – дух реки. Есть домашние боги и духи и так далее. Сложился некий пантеон: существуют боги и духи более высокого ранга и более низкого. Обряды проходят в доме и на природе.

Домашнее святилище обычно делается в правом или левом углу избы. Это полочка, которая закрывается занавеской, там хранится чемодан или сундучок, в котором лежат те или иные культовые атрибуты. Когда идет обряд, сундучок вынимают, достают божка, кормят, возносят ему молитвы. Могут совершать жертвоприношения, чаще всего в жертву приносят коня или оленя.

Мы говорили о том, что в каждом доме есть свои боги. И вот перед вами некоторые образцы разного времени. Самая старая фигура представляет собой духа-покровителя. Внутри, в одежде, видна медная монета, мы ее не раскрывали, но, судя по размерам, она примерно 1810-х годов, время А.С. Пушкина».

Аркадий Викторович рассказал, что чаще всего божки сделаны из дерева, в виде антропоморфных фигурок. Иногда фигура может состоять просто из надетых друг на друга халатов. Бывает, внутри ничего нет или какая-нибудь беличья шкурка, деревянное или металлическое изображение.

Также ученые привезли из экспедиции несколько фигур, связанных с культом умерших. Эти статуэтки – временное вместилище души. Когда человек умирает, у этих народов считается, что одна из его душ впоследствии должна вселиться в кого-то из потомков, но ей нужно временное пристанище. На пятый день после смерти для мужчины, на четвертый – для женщины родственники изготавливают иттерма. Это фигура, основой которой являются антропоморфные изображения, она отливается из свинца, либо вырезается из дерева, одета в многослойную одежду, на ней обязательно должна присутствовать как легкая, так меховая одежда:

«Душа уйдет в Нижний мир, а это – наш Ледовитый океан, там холодно, поэтому ее надо утеплить.

Они хранят эти фигуры в специальной коробке, стоящей на столе. Зажигают керосиновую лампу, которая горит 50 дней для мужчин и 40 – для женщин. Если лампа по какой-то причине погаснет, повторно зажигать ее уже нельзя. Каждое утро на протяжении поминальных дней коробку открывают, ставят перед иттерма чашку чая, конфеты, бублики. Покормят – убирают в сундук. После 40-50 дней фигурку прячут в сундук и больше не угощают. Она там может хранится долго, пока в роду не рождается ребенок.

Тогда начинают гадать, чья душа вселилась в этого ребенка, умершего родича или нет? Берут люльку с ребенком, подкладывают под нее нож, топор или саблю и приподнимают, спрашивая: это Иван Иванович или Петр Петрович? Если люлька легко поднимается – ответ отрицательный, если тяжело – значит, его душа вселилась в этого ребенка. После этого фигура хранится в сундуке и выполняет роль духа-покровителя, который помогает данной семье».

О том, как приносят в жертву коня, Аркадий Викторович рассказал подробнее.

По словам ученого, конь у этих народов считается самой дорогой жертвой и это связано с тем, что самый популярный бог, который там существует, имеет облик конного всадника.

Что интересно, манси проживают на территории, полной рек и болот, передвигаться там можно только на лодке. Соответственно, никаких конных всадников там в принципе быть не могло. Ханты и манси не ездят на конях, они никогда не видели всадников. Но бог у них – всадник. Это объясняется тем, что предки хантов и манси считаются выходцами из иранских, среднеазиатских, уральских степей, откуда и пришел культ всадника.

Когда собираются принести в жертву коня, его ставят у задней стены дома, которая считается священной, потому что обращена к лесу, а в нем живут лесные духи. Поэтому женщинам нельзя заходить за заднюю сторону дома. Когда приводят коня, ему на спину набрасывают жертвенное покрывало с изображением всадника. Зовут всадника Мир-сусне-хум – человек, объезжающий мир, объезжающий воду, управляющий жизнью людей. Это младший сын верховного бога Нуми-Торума. Он покровительствует каждому человеку и семье в целом. Покрывало кладут на спину коня, это седло, на котором в момент обряда божество и восседает. На нем же оно вознесется на небо. На покрывале есть колокольчики, которые отгоняют злых духов. Коня семь раз обводят вокруг дома.

В более северных районах с лошадьми совсем плохо, поэтому в жертву там приносят оленя.

Когда коня или оленя закалывают, покрывало убирают до следующего раза.

Покрывало шьется по определенному поводу. Первое, когда люди вступают в брак для того, чтобы дом был крепкий, семья.

По прошествии времени, когда рождаются дети, изготавливается второе покрывало. На первом всадников обычно четыре, на втором может быть шесть, а когда доживают до внуков, шьют большое, на котором целых семь всадников.

Когда глава семьи уже достиг высот старца, покрывалу из семи всадников шьют пояс, на котором может быть от четырех до семи фигур, и богатырский шлем.

Но эта одежда человеком не надевается, она – для божества. Во время обряда жертвоприношения покрывала укладываются на спину в порядке возрастания всадников, потом пояс, а затем и шлем в сложенном состоянии.

мир-суснэ-хум_.jpg
 Мир-сусне-хум









«Представленный шлем, – рассказывает ученый, – интересен тем, что на нем изображен не только сам Мир-сусне-хум, но и солнце, и гусь. Дело в том, что божество имеет не только антропоморфный образ, но также и зооморфный. Считается, что он летает по небу, в мифах и легендах у его коня семь или восемь крыльев, он облетает землю день и ночь, никогда не спит. Многие исследователи считают, что его культ напрямую связан с культом солнца.

В привезенном из экспедиции шлеме есть карман, куда складывали дополнительную жертву – денежку. Ему могли преподносить кусочки ткани с завязанными в них монетами, также монеты могли просто класть в карман».

В ритуалах камлания и гадания часто использовали сабли. Этот вид холодного оружия у хантов и манси встречаются часто. Это не значит, что они когда-либо сражались с этим оружием, чаще всего их покупали у русских – вышедших в отставку военных, которые служили в гарнизонах. Для камлания брали шнур, привязывали его за эфес и кончик сабли, шаман раскачивал эту саблю, читая молитвы и впадая в транс.

«В этом году мы были на обряде, когда божествами выступали четыре сабли. Увешанные платками, у каждой – свое имя, им ставилась жертвенная пища, для них совершались молитвы», – вспомнил эпизод из экспедиции новосибирский этнограф.

Еще ученые продемонстрировали фигурки животных, отлитые из свинца, у некоторых в спину вплавлена монета. Это – искупительная жертва.

Дело в том, что у хантов и манси нельзя убивать некоторые виды животных, поскольку их божества в зооморфном виде предстают в облике данного зверя или птицы. Это собака или лиса, лягушка, гагара и поганка.

Но на охоте бывает всякое – стрелял во что-то, а попал в собаку. В этом случае нужно отлить фигурку собаки, чтобы божество смилостивилось и простило.

По словам Ирины Сальниковой, в этот раз ученым очень повезло столкнуться с мансийской вышивкой. Дело в том, что манси перестали вышивать свои вещи еще в XIX веке, потому что появились набивные платки.

Этография.jpg
Святилище манси. Реконструкция




Привезенная вышивка исполнена на ткани из крапивы, красными и синими нитками вышито дерево с корнями и вершиной, образующее собой крест. Крест – многозначный символ, пришедший к нам с дохристианских времен. Есть и меандровый орнамент, из культур эпохи бронзы.

«Семантика узора потрясающая. Это линейная вышивка, которая имеет огромное количество символов. Самую крупную вышивку можно датировать XIX веком, мы нашли ее на платке», – рассказала Ирина Владимировна.

Платки для женщин – и традиционный головной убор, и ритуальный. Как правило платки делались с бахромой. Бахромой женщина в XX веке закрывает лицо в двух случаях – на медвежьем празднике и при виде идолов. Этнограф рассказала интересную историю:

«Года два назад был случай. Мы шли в экспедиции по книге И.Н. Гемуева, учителя А.В. Бауло. И я увидела вживую людей с фамилиями, которые упоминаются в книге. Там все помнят предков, память народная – потрясающая вещь. И вот, все разглядывали книгу, но среди них была молодая женщина, которой не дали посмотреть на печатные изображения идолов. Казалось бы, XXI век, тем не менее, традиции, табу сохранились до сих пор. А еще платки связывают с брачными традициями, когда женщина должна была закрывать угол лица от родственников мужа, чтоб они ее не сглазили. Колокольчики тоже служили для этих целей. Кайма, орнамент – все это обереги».

Платки использовались зачастую как приклады. Это был дорогой подарок. Платки стоили недешево. Все для того, по словам ученого, чтобы духи несли дому только добро.

Вокруг народов с традиционным укладом существует много мифов и предрассудков. Один из них, по словам Аркадия Бауло, касается того, что, якобы, ханты и манси агрессивные, как индейцы, приносят человеческие жертвы и снимают скальпы.

«Когда русские пошли в Сибирь, они сталкивались с множеством всевозможных традиций коренных народов. Если говорить об агрессивности, то это были, скорее всего, отатаренные вогулы, которых ассимилировали татары и привлекали в свои войска в качестве воинов. Сами по себе ханты и манси не способны к ведению боя и не агрессивные. В местах их обитания нет ровной поверхности, либо река, либо болото, воевать на такой местности невозможно, – считает ученый. – Есть летописные свидетельства XVI века, что людей приносили в жертву. Один раз мальчонку и пару раз – взрослых мужчин. Относительно скальпов, есть такая мифология, вопрос в том, насколько она правдивая. Фактов нет.

Скорее всего, эту глупость раскрутили 90-х годах нашего века, когда предприимчивые люди написали в Америку, дескать, у вас там навахи живут, а у нас – их родственники, на реке Вах (ханты и манси). И школьники стали ездить в гости друг другу. Ну какие они индейцы!

На самом деле, одна ветвь у них тюркская, ханты, а другая – угро-финская, манси. Вот стоит дед – вылитый эстонец. А бабка по виду – чистая монголка. Мифы и легенды – вещь живучая».

Елизавета Садыкова


Просмотров:

Вверх