Вместе с испанской корридой в Академгородок ворвалось лето

Вместе с испанской корридой в Академгородок ворвалось лето
25 мая 2023

Дом ученых на прошлой неделе снова оказался в эпицентре событий художественной жизни, главным из которых стало открытие выставки двух великих испанских художников – Франсиско Гойи и Пабло Пикассо «Песок и кровь», посвященной испанскому национальному искусству – корриде.

Коррида – это накал страстей, это красота, отвага матадоров, противопоставленная мощи боевого быка, когда поединок превращается в настоящее испытание всех сил и способностей человека, решившегося на эту схватку. Лучшие матадоры или тореадоры становятся в Испании национальными героями.

Франсиско Гойя, придворный художник-портретист и гравёр-офортист, как истинный испанец, был преданным поклонником корриды. После освобождения Испании от французов он создает серию офортов «Тавромахия» (издана в 1816 г.). В этой серии он описывает историю возникновения этого искусства (в давние времена испанец верхом на коне охотился на быка в диком поле), затем показана суть важных элементов корриды (много способов охотиться пешим), а затем словно репортер разворачивает перед нами истории выдающихся тореро. Автор документально, кадр за кадром показывает подробности знаменитых боёв. Недаром некоторые критики сравнивают офорты Гойи с первыми газетами.

Серия была создана уже почти 70-летним художником, много лет прожившим с глухотой, пережившим гонения и трагедии. Стимулом к созданию серии стал национальный подъем после изгнания французов и воспоминания молодости, когда Гойя из-за финансовых трудностей путешествовал в Италию с группой матадоров. В это время искусство Гойи становится все более философским, а в графике появляется экспрессия – стремительность перового рисунка, царапающие штрихи иглы, резкие светотеневые эффекты. Жизненные невзгоды и время закалили дух художника. Страстное стремление к созиданию, творчеству вопреки всему только окрепло и сохранялось в нем до самых последних дней.

Много интересного на выставке можно узнать из фильмов об авторах. Особенно это касается творчества Пабло Пикассо. У многих сформировано клише, что Пикассо – это что-то непонятное, деформированное или гротескное. Наша выставка способна полностью перевернуть это представление и показывает Пикассо как тонко чувствующего художника, блестящего рисовальщика (его серия литографий, представленная на выставке, создавалась по его рисункам в мастерских). Пикассо раскрылся в этой серии и как яркий экспериментатор, смешивающий техники, стили, развивающий свои более ранние образы (ему в момент создания серии уже было 80), и как человек с богатым внутренним миром. Недаром к нему всегда тянулись множество поклонников и ценителей искусства.

В своих стремительных, как щелчок затвора фотоаппарата, работах Пикассо улавливает всю палитру чувств и эмоций, возникающих на арене. Он считает тореро настоящим художником, который никогда не может увидеть своего произведения. Энергичные, смелые броски красок широкой кистью Пикассо как раз и отражают саму суть корриды, помноженную на талант художника.

Недаром организаторы выставки соединили Пикассо и Гойю в этом проекте. У художников, несмотря на внешние различия, очень много общего – испанский дух бурлил и вдохновлял на свершения обоих. Оба были вынуждены находить способы заработать на жизнь своим искусством и в итоге ещё и сохранить своё собственное кредо, творить в соответствии со своим собственным внутренним мировоззрением.

Пикассо, как и многих других художников следующих эпох (даже французских импрессионистов), называют прямым последователем Гойи. На выставке работы Пикассо содержат множество высказываний художника и его современников об искусстве корриды и о творчестве в целом. Это дает возможность не просто познакомиться с корридой, искусством офорта, но и погрузиться в таинственный мир творчества.

На открытии выставки зрителей ждал почти спектакль – по залам разошлись фигуры испанских дам – «мах» в драгоценных одеждах и вуалях.

Зрителей привлек искренний интерес к именам мирового искусства, которые можно увидеть только в центральных музеях страны, а выставки графики обычно хранятся в запасниках. Академик Сергей Алексеенко, председатель Совета Дома ученых особо подчеркнул, что увидеть искусство звезд мировой величины рядом с домом – прекрасная возможность пополнить свой интеллектуальный багаж. Тем более приятно было получить и первые отзывы самих испанцев, которые пишут, что «Искусство Испании живо, и это прекрасно!».

Благодарим компанию выставочных проектов «Артгит» за эту экспозицию и ждем вас в Доме ученых на выставке до 23 июля, ежедневно, без выходных. Работает «Пушкинская карта».

Ирина Бич, зав. выставочным отделом ДУ

Просмотров:

Вверх