Вдохновленный древним искусством

Вдохновленный древним искусством
19 октября 2023

С 12 октября по 19 ноября в Арт-гостиной Дома учёных проходит выставка Заслуженного художника РФ Юрия Капустина. Известный московский автор создаёт редкие по технике работы, используя керамику, графику и перегородчатую эмаль, а главная тема его произведений – древнее искусство в современном авторском прочтении. Наш корреспондент, студентка гуманитарного факультета НГУ Елизавета Устьянцева побывала на открытии выставки и побеседовала с художником.

– Юрий Николаевич, расскажите о необычных техниках, в которых вы работаете.

– Я, как живописец, прежде всего рисую, без этого никуда. Другое дело – тематические работы. Вот смотрите, два пласта с рисунками. Вроде бы всё просто, но в глине это смотрится необычно. Я их запатентовал, с обратной стороны они глазированы, как обычно, а сверху поверхность имитирует породу.

Технику диктует задача художника. В своих работах я размышляю о явлениях из истории Алтая, которые меня вдохновляют, и в техниках керамики и эмали можно более интересно отразить эту тему древнего искусства.

Я создал новое покрытие керамики. Открытие на самом деле скромное, но там есть один секрет. Ну и, конечно же, я занимаюсь ювелирной перегородчатой горячей эмалью, уникальной в Сибири. Здесь никто не делает работы в такой технике. Большая часть работ здесь на выставке – это эмали, больше 30 экспонатов я привез из Москвы и из Музея Алтайского края, где они находятся на хранении.

2EC54CCC-8291-433E-9D81-7F608C60FF69.jpg

– Что самое главное для эмали?

– Свет. Даже сегодня на выставке я попросил дополнительное освещение. Под яркой лампой эмаль начинает «играть»: видно и текстуру запеченных цветных красок, и рисунок тонких медных нитей, лежащих в основе. Эмали очень многоцветные, яркие, декоративные.

– Вы заранее продумываете, какую работу будете делать?

– Нет, никогда. Даже если я сажусь за работу с эмалью и эскиз уже сделан, то это ни о чём не говорит, всё может очень измениться. Потому что кроме рисунка важна ещё цветовая гамма, а затем и сам обжиг. Это процесс непредсказуемый, ты интуицией чувствуешь, что должно быть. А еще скажу вам: техника – это второстепенно, главное – вдохновение. У меня была выставка в Барнауле с тарелками, которые я делал давным-давно, я туда пришел и не узнал свои работы, потому что делались они в свое время по какому-то наитию свыше.

– Почему вас заинтересовала тема древнего Алтая?

– После учёбы, ещё в 60-х, я дружил с археологом, который и познакомил меня с древними памятниками культуры, да и просто фольклор Алтая, очень колоритный, образный и художественный, очень привлекал. Когда заинтересовался, то начал всё больше и больше изучать эту тему.

На территории Алтая почти три тысячи лет назад жили скифские племена – воинственные кочевники. По находкам в раскопках я понял, что у скифов удивительная раскрепощённая пластика, превосходная фантазия. Древняя культура в принципе очень благодатная. Она несёт в себе энергию жизни.

руки скифского вождя.jpg

– Ваша самая значимая работа тоже о скифах?

– Да, это «Руки скифского вождя» – моя большая работа, она даже направлена в Книгу рекордов Гиннесса. Композицию придумывал другой художник, а я нанёс уникальную графику с сакральными рисунками татуировок рук скифа, который в течение двух с половиной тысяч лет пролежал в ледяной гробнице. Это уникальная вещь по своей форме, содержанию и замыслу. Произведение выставлялось в Риме, в Швейцарии, в Москве, а сейчас и Новосибирск может на него посмотреть.

– Кстати, о Новосибирске. Вы ведь когда-то жили в нашем городе...

– В советское время я работал здесь в прекрасной организации «Союзстеклотрест». Мы занимались ремонтом известковых, стекловаренных и цементных печей. Ездили в командировки по стране, а молодому человеку, как мне тогда, кроме путешествий ничего и не нужно было. С теплом вспоминаю Новосибирский оперный театр, я просмотрел тогда почти всю его программу, хотя мало тогда в этом разбирался. Уже когда я соприкоснулся в Москве с артистами, режиссёрами и художниками, то понял, что такое искусство.

– Искусствоведы пишут, что вы соединяете древнее искусство с авангардом.

– Просто копировать древнее искусство – это слишком примитивно. А трансформировать его в другой образ с использованием оригинального авторского рисунка – это уже дело современного художника. Древнее искусство Сибири может стать живительным источником вдохновения и для молодых художников, и для нас, стариков.

– Как Вам в 88 лет удается сохранить «художественную молодость»?

– Я даже не знаю, пока я живой – я работаю, думаю, сочиняю. Природа запрограммировала в человеке творческий процесс, и он очень сложный, приходится быть в форме. Сейчас я просто стал мудрее и опытнее, а опыт – великое дело. То, что в молодости давалось с трудом, сейчас преодолевается легче. Многое зависит от жизненных периодов: когда-то мне была интересна только живопись, в юношеские годы писал стихи, затем был большой период декоративного искусства, затем открыл для себя кузбасс-лак. И каждый раз это испытание себя на прочность, вызов своим способностям, испытание силы духа.


Просмотров:

Вверх