На прошлой неделе ушла из жизни Римма Алексеевна Немировская – супруга первого директора Дома ученых Владимира Ивановича Немировского, которая 40 лет проработала инженером-радиоконструктором в ИЯФ и до последних дней была активным членом Дома ученых. В дар Дому ученых в последние дни жизни ею были переданы произведения из собрания семьи: прежде всего работы сына – талантливого художника и поэта Александра Немировского, сохранению памяти о котором, популяризации его творческого наследия Римма Алексеевна посвятила свою жизнь.
Мы много писали о его творчестве и жизни. Но не только работы Александра находились в этой семье. В 2007 году в Доме ученых была организована выставка «Коллекция семьи Немировских», в которой были и очень известные имена. Она отражает и историю Академгородка, и Дома ученых, на выставке в 2007 году она заняла целый выставочный зал. После этой выставки Дому ученых были подарены две работы. Это «Первая Масленица в Академгородке» Николая Грицюка и «Цветы» Анатолия Зверева. Они ценны как память о дружбе семьи Немировских с Николаем Грицюком, о событиях первых лет жизни Академгородка и о том, что и живя в Москве, Владимир Иванович дружил со многими художниками, в том числе и с Анатолием Зверевым.
Затем выставку коллекции провели в Художественном музее, и большое количество работ не только Александра Немировского, но и других авторов, например, Эрнста Неизвестного, Юрия Кононенко осталось в собрании музея.
Около десятка работ в коллекции принадлежало кисти Анатолия Зверева. Многое оказалось в музее Ханты-Мансийска, которым руководил Владимир Назанский, известный историк искусства. Этот музей и сегодня активно работает с наследием Немировского. Работы его привлекают внимание, ведь они очень необычные и талантливые. Выставки часто совмещают с музыкальными вечерами и поэтическими выступлениями. В Новосибирске это также практиковали, причем на разных площадках. И, кстати, Римма Алексеевна с радостью дарила работы Саши всем, кто интересовался его творчеством.
«Почти все большие графические работы попали в музеи. Мы же больше работали с иллюстрациями стихотворений, немного отдельных листов графики. У них нет ни названий, ни года исполнения, ни пояснений автора. Это был начальный период развития, по всей видимости, талантливейшей личности, жизнь которой так внезапно оборвалась. Работы молодого человека, который жил богатой внутренней жизнью», – говорит Ирина Бич, зав. выставочным сектором ДУ. «Большинство работ графические, среди них есть черно-белые и цветные. В основном он использовал гуашь, чернила либо смешанные техники – фломастер, цветные карандаши. Его художественные работы – это символы, аллегории, образы и они становятся понятнее вместе со стихами. Как сказал писатель и литературовед Александр Чех, графика Александра – это нечто среднее между иконописью и авангардом. Александр Чех высоко ценит наследие Александра Немировского, считает его без преувеличения гениальным поэтом и художником».
Дому ученых сейчас было передано все, что заранее было намечено, – знаковые для истории ДУ работы. Например, картина Валерия Тебекова, театрального художника из Горно-Алтайска, которого называют сибирским Филоновым. Эта ценная вещь была подарена лично Римме Алексеевне меценатом В. М. Сидоровым. А в Доме ученых проходила персональная выставка Тебекова, о ней теперь останется хорошая память.
Специально для собрания Дома ученых Римма Алексеевна приобрела картину Владимира Феофановича Капелько, красноярского художника и археолога, который изобрёл способ копирования петроглифов и всю жизнь их собиранием занимался. В советское время выставки «Капели» проходили в ДУ, но так получилось, что ни одной работы в память о нем не было. И вот благодаря Римме Алексеевне, которая дружила с супругой художника и хотела ей помочь материально, в Доме ученых появился небольшой холст «Мое село родное». Еще одна интересная работа – картина Юрия Кононенко «У обрыва», довольно редкая для его творческого наследия, в цвете.
Передан живописный портрет Риммы Алексеевны авторства новосибирского художника Петра Алексеевича Милованова и портрет Владимира Ивановича Немировского, пара портретных зарисовок. Они выполнены в Москве, друзья-художники его часто рисовали.
Эта скромная, но очень содержательная исторически коллекция важна как память об истории Дома ученых – первом директоре, первых художниках Академгородка, память о Саше Немировском, который рос в Доме ученых, учился у Юрия Кононенко, видел первые выставки, творил. С этим наследием можно работать, сохраняя и передавая будущим поколениям атмосферу юного Академгородка.
Елизавета Владова