То, чем я занимаюсь, – моя жизнь

То, чем я занимаюсь, – моя жизнь
7 марта 2024

Татьяна Киселёва – известный модельер и дизайнер и в России, и за рубежом. Её коллекции были показаны в Париже, в Вене, в Милане и ещё во многих городах России. Сейчас Татьяна руководит детской студией альтернативной моды «Озорной квилт», каждое утро занимается зарядкой и продолжает носить наряды, мимо которых не пройдёт ни один человек.

– Татьяна Егоровна, скажите, как вы стали руководителем детской студии альтернативной моды, если у вас нет официального образования модельера?

– Я с детства мечтала стать художником-модельером, классе в первом думала, что стану художником по тканям и буду придумывать ткани. В пятом классе я начала читать журнал «Работница» и перерисовывать оттуда интересные наряды. Помню, как в институте культуры сидели с подружками и вязали на лекциях. Пошла учиться на библиотечное дело, потому что в то время интеллект и чтение были превыше всего. Например, когда мои подруги узнали, что я не читала ни одного произведения Рюноскэ Акутагавы, они удивились. Но меня утомляло, что нужно проводить весь рабочий день в библиотеке, поэтому я выучилась на экскурсовода.

Когда родился третий сын, то шить дома становилось всё сложнее. В 1991 году я предложила своей подруге, которая в то время была директором Центра детского творчества «Факел», взять меня на четверть ставки шить игрушки с ребятишками. Потом это переросло уже в кукольный театр, а затем и в студию моды. Но у меня до сих пор нет официального документа, подтверждающего, что я модельер. 

– В каком году прошёл первый показ с вашей коллекцией одежды?

– В 90-е в стране постепенно начало развиваться лоскутное движение, я узнавала про ведущих модельеров в журналах «Работница» и «Крестьянка». Тогда я и сшила свою первую лоскутную юбку, в это же время в России появляется журнал «Burda Moden». А 1994 году в Новосибирске проходил конкурс непрофессиональных портных от «Бурды», в котором я участвовала и впервые показала свой лоскутный костюм. Но первый показ с целой коллекцией моих работ «Золотые купола» случился в 1997 году. Тогда мы с коллегами связались с Людмилой Боковой, она тоже модельер, и договорились, чтобы она привезла к нам в Новосибирск из США выставку лоскутных работ. Студии моды у меня тогда ещё не было, моими моделями стали девятиклассницы, я у них тогда труды преподавала параллельно с работой в «Факеле». Тогда и телевидение приехало, а мы даже ничего не репетировали. Этот день – 27 марта и считается Днём рождения нашего коллектива.

– А когда прошёл ваш первый показ за границей?

– У меня всегда было две мечты: поехать в Париж и сделать фото с Вячеславом Зайцевым. У мужа тогда был друг, доктор наук, он всегда говорил мне: «Таня, ты чего такая глупенькая? Ну не побываешь ты на Луне, это же нормально. И в Париже тебе никогда не побывать!». Я была с ним согласна, в то время ведь так и было. Но когда открыли границы, я в 1994 году сразу же поехала в страну своей мечты, просто так, без коллекции. И не пожалела! Когда мы приехали в Париж, разложились и пошли вечером прогуляться с подругой. Как только вышла на улицу – заплакала, настолько сильные были эмоции – ведь он мне снился.

А потом, в 2003 году, в Москве я пришла на выставку к Татьяне Смирновой, моей крёстной маме, как я её называю. Тогда, конечно, она меня ещё не знала, но на этой выставке заприметила вместе с моим вязаным костюмом. Когда она поняла, что я свой человек, то сразу же порекомендовала меня на показ в Париж. И в мае 2004 года семь модельеров полетели из России в Париж, нас повезла Валентина Мельникова. Я взяла с собой две коллекции: «Золотые купола» и «Лён». И так совпало, что показ был в Российском посольстве 24 мая, в День славянской письменности и культуры. Мы потом все вышли на сцену и танцевали вместе, балдели, запоминающийся был день. Я благодарна Валентине Мельниковой, ведь она делала важное дело: привозила таланты из глубинки России в Европу.

iSiNHc_Z5b4.jpg

– В каких ещё странах вы показывали свои изделия?

– Потом я была в Ла-Бурбуле уже с Ассоциацией мастеров лоскутного шитья России, затем был серьёзный показ в посольстве Вены. А в Мадриде я даже была на неделе моды в 2011 году, показывала свою коллекцию «Пýтанка» и там случилась одна интересная история. Недели мод всегда проходили очень организованно, всё транслировалось по телевизору. В то время в Мадриде уже не было подиумов на показах, а мои девчонки-модели шли босиком, с завязанными тесёмками на пальцах. У одной из них тесёмка упала, и она её подобрала. И именно этот момент был показан в метро по телевизору, и мы благодаря этому конфузу запомнились. 

А в 2008 году я была последний раз во Франции, на совместном французско-русском показе в городе Руан.

– У вас когда-то приобретали изделия за границей?

– Первые два своих изделия я продала во время второй поездки в Париж, причём непонятно как, я тогда ещё в этом ничего не понимала. Я написала цену на изделиях, допустим, от двухсот до трёхсот, одной девушке они приглянулись. И она взяла у меня два белых костюма в романтическом стиле, по максимальной цене. 

Мне часто задают вопрос: «Продаю ли я свои работы?». Дело в том, что я-то продаю, но не всё покупается. Клиент в России и за границей не отличается: берут и в возрасте люди, и молодые. В нашей стране я десять лет продавала изделия на маркетплейсе «Ярмарка мастеров», выставляла туда работы, описывала их и ставила цену. Покупали и из Израиля, и из Англии, а в России только из Москвы и Петербурга, и только однажды купила одна девочка из Академгородка. И то, она здесь жила, а училась в Англии. Задёшево, конечно, продавать не хочется, ведь это ручной труд, который во всем мире ценится дорого. На изготовление одного изделия уходит около месяца, учитывая, что я сейчас ничем больше не занимаюсь. Московские коллеги продают свои творения активно. Но, вообще, конечно, у меня есть изделия, с которыми не хочется расставаться. Свою первую юбку с пейзажами я продала во время первой поездки во Францию и жалею об этом. Лет семь назад я связала похожую, но она всё равно другая получилась, намного хуже. Это очень странно, но первая вещь, которую ты шьёшь или вяжешь – всегда получается лучше всего. 

– Чем вы занимаетесь с девочками в студии альтернативной моды «Озорной квилт»?

– Мы создаём костюмы, показываем их на фестивалях, например, недавно ездили в Иваново, в Архангельск на фестивали «Душа России», в Тюмень. В прошлом году ездили в Якутию, тогда я поняла, где весь фольклор кутит. 

Ко мне приходят девочки начиная с первого класса, и за 27 лет было уже много выпускниц, первой из них уже 41 год, у неё трое детей. Она поступила в Техникум лёгкой промышленности, на отделение моделирования. Однажды мы вместе с ней участвовали в последнем конкурсе «Burda Moden», но в разных номинациях. Когда она получила 3-е место, я даже заплакала от гордости. Она работает модельером и делает то, за что платят, а вот мое творчество фактически не продаётся. 

У меня нет выпускниц, которые бы продолжили создавать вещи в технике лоскутного шитья. Пара девчонок даже поступили в институты лёгкой промышленности, но их там переучили, показали, как правильно шить. А я ведь даже не крою… Мне два раза в жизни художники говорили: «Как же хорошо, что ты не училась по специальности». Девчонки со мной были более творческими.

– Татьяна Егоровна, как вы думаете, в чём особенность ваших творений?

– Они на самом деле современные, но с сохранением народных традиций. Я помню, как сшила свою первую лоскутную юбку, потом сарафан, а дальше так и продолжила использовать эту технику. Это сплошная стилизация. А люди, и взрослые, и дети боятся ходить в моей одежде, потому что на них будут оглядываться, но ведь в этом и есть суть. Если я увижу женщину в навороченной шубе, то зайду в магазин и увижу точно такую же шубу, ещё и примерю ее. А если я увижу даму в изделии из ляпочихи, я, конечно же, на неё оглянусь, но примерить не смогу, потому что такой шубы больше нигде нет. И сейчас очень редко увидишь женщину в более-менее презентабельной юбке. Человек должен носить такую одежду, чтобы на него оборачивались. У меня есть стандартный вопрос для каждой женщины: «Когда вы идёте по улицам, на вас оглядываются?». Но тут сложность в том, что будет мало одной купленной юбки, подобной тем, что шью я. Ей нужна будет соответствующая шуба и головной убор, чтобы образ выглядел полноценным.

– А у вас есть хобби?

– Не знаю, насколько это можно назвать хобби, но каждое утро я обязательно делаю зарядку. Еще участвую в ветеранских соревнованиях по лыжам, просто потому что это нужно для здоровья. Самое главное моё хобби – это шитьё, я не могу назвать это работой. Это и есть моя жизнь, я шью, потому что это моё лекарство, я не знаю, как без этого жить. Сейчас я не сильно загружена, меня мало что отвлекает, поэтому могу посвятить этому всё свое время.

Елизавета Устьянцева

Просмотров:

Вверх