Театр им. Игоря Рыбалова в Академгородке существует уже более 40 лет. Актёры театра – люди самых разных профессий. После работы они приходят на репетиции в Дом учёных, где набираются новых сил для повседневной жизни. На одной из таких репетиций побывал и наш корреспондент. В итоге для читателей – шесть любопытных мини-интервью с режиссёром и актёрами театра.
Владимир Миндолин, режиссёр:
– Мне это досталось по наследству. Театр организовала моя мама. Её человеческий и творческий принцип, суть её натуры – стремление к максимальной достоверности человеческих чувств, эта идущая от неё традиция – главная в жизни нашего театра. Потом мама умерла. И вот с тех пор я веду его уже 10 лет. Даже больше.
– Как Вы распределяете роли?
– По желанию, но, конечно, при моём участии. Без меня здесь ничего не проходит.
– А если понимаете, что человек не подходит под эту роль?
– Так и говорю: нет, ты не подходишь. Прямо. Это мой стиль.
– Кто они, артисты театра?
– Это люди Академгородка. Как правило, выпускники университета, теперь уже сотрудники институтов, есть выпускники ФМШ.
В общем, все люди с «хорошими» биографиями. Половина, наверное, математики. Есть и биолог, психолог. Есть два «фымышонка». Попросились – играют.
Константин Калгин, актёр:
– Никогда не думал, что у меня есть актёрский талант. Всегда считал, что для этого нужна подготовка в специальных учебных заведениях, поэтому раньше даже мысли подобной не возникало. В театр я пришёл за будущей женой. Первая роль была – Медведя в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца. Было интересно, оказалось, что это вполне возможно – стать актёром. В театре я чуть больше 10 лет, а моя жена точно больше 15 лет. Здесь уже бегают и наши маленькие девчонки.
– Вы в театре не зарабатываете?
– Нет, все на добровольных началах. У нас другая специфика театра. Для нас театр – источник вдохновения. Это главное.
– Скоро пройдёт спектакль «Загадочное ночное убийство собаки». Расскажите о своей роли в нём.
– У меня там роль на 5 секунд. Бородатый маньяк в метро. Основная моя задача была – компьютерная графика к спектаклю. В постановочном плане спектакль особенно трудный и необычный.
– В «обычной» жизни вы работаете врачом. Расскажите, как удаётся совмещать хобби с профессией?
– Мы никогда не применяем к нашему театру слово «хобби». Наш театр для нас – это значительная, существенная часть нашей жизни. Это живой организм, в который мы вливаемся и без него уже не можем существовать, дышать. Театр наполняет нашу жизнь особым смыслом и содержанием, делает её полноценной, настоящей. В театре мы подзаряжаемся новыми силами. Это как раз к вопросу о том, что мы здесь не зарабатываем.
– Как решаете вопрос с костюмами и декорациями?
– Нам помогает Дом учёных. Что-то делают девчонки-умелицы, которые этим занимаются.
Лиза Ахметшина, актриса:
– Сейчас я учусь в НГПУ на третьем курсе. А сюда я попала, когда ещё училась в школе, в девятом классе. Нас пригласили на спектакль «Тень» по пьесе Евгения Шварца, а я работала на школьном радио и предложила сделать рекламу спектакля на всю школу, потом мы с подругами сами влились в коллектив театра.
– Какие роли за это время удалось сыграть?
– Я играла Ирину из «Утиной охоты» Вампилова и педагога для ребят с «поведенческими проблемами» в последнем нашем спектакле «Загадочное ночное убийство собаки».
– В театре жёсткая дисциплина?
– Не жёсткая, но всё же есть. Дисциплина скорее внутренняя – сам стараешься успеть всё сделать вовремя, чтобы в твоей жизни было место искусству. Со всеми очень дружеские отношения. Нет нездоровой конкуренции. Все друзья.
Мария Рыбалова, актриса, администратор группы театра в ВКонтакте:
– Можно сказать, что я родилась в театре. Мои родители здесь играли, учились в колледже информатики, где и зародился театр. Театр носит имя моего отца, Игоря Рыбалова, он погиб в аварии в 1991 году. С детства мечтала играть, и мне уже тогда давали какие-то маленькие роли. Сначала с корзиночкой с грибами ходить, потом два, три слова... Я видела в 6 лет «Тристана и Изольду», «Лес» Островского, «Принцессу Турандот» Гоцци. Это самые сильные впечатления детства. Другой жизни я не представляла.
– Расскажите немного о ваших ролях.
– Ролей много. Люблю их все. Когда была маленькая, мечтала о принцессах. Когда выросла, стала играть лирических персонажей, характерных. Любимые спектакли – это, наверное, всё-таки классика. Островский, Чехов, Гольдони. Одна из любимых ролей – старая генеральша, выжившая из ума, в спектакле по повести Достоевского «Село Степанчиково». Это был интересный опыт.
– Говорят, что на вас лежит ответственность за костюмы.
– В нашем театре каждый делает что-то для спектаклей. Реквизит за 40 лет смастерили наши ребята, девочки сами шили костюмы. Сейчас как-то так получилось, что я стала помогать с реквизитом и костюмами. Мне это очень нравится – придумывать образы героев, сочинять, как они будут выглядеть.
– Я обратила внимание, что вы занимаетесь и музыкальным сопровождением.
– Музыку обычно подбирает режиссёр, а помогают все по очереди. В одном спектакле у тебя большая роль, в другом ты за пультом осветителя или звукорежиссёра.
– Чем вы занимаетесь в жизни помимо театра?
– По специальности я филолог. В школе вела русский, литературу, сейчас веду итальянский в университете. Защитила кандидатскую диссертацию.
Александр Куценко, актер:
– Я занимаюсь наукой. Окончил университет, сейчас в аспирантуре. Мой научный руководитель Наталья Токарева – одна из ведущих актрис театра. Я пришёл на спектакль, потом стал помогать с реквизитом и декорациями. Мне настолько понравилась атмосфера в театре, что я не мог не остаться. Правда, я не был уверен, что у меня получится. Сначала играл эпизодические роли. Первая крупная роль у меня – в «Загадочном ночном убийстве собаки». Я играю отца главного героя. Этот образ отца далёк от меня. Простой мужик, работяга, который оказался в довольно сложной ситуации. Он остался один с ребёнком, у которого проблемы, связанные с аутизмом. Очень переживает за сына... Непросто поддерживать этот градус взволнованности, напряжения.
– Как ваше окружение отнеслось к тому, что вы стали заниматься театром?
– Многие удивлялись, не совсем привычно... В современном мире театр всё-таки пользуется уже меньшей популярностью.
Евгений Горкунов, актёр:
– Я – математик, работаю в Институте математики и преподаю в университете. В 2008 году, когда учился в аспирантуре в НГУ, пришёл просто посмотреть спектакль. Под впечатлением попросился приходить к ребятам на репетиции. Мне очень понравилось. Стал участвовать в спектаклях. Сначала две фразы, потом больше, у меня тоже стало получаться.
– Как студенты реагируют на вашу театральную деятельность?
– Некоторые становятся даже фанатами. Лет 10 назад мы наткнулись на целую группу ребят, которым это стало так интересно, что до сих пор они приходят к нам на спектакли, я поддерживаю с ними связь.
– В спектакле «Загадочное ночное убийство собаки» вы играете главную роль. Расскажите об этом.
– В каждой роли я пытаюсь ощутить себя тем человеком, которого играю, и таким образом общаюсь со зрителями. Пытаюсь раскрыть своего героя. В «Загадочном ночном убийстве собаки» мой герой – нетривиальный персонаж. У парня всё хорошо с логикой, с математикой, трудности только с общением с живыми людьми. Не всегда ему понятно, почему люди так поступают или иначе. Если не смотрели этот спектакль, обязательно посмотрите, он будет идти 10 и 26 апреля. Многие говорят, что это один из лучших спектаклей нашего театра.
В театре побывала Екатерина Петровичева