Тайны древних зеркал

Тайны древних зеркал
2 ноября 2023

Недавно в Институте археологии и этнографии СО РАН совершили научное открытие, связанное с индийскими зеркалами-погремушками из захоронений женщин скифской культуры. О своей работе рассказал автор открытия Петр Иванович Шульга – старший научный сотрудник института, кандидат исторических наук, специалист по археологии древних кочевников Евразии, включая скифоидные культуры Китая.

– Петр Иванович, расскажите, с чего началось ваше увлечение древними зеркалами?

– Пазырыкской культурой я занимался с первого курса: мне дали готовить курсовую по этой теме и я увлекся. В 1994 году, во время раскопок недалеко от границы с Казахстаном, мы обнаружили захоронения двух женщин, рядом с которыми (в головах) находилось бронзовое индийское зеркало-погремушка. Оно сохранилось не очень хорошо, но после очистки окислов там были обнаружены изображения двух дев в индийских одеждах, а также ланей (оленей) и лотосов. Это было четвертое из подобных зеркал, найденных на Алтае и на Урале. Это сложные изделия из двух склёпанных дисков «музыкальной» бронзы. На оборотной стороне зеркал по центру располагался конический выступ, окружённый двумя полыми валиками. И я начал искать повсюду аналогии.

Обратил внимание на зеркало из Второго Пазырыкского кургана, затем на находку с Южного Урала, где в 1961 году нашли подобное зеркало с конусом с изображениями дев, ланей и лотосов. Мне посчастливилось работать с Алексеем Павловичем Уманским, фронтовиком, профессором Барнаульского педуниверситета. В том числе опубликовали материалы могильника под Барнаулом, где он в 1981 г. нашел самое яркое индийское зеркало «со слоном». Оно практически не окислилось и выглядело как покрытое золотом, с чеканкой. На нем была изображена сцена со слоном, на котором сидела птица, и группа женщин в индийских одеждах, целая процессия. Оно дало ответы на многие важные вопросы.

– Какие именно?

– Специалисты и раньше предполагали, что самые сложные зеркала того времени родом откуда-то с Востока: они клепанные из двух половин, оборотная сторона рельефная, внутри полых валиков находятся металлические шарики, которые, собственно, и делают его погремушкой. Между валиками наносился сложный рисунок. По рисунку стало понятно, что источник зеркал – Индия. Алексей Павлович Уманский предполагал, что мастер, который изображал слона, не знал анатомии, натуры, поэтому неправильно изобразил кое-какие детали, в частности бивни. После этого индолог из Санкт-Петербурга Я. Васильков заинтересовался этой темой и обнаружил, что именно таким неправильным образом в Индии изображали Благого божественного слона. И это послужило одним из ключей к решению нашей загадки. К 2012 году провели специальные исследования зеркал и стало понятно, что они были изготовлены на высоком технологическом уровне, ковались в определенном температурном режиме из высокооловянистой бронзы.

scale_1200.png

Причем ковать нужно было осторожно, строго по технологии, ведь если бронза становилась холоднее или горячее, она расплавлялась или разламывалась и процесс шел насмарку. Понятно, что у номадов таких возможностей не было, да и рисунок на зеркале принадлежал другой культуре.

– Где находится Индия, а где – Алтай или Урал... Как все это распространялось?

– Да, и эти замечательные индийские зеркала, которых было найдено в конечном счете шесть штук, пять из них в погребениях и одно случайное, повисли без исторического контекста чуть ли не в 2500 километров от Индии. Благодаря аналогиям и анализу материала со Второго Пазырыкского кургана выяснилось, что почти во всех погребениях эти зеркала находились рядом с женщинами или в парном погребении женщин. Возникло предположение, что это захоронения жриц, чья проповедническая деятельность шла в 4 в. до н. э. со стороны Индии или Бактрии (это территории Афганистана и Северного Пакистана). И на этом исследования приостановились.

Затем в 2014 году, недалеко от Салехарда, в 300 км от Полярного Круга, обнаружили «клад», в котором оказались странные изделия в виде бронзовых дисков с конусами и валиками как у зеркал-погремушек. Сначала нашедшие восприняли их за зеркала, но это были плоские диски, не погремушки, однако тыльные рельефные стороны у них были сделаны подобным образом: конус, валики вокруг, а на одном из них были изображены те же небесные девы, но уже не в индийских одеждах, а в среднеазиатских, выбитые очень грубо и не очень фигуристые. И кроме того, на них были изображены лошади. Никаких лошадей на традиционных индийских зеркалах не было, из животных там изображались только лани и Божественный слон. На одном из дисков было показано несколько сцен какого-то мифа «из мира лошадей», вроде подвигов Геракла.

И когда я проанализировал эти материалы, удалось понять: после того как индийские зеркала перестали в изначальном виде производить, продолжили выпускать их оборотные стороны. Пару сотен лет (примерно в 3–2 вв. до н. э.) их точно производили, и уже не в Индии или где-то на границе, неумело.

И с тех пор уже больше нигде в Евразии такие диски не были обнаружены, только в этом кладе.

– Просто детектив какой-то получается, исторический. А это не подделка?

– Они настоящие. Просто северные жители в обмен на пушнину собирали такого типа зеркала и использовали их в своих ритуалах. Но у нас появилась мысль, что, поскольку эти диски воспроизводились, они явно были культового назначения, потому что практического в них не видно. В Индии обнаружились каменные диски с валиками, над которыми я сейчас работаю, и, по всей видимости, они могли играть такую же роль.

С 2017 года в этом вопросе была поставлена точка, больше никакой реакции у научной общественности не было. И вот сотрудники нашего института нашли чашу, на дне которой был изображен конус, валики, точно такие же, как на индийских зеркалах и на культовых дисках, найденных недалеко от Полярного круга. Про эту находку мы недавно сдали научную статью. Чаша эта была найдена там же, недалеко от Полярного круга, в Нижнем Приобье. Это была чрезвычайно интересная находка, даже не сама находка, а то, что она подсказала вектор поисков – нужно пытаться искать именно сосуды.

И оказывается, на территории от Таиланда (даже во Вьетнаме кое-что есть) и до Исламабада в Пакистане, где была древняя Индийская столица Таксила (государство Гандхара, IV–III века до нашей эры), обнаружились похожие бронзовые чаши, на дне которых имелся конический выступ, зачастую окруженный валиком, или же концентрическими окружностями, прорезанными на дне этих чаш. Причем технология изготовления чаш одинаковая, и у многих были на дне эти конусы и валики.

То есть все указывает на то, что это явно непрактичные вещи, культовые. И так получилось, что практически одновременно со мной археолог, исследователь Индии и Юго-Восточной Азии (С. Гловер, проживающий в Англии, но родившийся в Индии), также предположил, что конструкция с коническим выступом, окружённым валиками, похожа на буддийскую мандалу, где конус может означать мировую гору – Меру. Правда, там работа дальнейшего развития, к сожалению, не получила, поскольку зарубежные специалисты не знали о зеркалах-погремушках.

20230812_145010.jpg

На некоторых из этих чаш, найденных в основном в Таиланде (только один был из Северной Индии), были изображения, наиболее близкие изображениям с индийских зеркал. И что очень важно, на севере Пакистана в Таксиле, в развалинах буддийского храма, была обнаружена чаша из черного гранита, на дне которой оказалась та же рельефная конструкция – отшлифованные конус и два валика, как у зеркал. Чаша была довольно массивная, 32 см диаметром, и, что ведет нас к еще одной разгадке, – найдена в буддийском храме. Кстати, есть и еще один сосуд, который тоже был обнаружен в буддийском храме, со сценой, похожей на эти. Одним словом, то, что эта чаша обнаружена была в развалинах буддийского храма, также позволяет трактовать ее как предмет культа. И теперь мы имеем основания предполагать, что женщины, чьи захоронения найдены на Урале и в Пазырыкских курганах, могли быть не только жрицами, но и миссионерами, которые проповедовали ранний буддизм.

– Получается, что эти зеркала были только в женских погребениях и при жизни принадлежали только женщинам? И у вас есть теория, что это были жрицы – выходцы из Индии, которые несли кочевникам культ раннего буддизма. Но при этом они не были индийскими женщинами?

– Анализы ДНК женщин с зеркалами не проводились, а потому о месте их рождения можно было только гадать. Однако в погребении женщины с зеркалом-погремушкой в мерзлотном Втором Пазырыкском кургане во льду сохранилась её обувь и верхняя одежда, с орнаментами в виде лотосов и петухов, которые в других местах на Алтае почти не встречаются. Даже на уздечке лошади были лотосы, что, по сути, уникальное явление. Вместе с тем среди лотосов были разнообразные изображения грифонов. Для того времени подобные изображения в Индии не известны. Это влияние Греко-Бактрии. Поэтому я предположил, что эта женщина-жрица была не индийского происхождения. Её одежда могла быть изготовлена где-то на границе, в северном Пакистане или чуть севернее, вероятно, на территории Бактрии (южный Таджикистан и Афганистан). То есть культ шел изначально из Индии, а костюм сформировался где-то севернее. Причем, что интересно, на этом промежутке, между Северным Пакистаном, Алтаем и Южным Уралом, таких зеркал вообще не встречается, и даже их упрощенных копий всего несколько штук. Это указывает на то, что зеркала специально изготавливались для кочевников из северных областей.

У индийцев существовали представления, что где-то на севере есть прародина (арии же пришли с северных областей), но мы оперируем фактами. А какие они – я вам уже рассказал.

– Ничего себе. Скифы-кочевники и буддизм, действительно, значимое открытие.

– Я не специалист по буддизму, но специалисты пишут, что по раннему периоду почти нет ни изображений, ни скульптур, и в принципе очень мало материала. И мы по крохам собираем информацию и анализируем ее. Но тут есть много неопределенных пустых звеньев, связи которых мы еще не поняли. Ведь конструкция с конусом и валиками (мандала) в 4–2 вв. до н. э. воспроизводилась и на чашах, и на зеркалах, и на культовых дисках. Нужны еще какие-то дополнительные находки, чтобы картина предстала в целом.

– Вот интересно, погребения грабили и оскверняли, а зеркала не трогали?

– Эти погребения были разграблены еще в древности, но зеркала остались, несмотря на то что они представляли особую ценность как очень редкое по виду золотое изделие. При погребении их укладывали лицевой отражающей стороной вниз, так они там и оставались.       

Думаю, это связано с тем, что зеркало с древних времен наделялось магической функцией, а тем более древнее. Поэтому люди опасались брать магический предмет, принадлежащий мертвым. И древние в этом отношении были мудрее наших современников, ведь сейчас Интернет пестрит такими находками черных копателей.

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх