Сибирские татары. Урок краеведения в Доме учёных

Сибирские татары. Урок краеведения в Доме учёных
17 апреля 2025

В преддверии наступающих в Новосибирском научном центре Дней науки и культуры Республики Татарстан интерес к теме истории татар в Сибири и собственно сибирских татар вполне актуален.

Более пяти веков от Урала и до Забайкалья татары и русские живут единым государством, сохраняя национальные культурные традиции, хозяйственный уклад и уважая вероисповедание населяющих эти территории народов.

В словаре народно-татарского языка по выбору крещёных татар Казанской губернии, который вышел в 1876 году, составитель словаря Николай Петрович Остроумов пишет: «Кто же такие татары? В Средние века название «татары» не было специальным родовым названием отдельной народной группы, в котором значении это название употребляется в наше время. В Средние века имя «татары» было собирательным именем, усвоившимся многими, различными по языку и происхождению племенами в том же смысле, в каком европейские народы употребляли выражение скифы, сарматы, варяги и прочее и прочее».

Но такое понимание совершенно не стыкуется с требованиями современных знаний в аспекте местного краеведения.

8 апреля в музыкальном салоне Дома учёных Татьяна Раисовна Рыжикова – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора языков народов Сибири Института филологии  СО РАН, прочитала лекцию «Этногенез сибирских татар». Она занимается изучением языка барабинских татар. 

В течение академического часа публика выслушала увлекательный рассказ о происхождении населения современной Сибири.

В начале 90-х годов XX в. сибирские татары были признаны самостоятельным этносом и внеcены в «Реестр народов России». Изучение различных аспектов барабинско-татарского языка позволяет вместе с данными других дисциплин восстановить сложную картину этногенеза на территории Южной Сибири, пути формирования современных этносов и их языков. 

Прежде всего начать нужно с понимания, являются ли синонимами «сибирские татары» и «татары Сибири» и являются ли эти понятия вообще взаимозаменяемыми. 

Понятие «татары Сибири» включает вообще всех татар, которые проживают на территории сибирского региона. А это и казанские татары-переселенцы, и башкирские татары, уральские. И сюда же могут попасть даже и бухарцы, которые долгое время здесь живут и уже считают себя тоже частью сибирских татар и общего населения Сибири. Кроме того, сюда попадают и мишарские татары, крещёные татары.

Коренные сибирские татары являются татарами Сибири, но «сибирскими татарами» у ученых считается только коренное население Западной Сибири. Это три основные группы: тоболо-иртышские татары, барабинские и томские татары.

Соответственно, они также делятся на разные подгруппы. Томские – это три группы: эуштинцы, чаты и калмаки. Эуштинцы и чаты ещё остались, есть люди, которые разговаривают на этих языках. А среди калмаков носителей не осталось. Учёные едва успели записать речь от последних носительниц, которые владели этим языком. Сейчас этот язык можно назвать мертвым. 

Барабинские татары – это самая компактная и монолитная группа сибирских татар Они проживают в Барабинской  низменности. 

Следующая и самая такая большая группа сибирских татар – это тоболо-иртышские татары. Они подразделяются обычно на пять групп: тюменские, тобольские, заболотные, тевризские и тарские татары. 

В Новосибирской области проживают главным образом барабинские татары и чаты. Современные исследователи отмечают, что понятие «татары» является, вообще-то, не столько этнонимом, сколько политонимом. 

Когда в XI веке Поволжье было завоёвано монголами и образовалась Золотая Орда, этноним «татары» стал политонимом. 

scale_1200.jpg

А в русскую науку это название вошло при Петре I, потому что главными учёными, которые занимались изучением языков и народов Российской империи, были иностранцы, в первую очередь немцы. А для них вообще все жители Восточной Европы именовались «татары». Любые кыпчаки, монголы – все были татарами, это было обращение к нерусским жителям Российской империи.

Традиционное хозяйство барабинских татар – скотоводство, в первую очередь коневодство. Барабинцы считались очень хорошими скорняками, они очень тонко могли выделать шкуру коней и баранов, она шла в том числе в уплату ясака, то есть налогов.

Кроме того, конечно, разводится птица, главным образом это гуси, ведь водоёмов в Барабе множество. Собирают барабинцы грибы и ягоды.

По вере все сибирские татары в основном мусульмане. Но до недавнего времени ислам все приняли по-разному. Барабинцы приняли его достаточно поздно, поэтому у них сохранились ещё языческие предания.

У барабинцев, например, были тряпичные куклы-идолы, которым приносились жертвы. Если режешь скотину, чистишь рыбу или готовишь какую-то еду, ты должен этого идола как-то угостить. Эти верования сохранялись ещё где-то до восьмидесятых годов. Сейчас молодёжь про это не знает и не помнит, но, возможно, где-то эти куклы до сих пор припрятаны, хранятся в сундуках. И даже если им открыто не поклоняются, то очень трепетно и бережно к ним относятся. А кроме того, поскольку они были язычниками, то до сих пор остаются предания о духах-покровителях. Распространённым фольклорным мотивом является история о Хазыр-Бабае. Это хозяин пути. Есть такое предание, что раз в жизни Хазыр-Бабай встречается вам на жизненном пути, он может предстать в любом обличии, животного, птицы, странника – хоть кого. А вы должны оказать ему различные почести, и тогда будет вам счастье. Поэтому принято восточное гостеприимство – поможем, обогреем, накормим, спать уложим. И эта традиция до сих пор остаётся. 

В пятидесятые-шестидесятые годы XX века обучение в школах велось на татарском литературном языке, а татарский литературный язык в корне отличается от устного, в основе его язык казанских татар.

И культура сейчас у них в основном казанская. Хотя в последнее время стали появляться этноактивисты среди барабинцев, которые пытаются сохранять язык своей культуры.

Местные языки сибирских татар бесписьменные. Это негативно сказывается на их сохранности, потому что сфера деятельности очень ограничена. Главным образом это общение внутри семьи, общение со своими односельчанами. А поскольку сейчас идут общие процессы глобализации, миграции, когда молодёжь уезжает из мест компактного проживания, то нарушается преемственность поколений

Но сейчас появляются активисты, которые пытаются сохранить свой язык, возродить. Есть люди, которые сочиняют фольклор или пытаются его записывать. И это отрадно, традиции народа, его культура должна жить.

Более подробно материал лекции можно услышать в видеозаписи: «Сохранение культуры сибирских татар».

Евгений Марков

Фото из сети Интернет 

0ec862047bb42e8937dec1dc5454f6b2.jpg

Просмотров:

Вверх