«СИБИРЬ»: лучшее из мира искусства за последние пять лет

«СИБИРЬ»: лучшее из мира искусства за последние пять лет
13 июля 2023

Межрегиональная художественная выставка «Сибирь», задуманная еще в начале шестидесятых и больше известная как «Зональная», проходит раз в пятилетку в крупнейших городах Сибири. В этом году за право принять «Сибирь-XIII» боролись Барнаул, Новокузнецк и Кемерово. Столица Алтайского края оказалась сильнее.

Нужно сказать, что в Барнауле «Сибирь» уже была – в 1980 году. И тогда и сейчас под грандиозное мероприятие было выделено соответствующее помещение: спортивный комплекс «Титов Арена». В спорткомплексе, внутри его ледовой чаши, на площади около 4 тысяч квадратных метров разместились полторы тысячи произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного и монументального искусства, а также труды искусствоведов из 11 регионов.

На выставке побывала зав. выставочным отделом Дома ученых Ирина Бич.

– Ирина Викторовна, Барнаул в шутку называют столицей мира. Насчет целого мира не уверена, а вот то, что на три недели этот город стал культурной столицей Сибирского федерального округа – несомненно.

– Барнаул мы ещё в шутку называем заповедником художников, настолько в этом городе любят и уважают изобразительное искусство. А если серьезно, то этот выбор Барнаул вполне заслуживает: здесь множество галерей, специалистов по искусству, выпускников факультета искусств АГУ, прекрасное художественное училище – художественная жизнь очень насыщенная и разнообразная. Да и мероприятия такого масштаба в Барнауле не было больше сорока лет. 

Выставка «Сибирь-XIII» представила лучшие достижения искусства нашего региона. Союзы художников Республик Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайского, Красноярского края, Иркутска, Кемерово, Новокузнецка, Новосибирска, Омска и Томска выбрали лучшие произведения своих авторов за последние пять лет. Работы прошли несколько ступеней отбора, вначале на местах, затем в Барнауле. Была проведена огромная подготовительная работа. И на ее результат стоит, конечно, очень внимательно посмотреть.

Проект очень сложный, многогранный. В ледовом дворце спорта «Титов Арена» спроектировали выставочные павильоны, стенды, в фойе вдоль окон вывесили графику, в витринах – книги, каталоги, на подиумах – скульптура и керамика... Представлены все жанры и направления изобразительного искусства. Каждый сибирский регион получил отдельное место для своей экспозиции, очень удобно для сравнения уровня в целом и отдельных аспектов развития искусства по областям.

– По сравнению с другими Новосибирская область выглядела достойно?

– Вполне. Участниками нашей экспозиции стали вполне ожидаемо самые известные художники Новосибирска. Экспозиция получилась смешанная: абстрактные и полуабстрактные холсты В. Бухарова, А. Жукова, М. Казаковцева, Я. Богдановой соседствуют с реалистичным автопортретом Е. Шадриной-Шестаковой, фотореализмом М. Омбыш-Кузнецова, а реалистические пейзажи В. Хандрыкина, М. Карнаева – с гротескными картинами Сергея Мосиенко. Живописные портретные «кресла» Сергея Меньшикова, как воспоминание о родителях, и рядом современная абстрактная графика С. Гребенникова. Каждый из авторов, по сути, представляет собой отдельное направление в искусстве нашего города.

Академгородок на выставке представили Мария Катосонова, Юлия Балаш, Мария Гнучевская, Соня Ворона, Ольга Яковченко... В качестве гостей на открытии было очень много новосибирцев. Конечно, это обязательно надо было увидеть – в таком объеме все самое лучшее из произведений искусства всей Сибири!

Эта поездка для меня лично стала ещё и встречей со многими авторами, которых я знала лично и их выставки мы проводили в Доме ученых. С Союзом художников Алтайского края у нас очень теплые отношения. На 50-летие Дома ученых у нас проходила выставка «Дар Алтая» и многие художники Алтайского края и Республики Алтай, сегодняшние экспоненты «Сибири», проводили в ДУ персональные выставки. В. Кукса, В. Васин, Н. Зайков, Д. Петренко, Л. Пастушкова, О. Срданович, Д. Октябрь, В. Октябрь, В. Тебеков и т. д.

Получилось так, что я приехала на выставку «Сибирь» как к старым добрым друзьям. Встретились с Еленой Бобровой, художником из Омска, автором прошедшей ещё в ковидные времена грандиозной выставки «Черная тень от мандарина», успели с ней поделиться впечатлениями о выставке. С очень интересным художником Александром Андрусенко из Поспелихи, была у нас его чудесная выставка лет десять назад. Мы оба обрадовались встрече, посмотрели вместе картины, обсудили и технику, и темы.

Интересно, что на выставке даже были авторы, которых я знала только по коллекции Дома ученых. Например, Розалия Пантелеева, офорты которой мы показываем как классику традиционного добротного академического искусства, живет и работает в Томске. На выставке представлено несколько ее работ 2022 года. Выставки очень многих и известных, и молодых сибирских художников прошли в Доме ученых.

Напомню, что в 1963 году был подписан указ о строительстве Дома ученых, а в 1965-м выставкой Н. Д. Грицюка открылась Картинная галерея. Многие из ныне действующих авторов провели свою первую персональную выставку в ДУ, поскольку сюда было можно попасть любому талантливому молодому художнику, даже не очень известному, со своими творческими экспериментами, которые не всегда приветствовались официальным искусством... Сейчас, конечно, всем можно все. И с этой точки зрения выставка «Сибирь-XIII» стала срезом современного изобразительного искусства со своей территориальной и национальной сибирской спецификой, со своим северным колоритом и темами.

– Барнаул, хоть и «столица мира», но далеко не ближний свет. Наверное, не все решатся туда поехать только ради посещения выставки.

– Многие из Омска, Томска, Новосибирска летом едут в сторону Горного Алтая. И если кто-то не был на открытии, то вполне еще может по пути заехать на выставку сейчас. Она будет работать до 29 июля с 11 до 19 часов ежедневно. Вход свободный. Обязательно надо посещать профессиональные выставки. Особенно вот такой могучий смотр достижений сибирского искусства: живописи, графики, акварели, пастели, керамики, скульптуры... Это очень сильно двигает уровень искусства во всем регионе.

Лет 15 назад выставка «Сибирь» проходила в Новосибирске. К нам тогда приезжал известный московский искусствовед Александр Ильич Морозов. Какую великолепную он провел экскурсию, я помню до сих пор! Он наглядно показал, что такое традиция, что такое вкус, с которым художник должен делать работу, какие жанры приемлемы для искусства, какие нет. Это те тонкие грани, которые даже не все искусствоведы чувствуют. И людям надо все это объяснять, они должны понимать искусство и уметь в нем разбираться.

Занимаясь выставочной деятельностью в ДУ почти 20 лет, вижу, как меняются вкусы «потребителей» искусства. Незнакомый с профессиональным искусством человек часто попадается на удочку подделок под классику или, наоборот, под современное искусство. На периферии художественного рынка оказываются самые талантливые мастера, их работы не понимают, о них не знают. Сейчас у нас в Доме ученых на выставке Пикассо и Гойи есть высказывание Пикассо о том, что «начинающего художника понимают несколько человек. Знаменитого – ещё меньше». И это очень обидно.

Талантливые художники отражают нашу жизнь, а многим зрителям «жизнь» не нужна. Им скучно все, что изображает жизнь. Не понимают, что красивого в старом чайнике, в засохшем букете цветов...

фото Олег Укладов 6.JPG

– Насколько мне известно, Дом ученых занимается не только развитием зрительского вкуса, но и деятельно повышает уровень мастерства художников-любителей.

– Так получилось, что сейчас очень хорошая наша традиция – пленэрная живопись стала большой редкостью, по сути, им больше занимаются начинающие художники и любители. А ведь чтобы написать картину-пейзаж нужно общаться с природой постоянно, это как спорт.

Поэтому мы организовали «Пленэр «По следам Николая Шагаева» – весенний и осенний. С июня по август Студия живописи проводит обучающий пленэр «Цвет лета». Летом очень много зелени, важно отличить один зеленый цвет от другого. Наши преподаватели учат этому искусству – видеть цвет, тон, колорит.

Есть ещё и Арт-клуб, который уже почти 10 лет существует в Доме ученых и очень интересуется акварелью, пастелью, графическими набросками, быстрыми (относительно масляной живописи) техниками. Мы еженедельно проводим Рисовальную среду и помогаем друг другу расти. Чтобы развиваться, не киснуть в своем болоте, смотрим на работы профессионалов из соседних с Новосибирском областей. Вот в Омске, например, такая сильная школа пастели! Её основал художник Либеров, поэтому именно в Омске появлась Всероссийская выставка-конкурс «Пастель России».

– Что касается талантливых мастеров искусства из других областей. Вы на выставке «Сибирь-XIII» нашли себе новых авторов для выставок в ДУ?

– Да, именно этим и занималась. Уже поступило предложение от одного из участников выставки из Томска, будем работать с Томским Союзом художников. Есть прекрасные мастера в Иркутске. Например, давно слежу за творчеством Регины Присяжниковой, она пишет чудесные работы на тему быта.

Еще раз хочу сказать: выставка показала, что в Сибири, к счастью, живо настоящее реалистическое искусство. Его основные жанры – портрет, натюрморт, пейзаж – в западной части России как-то выродились. Есть, конечно, такие мощные авторы, как, например, Геннадий Яндыганов. Молодой художник, но делает большие тематические вещи, которые подпитываются натурой. А большинство ушли в какую-то сказочность. Все потому, что люди не хотят настоящей жизни, с её не всегда только праздничной интонацией. Есть выражение: «музыка мира», в новом искусстве очень часто она не слышна. Новое искусство – это какая-то сладкая вата, которая очень быстро надоедает. Ходишь по галерее «Арт-муза» в Санкт-Петербурге – все какое-то умиротворяющее, пасторальное, оторванное от жизни...

– Вы против декоративного искусства?

– Хорошее декоративное искусство — это прекрасно. Как пример могу привести творчество Любови Арбачаковой, нашего сибирского ученого. Она занимается фольклором Хакасии, работает в одном из институтов СО РАН и рисует прекрасные условные композиции, показывающие глубокое понимание этнических корней, культуры.

Будем надеяться, что профессиональное искусство все-таки будет пониматься и приниматься зрителями. И тогда появятся новые таланты и новые художники, и жизнь наша станет лучше совершенно точно. Ходите на выставки! Наш известный писатель Геннадий Мартович Прашкевич на открытии выставки о художниках Академгородка как-то сказал, видимо анализируя свой жизненной опыт: «Дружите с художниками, и вы запомните свою жизнь». Потому что художник, когда делает какой-то этюд, набросок, – в нем отражает наше с вами время. То самое «остановись, мгновенье!». Любой, даже самый скромный рисунок будет вам напоминать кусочек жизни, эмоции и людей, с которыми вы в тот момент находились. Наверное, еще и поэтому художественная жизнь так интересна.

Татьяна Лагутина

фото Олега Укладова

Просмотров:

Вверх