17 мая в Институте археологии и этнографии СО РАН открылась выставка «Жрецы, шаманы, колдуны: тайные ритуалы сибирских народов». Она приурочена к юбилею сибирских этнографов (100-летию Галины Пелих и 80-летию Измаила Гемуева) и посвящена мировоззрению народов Сибири и Дальнего Востока. Рассказывает об экспонатах доктор исторических наук Аркадий Викторович Бауло, специалист по хантам и манси.
По словам Аркадия Викторовича, выставка хоть и посвящена Гемуеву и Пелих, но состоит из сборов разных исследователей, в том числе и самого рассказчика. Представлены культовые атрибуты сибирских народов, в том числе селькупов, эвенков, хантов и манси.
«Мы будем говорить с вами о языческих религиях. У них есть разные служители культа, их называют жрецами, ворожеями, гадателями, самое популярное название – шаманы. Здесь представлена как шаманская атрибутика, так и жреческая. Чем отличается шаман от обычного служителя культа? Жрец или священник – это просто посредник между людьми и богами. Шаман – нечто другое. Во-первых, шаман считается избранным духами. Во-вторых, он повелевает этими духами (а, например, тот же священник в христианстве не повелевает ни Иисусом Христом, ни кем-то другим). И третий признак – шаманы обладают техникой достижения экстаза, их отличает интенсивность личного религиозного переживания», – поясняет учёный.
На выставке представлена довольно большая селькупская коллекция, четыре витрины. Селькупы проживают в Красноярском крае, Томской области и в Ямало-Ненецком АО, на сегодняшний день их насчитывается порядка 4000 человек. Шаманский дар у селькупов передаётся по наследству, идеальный вариант – от деда к младшему внуку. Очень редко – от отца к сыну. Каким образом человек становится шаманом? По словам Аркадия Бауло, обращали внимание на детей в возрасте 12-14 лет, которые обладали некими особенностями психики – убегали в лес, начинали есть траву, обгладывать деревья, словом, вели себя совершенно не по-человечески. В этот же момент действующий шаман гадал, действительно ли этот ребёнок может стать шаманом. Если гадание было положительным, тогда шаман забирал парня из леса, брал в ученики, и первое, что из атрибутов получал этот парень, была колотушка к бубну.
На выставке колотушек представлено множество. Колотушка состоит из ручки и лопасти. У селькупов её лопасть раскрашена в два цвета, черный и красный, цвет жизни и цвет смерти. Иногда на лицевую сторону лопасти прикрепляли металлическое изображение животного, чаще всего это ящерица, иногда выдра, редко – бабочка.
Пока у начинающего шамана нет бубна, камлать он может с помощью колотушки, ударяя себя по левой ноге. Также с помощью колотушки гадали, лечили. Причём, колотушку нельзя было вырезать из первого попавшегося дерева.
У селькупов по легенде существовала определённая местность, которая называлась Семиямное болото. Там росло три дерева. Одно называлось Колотушкино дерево, из него делали колотушки, другое – Бубновое, для бубнов. Из третьего богиня Старуха жизни делала детские люльки. Таким образом, создавались культовые шаманские атрибуты.
Годы шли, парнишка начинал выполнять основные функции шамана. Они были связаны либо с ворожбой (с гаданием), либо с лечением. И только спустя годы шаман получал первый бубен.
«У мужчины-шамана за жизнь могло быть 7 бубнов, при этом у селькупов были самые крупные бубны по размеру среди всех сибирских. У нас нет, к сожалению, образца селькупского бубна», – посетовал Аркадий Викторович.
Бубен представлялся в двух ипостасях. Это олень, на котором он путешествует по мирам, либо лодка.
Шаман мог поменять бубен, когда умирал кто-то из его родственников. Данная ситуация была негативной, и надо было сменить атрибут. Когда шаман получал колотушку, считалось, что он становился бессмертным. Физически он умирал, но Старуха жизни забирала его душу и вкладывала в новорождённого шамана.
Но была одна ситуация, когда шаман, по словам учёного, становился смертным. Если у шамана умирал родственник, считалось, что душа этого родственника уходит далеко в подземный мир. Это была трудная дорога и тогда шаман, чтобы родственнику было легче идти, давал ему в помощь своих духов, отпускал их с умершим. И в этот момент шаман становился смертным. Ему было запрещено в течение месяца камлать, и тогда с ним можно было делать, что хочешь, он был беззащитным.
Когда шаман у селькупов умирал, мембрана бубна, которая изготавливалась из кожи оленя, пробивалась, и бубен вешали в лесу или на захоронении и больше к нему не возвращались.
После бубна шаман получал костюм, который состоял из парки, изготовленной из кожи оленя, и нагрудника. Шаман, надевая парку, находился, по словам учёного, в обличие птицы.
А нагрудник и подвески олицетворяли грудину птицы. После парки для костюма изготавливали корону, головной убор. Под корону одевали иногда матерчатую шапочку, чтобы не тёрла.
Шаманы сами делали себе подвески. Они были искусными мастерами – кузнецами и так далее. Иногда, по словам специалиста, подвески символизировали кости скелета.
Существуют также зооморфные и антропоморфные подвески.
«Все подвески – это духи-защитники и помощники шамана, они помогали ему в работе, например, искали душу больного. Ящерица ходила в подземный мир, гагара – под воду.
Среди антропоморфных духов выделяется группа «уродцев», такие фигурки выполнялись без головы или без ноги. Это духи, которые могли что-то найти в подземном мире, или помогали в лечении. Если человек заболевал, шаман снимал со своей парки этого уродца и клал на больное место. Считалось, что этот уродец может пожрать злого духа, являющегося причиной заболевания», – рассказал Аркадий Бауло.
Большая часть экспозиции посвящена хантам и манси. Ханты и манси проживают на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, порядка 8000 манси и 12000 хантов. Ханты делятся на восточных, живущих на территории Томской области, и северных – на территории Ямало-Ненецкого округа. Манси обитают, в основном, только на территории Берёзовского района Ханты-Мансийского АО – Югры.
Шаманство, по словам Аркадия Викторовича, у северных хантов и манси не развито: «Исследователи спорят, исчезло ли оно вследствие прихода русских либо просто не сформировалось. Я думаю, что оно не сформировалось. Об этом говорит даже отсутствие полноценного костюма. У хантыйских и мансийских шаманов нет ни костюма, ни парки, ни короны. Только шаманские шапочки. Вот фотография, 2001 год, шаман Пугорчин гадает на Ильин день. Единственное, что на нём, это – шаманская шапочка. У него в руках – настоящая сабля XIX века. С её помощью гадали. На самом деле, у них шаманы не сильно и нужны. Дело в том, что глава каждой семьи – жрец, в каждом доме есть своё домашнее святилище, свои духи, они проводят обряды, и шаманы им для этого не нужны».
На выставке представлены реконструкции святилищ хантов и манси, в частности, святилище бога Чохрынь-ойки, существующего в двух ипостасях – ножа и стрекозы.
Ещё одна интересная часть экспозиции – бронзовые головы бобров. Вот что по этому поводу рассказал учёный: «Это самые древние экспонаты – головы бобров, отлитые в ранний железный век, на рубеже эр, им более двух тысяч лет. Какую функцию они играли в религиозных церемониях, сказать сложно. Но известно, что на севере в эпоху раннего железного века большая часть из отлитых фигур – это бобры. Причём, они могут быть либо в виде голов, либо в виде плоских фигурок, фигурки находят окольцованными медными кольцами. А уже в практике XIX-XX веков на них надевают медные либо серебряные кольца. Считается, что таким образом их приручают, заставляют быть подвластными человеку. Этот набор голов бобров (26 штук) был найден на территории современного мансийского святилища, а обряд был произведён в эпоху раннего железного века. Дело в том, что бобры, как и ящерицы, были способны передвигаться в разных средах, мирах – в воде, на земле и над землёй. Кроме того, они напоминают образом жизни человека – строят дома, живут семьями. Если мы говорим о понятии «тотем», когда род происходит от животного, то тотемные предки хантов и манси представлялись в виде бобров».
Заметно выделяется на выставке чучело коня.
«Конь тут не просто так. На нём интересный атрибут – жертвенное покрывало. Дело в том, что самый главный бог у хантов и манси – Мир-сусне-хум, всадник, объезжающий мир. Он облетает день и ночь землю, помогает людям. Изображается в виде всадника на коне. Он считается, кроме прочего, подателем шаманского дара. Манси и ханты живут на болотах, среди тайги, рек, там нет всаднической культуры, верхом на лошади не ездят, там вообще всадников не видели. А главный бог – всадник. Это объясняется тем, что эти народы – выходцы из южных степей, из центральной Азии, у них есть определённые иранские корни. Считается, что в своих мифологических воззрениях они сохранили эту традиционную культуру».
В разделе, посвящённом хантам и манси, представлено несколько фигур духов-покровителей рода, одетых в оригинальные одежды. Аркадий Викторович рассказал любопытную историю, связанную с одним из них:
«Мы разговаривали с хозяином одного дома, и он говорил, что его дед был шаманом, умер в 20-х годах, а бубен его куда-то пропал. Но на чердаке у него есть дух-покровитель, который сохранился. Мы поднялись на чердак и стало понятно, что дух-покровитель – это и есть бубен, спрятанный под одеждой. А хозяин дома 30-40 лет этого духа-покровителя почитал, совершенно не понимая, что бубен – внутри. У манси была практика, когда после смерти шамана бубен превращался в духа – покровителя семьи дома. На него надевали несколько рубах, кормили, поили, и мы сделали такую реконструкцию».
Эвенков, по словам учёного, сегодня порядка 70 тысяч человек, большая часть их живет в Китае и в Монголии. В России их около 37 тысяч, небольшая часть из них живёт в Красноярском крае, в левобережье Енисея, а основная расселяется от Енисея до Дальнего Востока – в Якутии, Хабаровском крае, Приморье.
Аркадий Викторович рассказал и про деревянные скульптуры, которые используются эвенками в обрядах. «Это Чичипкан, большой деревянный идол из лиственницы, охраняющий от дурного глаза и злых духов. Изготавливался он также в период эпидемий. Когда его привезли сюда, ему отпилили ноги, не входил в старое здание музея. С эвенкийского его имя переводится как «лазейка». Когда у эвенков начинался мор оленей, они приглашали шамана, который говорил о том, что это связано со злыми духами, поселившимися рядом. Делали из прутиков фигуру оленя, и во время камлания у костра шаман уговаривал духов вселиться в неё. Когда духов удавалось уговорить, вытаскивали Чичипкана, ставили около чума, и все жители чума вместе с оленьим стадом проходили мимо идола. Последним шёл хозяин чума, в руках он нёс оленя из прутиков. Проходя мимо идола, резким движением помещал этого оленя идолу между ног. И закреплял его там. После этого Чичипкана вместе с оленем сжигали. Считалось, что они сжигали духов болезни, и эпидемия уходила.
Фигурки деревянных оленей или лосей связаны с началом охотничьего сезона. Для удачи на охоте делали три фигуры – самца, самку и телёнка – и ставили их на поляне. Люди прятались по кустам, один из охотников выходил и говорил: «Смотрите, пасутся лоси». И из лука стрелял в главного лося. Его разделяли на несколько частей и частички клали в шаманский лабаз с пожеланием удачной охоты. Также делали фигурки из бересты, шаман ставил фигурки на поляне, стрелял и просил, чтобы духи помогли найти во сне место удачной охоты. Засыпал у костра, и духи ему показывали это место».
У эвенков шаманский костюм олицетворял собой, по словам учёного, не птицу, а панцирь, поэтому на нём много подвесок и металлических изделий для защиты, в том числе, с символическим оружием.
Сегодня, по словам исследователя, наблюдается грустная картина, связанная с глобализацией: «В 1989 году мы были на одном священном месте, где в амбарчике сидят отец, мать и сын, три фигуры духов-покровителей, и все они были в традиционных мансийских одеждах. Начиная с 2010 года (мы там бываем раз в три года), семья богов в этом амбарчике сидит уже в китайских рубашках и в спортивных шапочках. Причём, папа выделяется, сидит в шапочке с лейблом «Boss». Понятно, что сегодня легче купить рубашку в магазине, чем пошить традиционный костюм. Исчезает то, что мы называем традиционной культурой».
А у вас, дорогие читатели, сегодня есть возможность прикоснуться к этой культуре. Экспозиция расположена в музее по адресу Кутателадзе, 7\3.
Елизавета Садыкова