Шаманы, жрецы и лошади на улице Кутателадзе

Шаманы, жрецы и лошади на улице Кутателадзе
16 июня 2022

17 мая в Институте археологии и этнографии СО РАН открылась выставка «Жрецы, шаманы, колдуны: тайные ритуалы сибирских народов». Она приурочена к юбилею сибирских этнографов (100-летию Галины Пелих и 80-летию Измаила Гемуева) и посвящена мировоззрению народов Сибири и Дальнего Востока. Рассказывает об экспонатах доктор исторических наук Аркадий Викторович Бауло, специалист по хантам и манси.

По словам Аркадия Викторовича, выставка хоть и посвящена Гемуеву и Пелих, но состоит из сборов разных исследователей, в том числе и самого рассказчика. Представлены культовые атрибуты сибирских народов, в том числе селькупов, эвенков, хантов и манси.

«Мы будем говорить с вами о языческих религиях. У них есть разные служители культа, их называют жрецами, ворожеями, гадателями, самое популярное название – шаманы. Здесь представлена как шаманская атрибутика, так и жреческая. Чем отличается шаман от обычного служителя культа? Жрец или священник – это просто посредник между людьми и богами. Шаман – нечто другое. Во-первых, шаман считается избранным духами. Во-вторых, он повелевает этими духами (а, например, тот же священник в христианстве не повелевает ни Иисусом Христом, ни кем-то другим). И третий признак – шаманы обладают техникой достижения экстаза, их отличает интенсивность личного религиозного переживания», – поясняет учёный.

На выставке представлена довольно большая селькупская коллекция, четыре витрины. Селькупы проживают в Красноярском крае, Томской области и в Ямало-Ненецком АО, на сегодняшний день их насчитывается порядка 4000 человек. Шаманский дар у селькупов передаётся по наследству, идеальный вариант – от деда к младшему внуку. Очень редко – от отца к сыну. Каким образом человек становится шаманом? По словам Аркадия Бауло, обращали внимание на детей в возрасте 12-14 лет, которые обладали некими особенностями психики – убегали в лес, начинали есть траву, обгладывать деревья, словом, вели себя совершенно не по-человечески. В этот же момент действующий шаман гадал, действительно ли этот ребёнок может стать шаманом. Если гадание было положительным, тогда шаман забирал парня из леса, брал в ученики, и первое, что из атрибутов получал этот парень, была колотушка к бубну.

На выставке колотушек представлено множество. Колотушка состоит из ручки и лопасти. У селькупов её лопасть раскрашена в два цвета, черный и красный, цвет жизни и цвет смерти. Иногда на лицевую сторону лопасти прикрепляли металлическое изображение животного, чаще всего это ящерица, иногда выдра, редко – бабочка.

Пока у начинающего шамана нет бубна, камлать он может с помощью колотушки, ударяя себя по левой ноге. Также с помощью колотушки гадали, лечили. Причём, колотушку нельзя было вырезать из первого попавшегося дерева.

У селькупов по легенде существовала определённая местность, которая называлась Семиямное болото. Там росло три дерева. Одно называлось Колотушкино дерево, из него делали колотушки, другое – Бубновое, для бубнов. Из третьего богиня Старуха жизни делала детские люльки. Таким образом, создавались культовые шаманские атрибуты.

Годы шли, парнишка начинал выполнять основные функции шамана. Они были связаны либо с ворожбой (с гаданием), либо с лечением. И только спустя годы шаман получал первый бубен.

«У мужчины-шамана за жизнь могло быть 7 бубнов, при этом у селькупов были самые крупные бубны по размеру среди всех сибирских. У нас нет, к сожалению, образца селькупского бубна», – посетовал Аркадий Викторович. 

Бубен представлялся в двух ипостасях. Это олень, на котором он путешествует по мирам, либо лодка.

Шаман мог поменять бубен, когда умирал кто-то из его родственников. Данная ситуация была негативной, и надо было сменить атрибут. Когда шаман получал колотушку, считалось, что он становился бессмертным. Физически он умирал, но Старуха жизни забирала его душу и вкладывала в новорождённого шамана.

Но была одна ситуация, когда шаман, по словам учёного, становился смертным. Если у шамана умирал родственник, считалось, что душа этого родственника уходит далеко в подземный мир. Это была трудная дорога и тогда шаман, чтобы родственнику было легче идти, давал ему в помощь своих духов, отпускал их с умершим. И в этот момент шаман становился смертным. Ему было запрещено в течение месяца камлать, и тогда с ним можно было делать, что хочешь, он был беззащитным.

Когда шаман у селькупов умирал, мембрана бубна, которая изготавливалась из кожи оленя, пробивалась, и бубен вешали в лесу или на захоронении и больше к нему не возвращались.

После бубна шаман получал костюм, который состоял из парки, изготовленной из кожи оленя, и нагрудника. Шаман, надевая парку, находился, по словам учёного, в обличие птицы.

А нагрудник и подвески олицетворяли грудину птицы. После парки для костюма изготавливали корону, головной убор. Под корону одевали иногда матерчатую шапочку, чтобы не тёрла.

Шаманы сами делали себе подвески. Они были искусными мастерами – кузнецами и так далее. Иногда, по словам специалиста, подвес­ки символизировали кости скелета.
Существуют также зооморфные и антропоморфные подвески.

«Все подвески – это духи-защитники и помощники шамана, они помогали ему в работе, например, искали душу больного. Ящерица ходила в подземный мир, гагара – под воду.

Среди антропоморфных духов выделяется группа «уродцев», такие фигурки выполнялись без головы или без ноги. Это духи, которые могли что-то найти в подземном мире, или помогали в лечении. Если человек заболевал, шаман снимал со своей парки этого уродца и клал на больное место. Считалось, что этот уродец может пожрать злого духа, являющегося причиной заболевания», – рассказал Аркадий Бауло.

Большая часть экспозиции посвящена хантам и манси. Ханты и манси проживают на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, порядка 8000 манси и 12000 хантов. Ханты делятся на восточных, живущих на территории Томской области, и северных – на территории Ямало-Ненецкого округа. Манси обитают, в основном, только на территории Берёзовского района Ханты-Мансийского АО – Югры.

Колдуны шаманы 1.jpg

Шаманство, по словам Аркадия Викторовича, у северных хантов и манси не развито: «Исследователи спорят, исчезло ли оно вследствие прихода русских либо просто не сформировалось. Я думаю, что оно не сформировалось. Об этом говорит даже отсутствие полноценного костюма. У хантыйских и мансийских шаманов нет ни кос­тюма, ни парки, ни короны. Только шаманские шапочки. Вот фотография, 2001 год, шаман Пугорчин гадает на Ильин день. Единственное, что на нём, это – шаманская шапочка. У него в руках – настоящая сабля XIX века. С её помощью гадали. На самом деле, у них шаманы не сильно и нужны. Дело в том, что глава каждой семьи – жрец, в каждом доме есть своё домашнее святилище, свои духи, они проводят обряды, и шаманы им для этого не нужны».

На выставке представлены реконструкции святилищ хантов и манси, в частности, святилище бога Чохрынь-ойки, существующего в двух ипостасях – ножа и стрекозы.

Ещё одна интересная часть экспозиции – бронзовые головы бобров. Вот что по этому поводу рассказал учёный: «Это самые древние экспонаты – головы бобров, отлитые в ранний железный век, на рубеже эр, им более двух тысяч лет. Какую функцию они играли в религиозных церемониях, сказать сложно. Но известно, что на севере в эпоху раннего железного века большая часть из отлитых фигур – это бобры. Причём, они могут быть либо в виде голов, либо в виде плоских фигурок, фигурки находят окольцованными медными кольцами. А уже в практике XIX-XX веков на них надевают медные либо сереб­ряные кольца. Считается, что таким образом их приручают, заставляют быть подвластными человеку. Этот набор голов бобров (26 штук) был найден на территории современного мансийского святилища, а обряд был произведён в эпоху раннего железного века. Дело в том, что бобры, как и ящерицы, были способны передвигаться в разных средах, мирах – в воде, на земле и над землёй. Кроме того, они напоминают образом жизни человека – строят дома, живут семьями. Если мы говорим о понятии «тотем», когда род происходит от животного, то тотемные предки хантов и манси представлялись в виде боб­ров».

Заметно выделяется на выставке чучело коня.

«Конь тут не просто так. На нём интересный атрибут – жертвенное покрывало. Дело в том, что самый главный бог у хантов и манси – Мир-сусне-хум, всадник, объезжающий мир. Он облетает день и ночь землю, помогает людям. Изображается в виде всадника на коне. Он считается, кроме прочего, подателем шаманского дара. Манси и ханты живут на болотах, среди тайги, рек, там нет всаднической культуры, верхом на лошади не ездят, там вообще всадников не видели. А главный бог – всадник.  Это объясняется тем, что эти народы – выходцы из южных степей, из центральной Азии, у них есть определённые иранские корни. Считается, что в своих мифологических воззрениях они сохранили эту традиционную культуру».

В разделе, посвящённом хантам и манси, представлено несколько фигур духов-покровителей рода, одетых в оригинальные одежды. Аркадий Викторович рассказал любопытную историю, связанную с одним из них:

«Мы разговаривали с хозяином одного дома, и он говорил, что его дед был шаманом, умер в 20-х годах, а бубен его куда-то пропал. Но на чердаке у него есть дух-покровитель, который сохранился. Мы поднялись на чердак и стало понятно, что дух-покровитель – это и есть бубен, спрятанный под одеждой. А хозяин дома 30-40 лет этого духа-покровителя почитал, совершенно не понимая, что бубен – внутри. У манси была практика, когда после смерти шамана бубен превращался в духа – покровителя семьи дома. На него надевали несколько рубах, кормили, поили, и мы сделали такую реконструкцию».

Эвенков, по словам учёного, сегодня порядка 70 тысяч человек, большая часть их живет в Китае и в Монголии. В России их около 37 тысяч, небольшая часть из них живёт в Красноярском крае, в левобережье Енисея, а основная расселяется от Енисея до Дальнего Востока – в Якутии, Хабаровском крае, Приморье.

Аркадий Викторович рассказал и про деревянные скульптуры, которые используются эвенками в обрядах. «Это Чичипкан, большой деревянный идол из лиственницы, охраняющий от дурного глаза и злых духов. Изготавливался он также в период эпидемий. Когда его привезли сюда, ему отпилили ноги, не входил в старое здание музея. С эвенкийского его имя переводится как «лазейка». Когда у эвенков начинался мор оленей, они приглашали шамана, который говорил о том, что это связано со злыми духами, поселившимися рядом. Делали из прутиков фигуру оленя, и во время камлания у костра шаман уговаривал духов вселиться в неё. Когда духов удавалось уговорить, вытас­кивали Чичипкана, ставили около чума, и все жители чума вместе с оленьим стадом проходили мимо идола. Последним шёл хозяин чума, в руках он нёс оленя из прутиков.  Проходя мимо идола, резким движением помещал этого оленя идолу между ног. И закреплял его там. После этого Чичипкана вместе с оленем сжигали. Считалось, что они сжигали духов болезни, и эпидемия уходила.

Фигурки деревянных оленей или лосей связаны с началом охотничьего сезона. Для удачи на охоте делали три фигуры – самца, самку и телёнка – и ставили их на поляне. Люди прятались по кустам, один из охотников выходил и говорил: «Смотрите, пасутся лоси». И из лука стрелял в главного лося. Его разделяли на несколько частей и частички клали в шаманский лабаз с пожеланием удачной охоты. Также делали фигурки из бересты, шаман ставил фигурки на поляне, стрелял и просил, чтобы духи помогли найти во сне место удачной охоты. Засыпал у костра, и духи ему показывали это место».

У эвенков шаманский кос­тюм олицетворял собой, по словам учёного, не птицу, а панцирь, поэтому на нём много подвесок и металлических изделий для защиты, в том числе, с символическим оружием.

Сегодня, по словам исследователя, наблюдается грустная картина, связанная с глобализацией: «В 1989 году мы были на одном священном месте, где в амбарчике сидят отец, мать и сын, три фигуры духов-покровителей, и все они были в традиционных мансийских одеж­дах. Начиная с 2010 года (мы там бываем раз в три года), семья богов в этом амбарчике сидит уже в китайских рубашках и в спортивных шапочках. Причём, папа выделяется, сидит в шапочке с лейблом «Boss». Понятно, что сегодня легче купить рубашку в магазине, чем пошить традиционный костюм. Исчезает то, что мы называем традиционной культурой».

А у вас, дорогие читатели, сегодня есть возможность прикоснуться к этой культуре. Экспозиция расположена в музее по адресу Кутателадзе, 7\3.

Елизавета Садыкова

Просмотров:

Вверх