Сергей Серёгин: «Бывших мультипликаторов не бывает»

Сергей Серёгин: «Бывших мультипликаторов не бывает»
4 августа 2022

На проходившем в июле в Бердске детском мультипликационном мастер-класс-фестивале «Жар-птица» мы пообщались с его президентом, известным режиссером Сергеем Николаевичем Серегиным. Затронули, кроме прочего. тему финансирования киноиндустрии.

– Сергей Николаевич, расскажите немного о себе.

– Я родился в Туле, вырос в подмосковном Протвино. Это такой маленький научный городок физиков, типа вашего Академгородка. Сколько себя помню, кино мне всегда нравилось. Ходил на все детские абонементы, и когда новый фильм привозили. Уже подростком занимался в любительской киностудии, когда еще снимали на кинопленку и надо было заряжать кассеты, проявлять потом. 

Поэтому выбора профессии не было, сразу хотелось заниматься кино. В институте культуры год до армии проучился, а после – отнес документы во ВГИК, но опоздал по срокам в приемную комиссию. Пошел на журфак, на телевизионное отделение в МГУ.

А в Новосибирске я оказался, приехав на практику на ГТРК. После второго курса нас отправляли в региональные редакции, и я как-то тут и прижился. Потом каждый год приезжал сюда на практику и два года проработал здесь после университета, пока не вернулся в Москву. 

То, что я стал заниматься мультипликацией, вышло случайно. Нам для студенческой практики надо было сделать передачу, а мне как раз статья в «Советском экране» попалась про мультфильмы. У мультипликации тогда была куча проблем, ее никто не воспринимал как серьезное искусство. И я подумал, что классно будет на эту тему интервью записать. Познакомился с кинокритиками, с режиссерами какими-то. Потом фестиваль «Крок» появился, на Украине проходил, мы помогали там газету делать. Команда ребят с журфака, которая сейчас занимается анимацией, кино, они оттуда и пришли. Руководитель суздальского Открытого Российского фестиваля анимационного кино Александр Герасимов – с журфака МГУ, газету «Крок» вместе делали. Еще с нами был (сейчас его уже нет в стране, много лет назад уехал) Сергей Скулябин, бывший директор Союзмультфильма». 

Мы в конце 90-х со своей университетской командой открыли студию «Мастер-фильм», она до сих пор существует. Фестиваль тогда же начали суздальский, которому уже 25 лет.

– Помните свой первый мульт-опыт?

– В 1999 году мы придумали проект про Пушкина, к юбилею. Это был мультимедийный проект: мы хотели выпустить диск, сказки Пушкина, его иллюстрации – все, что есть, собрать и целую энциклопедию сделать. Но нам в Госкино сказали, что «это не наш профиль, мы можем только на кино деньги выделять». И тогда продюсер говорит: «Давай сделаем из этого проекта мультфильм?!» Так появился мой дебютный мультфильм «Лукоморье. Няня». 

Мультипликационное и документальное кино снимал параллельно. Недавно сделал игровое кино – «Анимация», с артистами, всё как положено. Канал «Культура» его уже показал в декабре. 

Сейчас у меня документальный проект идет, он называется «Мой закадычный враг». Это о психологии человеческого конфликта. Планировались съемки в Чечне, где до сих пор есть серьезная проблема кровной вражды. Там есть целый обряд, который долго и сложно готовится – обряд примирения кровников, некоторые имамы этим активно занимаются. И на это много-много лет уходит, чтобы две семьи помирить... 

– Ваша студия – частная?

– Да, частная, но финансирование государственное. Мы получаем гранты. Минкульт предлагает субсидии, мы подаем заявки на свои проекты и со всеми наравне участвуем. 

– Это очень интересная тема – художник и государство. Сложно на настоящие, хорошие проекты выбивать деньги? Нужны ли какие-то связи, есть ли подковерные игры? 

– Может, это и было какое-то время назад. Сейчас достаточно открыто все стало. Даже дебюты анимационные идут через питчинги, которые транслируются открыто. Я сам – член Совета Минкульта и вижу ситуацию изнутри. И мне галочек карандашных на каких-то проектах, «которые должны точно пройти», никто не ставит.

– А какие критерии отбора проектов?

– Нравится-не нравится, что называется. Каких-то критериев со стороны Минкульта вообще нет. Мы пишем: «да», «нет», «воздержался»...

– А каким образом формируется Совет, как в него избираются люди, которые потом решают, что мы будем смотреть на больших и малых экранах? 

– Я не знаю, много лет уже там. Мне давно предложили. И там кто-то уходит, кто-то приходит... В основном это люди, что называется, из индустрии – все свои, все друг друга знают. Это продюсеры, режиссеры. Там и регионы представлены, не только Питер и Москва. Понятно, что есть и продюсеры, которые свои студии представляют, но в этом случае просто их мнение не учитывается во время подсчета голосов.

– Последние годы у нас было засилье примитивных сериалов, однотипных ширпотреб-проектов, что на ТВ, что в прокате. Сейчас некоторые говорят о том, что ситуация на Донбассе даст нам новую творческую элиту, новое кино. Что вы думаете по этому поводу?

– Я не знаю, что будет. Пока в анимации я такого не вижу. Многие аниматоры настроены достаточно оппозиционно, но не все... В нашей отрасли со стороны государства какого-то жесткого заказа нет, нам не говорят: должны быть такие-то сериалы, этих поддерживайте, а вот этих давайте-ка убирайте. Если это произойдет, каждый будет сам решать, участвовать в этом или нет. 

– А пока государство дает деньги всем вне зависимости от их отношения к власти, к идеологии, к происходящему в стране и в мире? Каждый режиссер как хочет, так и делает кино. Правильно я понимаю? 

– Не совсем «как хочет», каждый, наверное, в голове что-то имеет, какие-то тормоза, что называется… Есть авторское кино и есть сериальная, коммерческая продукция, которая рассчитана на зарабатывание денег, но при этом совсем плохим кино денег не заработаешь. То есть, зритель – он не дурак. Если кино сделано плохо, неинтересно, то показывай его хоть с утра до вечера, оно модным, востребованным не станет, я так считаю. 

– С какого года вы – президент «Жар-птицы»?

– Сразу же, с первого фестиваля. Вот уже в 18-ый раз. Но это больше, как я понимаю, номинальная должность. Свадебный генерал. Ну, еще если какая-то поддержка нужна – я все-таки в Москве, иногда надо там с Минкультом что-то согласовать, какими-то идеями обменяться...

– Как развивался детский мастер-класс-фестиваль эти 18 лет? 

– Сначала это был такой маленький фестиваль, совсем-совсем любительский, не очень даже что-то получалось. Со временем студий стало больше приезжать: и потому что их вообще по стране стало больше, и потому что сам фестиваль является катализатором появления новых студий. Это во-первых. А во-вторых, качество фильмов растет. Опыт педагогов, который они приобретают здесь из года в год от наших мастеров, отражается потом на детях. Причем опять же, педагоги – абсолютно разные. Для кого-то важно довести кино до экрана, а есть педагоги, для которых фильмы – это вообще последнее: «Я не автор фильма, я автор вот этой личности, ребенка, которого я воспитываю». У каждого – свой подход. Кто-то реализует себя за счет детского творчества, а кто-то наоборот. 

В этом году более 60 студий собралось. Все разные. Кто-то больше специализируется на сумасшедшем детском, «малышовом» кино, и у них это хорошо получается. Кто-то находится в поиске своего стиля. Хотя, это спорный вопрос: нужен ли студии стиль? Потому что дети все разные и они все по-разному мыслят и по-разному эти мысли выражают.

– Что дает ребенку мультипликация?

– Очень многое. Я задавал этот вопрос педагогам, и все в один голос говорят: «Мы не воспитываем будущих мультипликаторов, мы воспитываем творческих личностей, и в какой бы профессии они потом ни работали, подход, который здесь формируется, может очень даже помочь». Потому что мультипликация – это и абстрактное мышление, и неожиданные ходы, неожиданные решения проблем. То есть, человек станет инженером, все будут сидеть и сутками биться над какой-то проблемой, а он, как бывший мультипликатор (бывших мультипликаторов не бывает, он все равно в душе остался мультипликатором) скажет: а зачем вам эта шестеренка, давайте заменим ее, цветочек поставим. И это вдруг заработает. А кроме того, дети, которые занимаются в мультипликационных студиях, имеют универсальную возможность заниматься сразу всем. Тут он будет и артистом, и художником, и техническую часть изучит, потому что надо свет поставить, камеру настроить, компьютер. Он и писателем будет, потому что надо эту историю сочинить. То есть, огромное количество всяких навыков и умений, а все это в одном занятии. Этим и хороша мультипликация. 

Елена Родина

Просмотров:

Вверх