Римские каникулы

Римские каникулы
10 ноября 2022

В гостях у «Бумеранга» сегодня уже знакомый нам новосибирский историк Владислав Кокоулин со своим рассказом о неожиданном путешествии в Рим. Вас ждет, как всегда, удивительное путешествие со множеством увлекательных и познавательных моментов.

– Владислав, в соцсетях недавно мелькали ваши фотографии из Рима. Расскажите, как вы попали в Италию и что это была за поездка – по работе или туристическая?

– В Италию я попал в этом году случайно. Я не планировал туда ехать, у меня были свои планы на отпуск – поездить по Поволжью и Южному Уралу, в общем, попутешествовать по России. Но неожиданно увидел билеты в Италию с хорошей скидкой, через Турцию. Пришлось срочно менять планы, сдавать уже купленные билеты – такой шанс просто нельзя было упустить! Конечно, в наше время нет проблем попасть в Италию, просто это достаточно дорого стоит, нашему брату-профессору не по карману. Но иногда в этом смысле удача улыбается и нам.

Ехал я в Италию не впервые, до этого был в Пизе и во Флоренции – приглашали читать лекции, и, в общем-то, мне там понравилось. Но Рим – особенное место, там с точки зрения историка, культуролога – раздолье, можно посмотреть все, от древней культуры, еще с доэтрусских времен, и до современности. Прекрасная живопись, скульптура и архитектура. Как известно, в Италии огромное количество памятников и всевозможных достопримечательностей, поэтому всегда надо выбирать, что именно вы хотите посмотреть. Можно увидеть традиционные места для туристов – Колизей и так далее, можно посмотреть на культуру сквозь эпохи, от Античности до наших дней или тематически, допустим, выбрать только церкви XVII–XVIII века...

– И какой путь вы выбрали?

– Как историк я решил смотреть все объекты из древности в современность. Чтобы спланировать маршрут, приходилось выбирать из огромного количества достопримечательностей, которые можно смотреть годами, причем ежедневно. Нужно было выбрать то, что наиболее полно отражает каждую эпоху, и, думаю, у меня это получилось. 

Началось все, конечно, с музея Ватикана. Там интересные коллекции – египетская, этрусская, древнегреческая скульптура и живопись. Плюс немного Средневековья, интерьеры папских дворцов и Рафаэль. Особенно меня там впечатлил Лаокоон: копию я видел в музее Флоренции, но оригинал производит настолько сильное впечатление по сравнению с копией, что это непередаваемо. Подобным образом впечатлил меня в своё время оригинал Давида во Флоренции.

Я понял, что копии не передают дух оригинала, заложенный творцом. По крайней мере, есть произведения, которые нужно смотреть только в оригинале, вживую, и Лаокоон – одно из них. 

В Ватиканском музее собрана интересная этрусская коллекция. Что интересно, те сюжеты, которые мы привыкли видеть на древнегреческих и древнеримских вазах, уже присутствуют у этрусков. Они красиво выполнены, их можно рассматривать часами. Понятно, что там подобраны лучшие образцы, наиболее сохранившиеся, это не обломки, с которыми обычно работают археологи. К сожалению, в Ватиканском музее билет выдают на один день, а они там дорогие, поэтому особо не находишься. Причем, если брать билет на сайте – получается быстро, без очереди, а если вживую – можно простоять полдня и не дождаться. 

Когда я подошёл со своим электронным билетом, то увидел, что всю улицу занимала длинная очередина в кассу, человек на 500. То есть люди с 6 утра занимают очередь, чтобы пару часов походить, что-то посмотреть там и сказать потом: я там был!

Меня там еще Рафаэль впечатлил, расписывать полукруглые потолки очень сложно, на это нужен особый талант. Когда я был во Флоренции, ходил в главный собор, поднимался под потолок, где можно было видеть все эти изображения вблизи. И тогда меня поразило открытие: оказывается, они непропорциональные! Когда на них смотришь вблизи, видно, как искажены пропорции рисунка. Но снизу все это обретает нормальное, пропорциональное очертание. Как художник все это видит, рассчитывает нужный ракурс… в общем, это какое-то чудо! 

Египет у них представлен не самой интересной коллекцией, это можно и в других музеях посмотреть. На мой взгляд, во Флоренции более интересная египетская коллекция, притом в археологический музей Флоренции практически нет очередей. Ещё в Ватиканском музее стоит посмотреть Средневековье, ну и картинная галерея там достаточно любопытная. Кроме того, интересны интерьеры папских дворцов, разные вещи повседневности. 

2rz0KzskaIwgdQMEbkxTTuYtB4XS8eRS3U2Ebeq39vFntIQYwSNT1Zdb9EoFHMoJqH8bk10GaHbF5rcGIM8_NLRp.jpg

На самом деле, то, с чего нужно было начинать (и до чего я добрался только в конце путешествия) – это музей преистории или доистории Рима, культуры, которые были на Италийском полуострове до этрусков. Их было множество, там можно увидеть, как они развивались и как резко происходила смена одной на другую, как этот полуостров постепенно заселялся. Конечно, для массового туриста безумно скучно смотреть на ряды глиняных горшков, на первый взгляд не сильно различающиеся, но историку там безусловно будет интересно. 

Следующий этап – это история этрусков. Для этого стоит посетить Виллу Джулию (бывшая резиденция римских пап), ныне музей культуры этрусков. Вилла уже средневековая, но музей меня впечатлил ещё больше, чем ватиканский. Если в ватиканском музее культура этрусков представлена в основном посудой, то здесь можно увидеть самые разнообразные вещи, причем вещи, имеющие не художественную ценность, а историческую – бытовые, погребальные. На это у меня ушел целый день.

– Этруски – загадочный народ, не понятно же до конца, откуда они появились и куда исчезли…

– Да, есть даже гипотезы, им даже приписывают русское происхождение, на уровне мифологии, конечно. Тем не менее, когда мы видим классическую греческую культуру, видим этрусскую, их можно сравнить и сделать какие-то выводы для себя. Если говорить о памятниках культуры, то легко отличить греческую от этрусской, а вот сюжеты на керамике, как я уже говорил, почти идентичные. Было ли это прямое заимствование или параллельное развитие – сложно сказать. Это предыстория античного Рима. А дальше он представлен, во-первых, музеями, а во-вторых – Колизеем. 

В Италии есть очень хорошая штука, называется Рома-пасс. Это билет, который в течение трех дней позволяет ездить по Риму бесплатно и бесплатно посетить три музея, причем можно выбрать самые дорогие, один поход сразу окупает этот Рома-пасс.

А остальные билеты получаются со скидками. Национальный музей расположен в нескольких корпусах, там можно взять один билет и в течение трех дней посещать по одному разу каждую из достопримечательностей. Ватикан туда не входит, но можно выбрать любые из римских музеев. Плюс бесплатно транспорт, поездки без ограничений. И я взял два таких проездных, поочередно, поскольку срок пребывания у меня был достаточно долгий, две недели, это оказалось очень удобно.

Что представляет из себя Античная эпоха? Помимо Колизея, в который большие очереди, можно посмотреть, допустим, катакомбы. Туда водят только с экскурсоводом, потому что на самом деле там легко заблудиться.

В катакомбах жили первые христиане, прятались от преследований. Они там проводили всю жизнь, там же и хоронили умерших. Причем сверху никогда не догадаешься, что под землей огромный город.

Римский Форум, Палатин – главный холм, там везде есть интереснейшие руины. Стоит посетить загородную виллу Максенция и мавзолей Ромула, но не того Ромула, который вместе с братом Рим основал, а сына императора Максенция. Интересно увидеть, как выглядела загородная вилла римского знатного гражданина. Это, конечно, тоже руины, но видна планировка, фрагменты стадиона, возможно еще какие-то детали разглядеть. Кроме того, кое-где мозаики сохранились.

Потом, Античность – это, конечно же, Термы Диоклетиана. Что это такое, я, конечно же, знал, но как они устроены, в частности, что там, например, потолки 8 метров высотой – представления не имел . 

– Интересно, это же бани, как они прогревались, протопить такое невозможно.  

– Да, я пытался разгадать эту загадку. Сами парные, видимо, были небольшие, а остальное помещение с бассейном, зоной отдыха, где играли музыканты, и так далее – огромное. В Средние века их перестраивали, часть пошла под церковь, часть – в других целях использовалась.

Национальный римский музей интересен огромным количеством античных статуй, под конец мне уже казалось, что это всё я уже видел. Они там немного в беспорядке расположены, нет возможности их по эпохам посмотреть. Чем мне нравятся наши краеведческие музеи – у них все от археологии до современности по времени расположено, проходишь все по хронологическому порядку. А там они их расставляли по разным принципам, ранние смешиваются поздними и так далее. Допустим, та же Волчица у них, символ Рима, расположена чуть ли не в середине маршрута, ранневизантийские произведения раньше Античных и так далее. Но этот музей рассчитан не на историков, а скорее на искусствоведов. 

Зато залы просторные, народу было немного, можно было некоторые экспонаты рассмотреть спокойно, не толпясь, не пробегая мимо. Лояльная система посещения позволяет рассмотреть несколько залов, а потом вернуться, чтобы сравнить, например, как в разные эпохи с разницей в 100–200 лет делали скульптуру. Портретные галереи, бюсты правителей, бюсты философов, ораторов, даже простых людей, кого там только нет. Украшенные погребальные саркофаги. Есть уголки, где встречались просто бытовые вещи, допустим, воссоздана комната римского патриция. Есть мозаики. То есть древний Рим там представлен достаточно полно, интересно.

gy8BF9RW0RMeFlFrhuPg6c53v8osylpMtoxrMgqAd2DTcHnz8Js9vZL9RIVSXlSa8HF6Y2btoH0eaUfwTvlIAvp1.jpg

– Что там могло сохраниться из быта?

– В основном посуда, и конечно, музейные работники многое реконструировали. Ткани, например, у них практически не сохранились, но есть реконструкция. По крайней мере, можно представить себе их быт, жилище. Мозаики сохранились, живопись.

Далее, если смотреть по интересности, у них есть целый комплекс музеев, связанных с археологией, этнографией, музей раннего средневекового периода и музей народной культуры. Но если идти по порядку, то это Античный Рим, вплоть до падения, а потом целая эпоха Средних веков. При переходе к Средневековью сразу видна разница в культуре, и в первую очередь это проявляется в некотором минимализме: на самом деле, вещей стало меньше, они стали грубее и проще, исчезло изящное искусство.

– Христианская аскеза?

– Просто видно, что со сменой эпох вещей стало меньше. Я сам в свое время занимался археологией остготов, поэтому пронаблюдать это было любопытно. Даже если говорить о пластике, сравнивая античные статуи и ранние средневековые – зримо видна разница эпох. Если мы говорим о раннем Средневековье – это крепостная стена, которая была построена для защиты Рима от варваров. Посещение музея бесплатно. Можно посмотреть процессы раскопок и погулять по стене. Это, конечно, грандиозное сооружение, производит такое же впечатление, как Константинопольская стена в Стамбуле. Замок Сант-Анджело первоначально планировался как жилое помещение, но со временем стал оборонительным. И у них есть интересный музей оружия. 

Эпоха Возрождения тоже представлена в Риме достаточно широко. Мало того, там в некоторых церквях можно бесплатно посмотреть работы Микеланджело. Представьте, сам великий Микеланджело! Не самые значимые работы, но тем не менее важен сам факт: ты можешь просто зайти в католическую церковь на мессу и там, в каком-нибудь уголке поднимаешь глаза и…Микеланджело. Сам я набрел на него совершенно случайно, не знаю даже, есть ли эти работы в каталогах. Я просто запланировал себе посмотреть несколько церквей, сохранившихся с эпохи Возрождения, XIV–XVI века. И в одной из них я совершенно случайно увидел это чудо. Я был потрясен, позже поискал литературу и убедился, что это действительно Он. Просто художник там жил и работал в определенный момент времени, и расписывал в том числе храмы. Фантастика! 

Потом у них начинается барокко. Это очень красивые, затейливые вещи тоже можно увидеть бесплатно в церквях. Тот же Бернини, его скульптура просто стоит в церкви, она не была передана в музей, это не копия, оригинал…удивительно!

– Вот интересно, в музеях же часто пытаются украсть всякие шедевры, даже фильмы об этом снимают, а тут просто в какой-то церквушке такое богатство и никто не пытался украсть?

– Во-первых, там огорожено, плюс видео, охрана. У самих итальянцев, наверное, таких мыслей не возникает, а туристов, к счастью, водят по стандартным маршрутам, они туда, как правило, не попадают. Эти церквушки расположены мимо туристических маршрутов, туда ходят только местные жители. Изредка такой любопытный турист, как я, попадется, и всё.

Если говорить про Возрождение, это, конечно же, вилла Боргезе, где собраны, во-первых, шедевры античного искусства (можно по италийским музеям не ходить, а просто пойти на виллу Боргезе и увидеть основные из них), а еще – удивительные картины и интерьеры. Это была загородная папская резиденция. Интересно посмотреть, как жили богатые люди в XVI веке. Кроме того, там огромный парк, открытый для всех, в нем проходят спортивные соревнования, ребятишки бегают и так далее. Что любопытно –там поставили памятники нашим писателям – Гоголю и др. 

Любопытен Наполеоновский музей, по нему можно увидеть, как жили итальянцы в XIX веке. Там заметно и французское влияние, но Италия тогда не была единой, часть находилась под Ватиканом, часть принадлежала Франции. Кроме того, там интересная живопись этого времени, посуда, все это можно посмотреть, причем, что удивительно – тоже бесплатно. В Риме есть несколько мест, которые можно посетить и абсолютно бесплатно полюбоваться всевозможными достопримечательностями. Ну, про Микеланджело я уже рассказывал, далее – этот Наполеоновский музей и Пантеон у них бесплатный (место захоронения разных деятелей). 

Что еще интересного в Италии – их площади и архитектурные ансамбли. Там с историей можно столкнуться на каждом шагу.

_3T43Cszj7SM7qYeQmkmkdW8AlkiMFRmPNS0-2_fI73iJf5vKWf8i5OO8plsgWzjeZwiBwCbMSvpMQwkfolNMNbV.jpg

– А это не тяжело – столько информации впитывать за такой короткий срок и жить в месте, которое по сути само по себе является музеем. Я помню, что в юности хотела переехать в Питер, но это вот ощущение веков угнетало, давило. То ли дело у нас – кругом леса, никаких особых исторических пластов нет, дышится легко…

– Жить, наверное, да, но когда я туда приехал, знал, что это временно. Перегрузки культурологической, исторической не было, тут дело привычки. Конечно, туда нужно ехать подготовленным. Я много читал, представлял себе, с чем придется столкнуться. Когда маршрут разрабатывал – еще дополнительно что-то прочитал, про античную скульптуру, про сюжеты, про мифологию. 

Человек без подготовки может многое увидеть, но не понять, что именно он увидел, с чем столкнулся. Конечно, можно просто идти и смотреть все подряд, что попадается на пути, а потом об этом читать. Другой путь – сначала почитать, познакомиться, освежить все в памяти, а потом смотреть. Там же на каждом шагу сталкиваешься с чем-то интересным. А вот в XX веке у них уже ничего особо интересного нет, никаких шедевров, во всяком случае, я не заметил. 

– Какие для вас, как для специалиста, были открытия и откровения, кроме Микеланджело и Лаокоона?

– То, о чем я только читал, можно было увидеть вживую, подойти, потрогать. Я увидел больше, чем ожидал. Особенно меня, конечно, термы удивили, с их потолками. Это было первое мое потрясение. Ну и вышеназванные шедевры, конечно. Кроме того, у них есть любопытные памятники, например, Крипту Бальби. Начали копать, обнаружили слой, под ним – следующий и так далее. И сделали музей на месте раскопа, где можно все послойно посмотреть. Например, как сделан первый водопровод или как в то время освещали дома.

– И как они их освещали, масляными светильниками?

– При помощи естественного освещения днем, очень грамотно, чтобы и жара не попадала, и свет шел. А ночью – да, факелы, светильники. Причем, у них там идут сильные дожди, ливни, я в этом сам убедился. Пока был в одном из музеев, прошёл ливень, на улице всё просто плавало в воде. Поэтому они окна делали ещё и прикрытыми от дождей. В общем, для историка там – клад, копать и копать. Сотни лет можно находить что-то и изучать этот удивительный древний мир.

– Чем и где вы там питались?

– Неизвестно, где питаются местные, явно не в пиццериях, где маленький гамбургер стоит два евро. Их сыры у нас в магазине стоят дешевле, чем на родине. Спрашивал у местных, где они закупаются, говорят – на базаре берем. Но бегать, терять время на поиски продуктов в такой поездке нет смысла. Есть, конечно, гастрономический туризм, но это другое, я не за этим туда ехал. Убежден, что местную кухню нужно дегустировать в маленьких деревушках, а не в самом Риме. Поэтому рекомендую брать с собой продукты быстрого приготовления, родной «Доширак», каши очень выручают. Я проявил в этом смысле российскую смекалку и не ошибся. 

Причем, там дороговата еда, зато вещи очень дешевые. У них есть развалы, где выкладывают вещи из бутиков, стоят 2–5 евро. Евро, кстати, лучше менять в Стамбуле, рубли на лиры, а лиры на евро.70 рублей евро – хороший курс. 

– Как вам местное население, итальянцы, понравились?

– Итальянцы понравились, они такие же, как мы, очень общительные, доброжелательные, в отличие от чопорных европейцев. К россиянам относятся тепло.

Например, зашел я в один небольшой музей, и охранник со мной разговорился и пошел по залам что-то показывать, что ему больше всего нравится, буквально устроил экскурсию. Я его спрашиваю, дескать, разве вам не нужно охранять? А чего, говорит, тут охранять – это всё копии, кроме того, все думают, что здесь сигнализация, но она не работает. Но об этом никто не знает. 

Что интересно, у них тоже есть уличные мошенники. Например, собирают подписи против наркотиков. А в итоге ты должен еще и заплатить какой-то взнос, мол, у них отчетность и так далее. Пришлось представиться бедным профессором из Пизы. Отстали.

Елизавета Садыкова

Просмотров:

Вверх