Путешествие на родину Синдбада-морехода

Путешествие на родину Синдбада-морехода
14 марта 2024

Легендарный купец и путешественник Синдбад-мореход, известный нам из сказок «Тысячи и одной ночи», по преданию, родился в Омане. Потом перебрался в Багдад и уже оттуда совершал свои знаменитые путешествия. Оман редко посещают российские туристы, однако в этой стране есть много исторических памятников. О них рассказывает хорошо известный читателям «Бумеранга» историк и путешественник доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

– Владислав Геннадьевич, чем интересен Оман для историка?

– Предки современного человека примерно 160 тысяч лет назад переправились через Красное море (оно тогда было намного мельче) из Эфиопии на Аравийский полуостров (который, кстати, тогда был покрыт лесами) и двинулись вдоль побережья на территорию современных Омана и Арабских Эмиратов. В Омане археологи обнаружили стоянки этих древних людей. Сегодня с находками археологов можно познакомиться в Национальном музее Омана.

Музей построен сравнительно недавно – в 2013 году, но количество собранных предметов старины огромно. Отдельный зал посвящён древнейшей истории. Помимо бифасов (ручных рубил) возрастом 125–75 тысяч лет в экспозициях музея я увидел очень древнее рубило. Табличка к нему уверяла, что ему 2 миллиона лет. Конечно, оно выглядит намного примитивнее 125-тысячелетних рубил, но чтобы настолько! Позже я попытался выяснить у одного из сотрудников музея, каким образом они получили такую дату. К сожалению, он оказался специалистом по ранней средневековой археологии Омана, поэтому не смог ответить на мой вопрос, но добавил, что у него тоже есть сомнения насчёт столь древнего возраста этого орудия – скорее всего, ему не более полутора миллионов лет. Но даже в этом случае перед нами уникальное подтверждение гипотезы китайских антропологов о том, что предки синантропа появились в Китае как раз в это время, и пришли они из Африки. Впрочем, рубило удивительно похоже на рубила ашельской культуры возрастом 1 миллион 300 тысяч лет, которые мне однажды довелось видеть в одном из музеев. 

Также там можно увидеть знаменитые круглые каменные башни, которые я сперва принял за плавильные печи, но потом вспомнил, что читал о том, как датские археологи примерно 50 лет назад наткнулись на них недалеко от города Ибри в Омане. Они тоже сперва приняли их за плавильные печи. И действительно, древние плавильные печи подобной конструкции встречаются в Кыргызстане. В Баткенской области Кыргызстана подобные печи как раз и находили.

– А что это на самом деле? Жилища людей? Культовые объекты?

– Нет, это захоронения. Внутри подобной башни располагается погребальная камера, их возраст примерно 4,5–5 тысяч лет. Интересно, что сооружали их из камня, иногда заполняя промежутки кирпичами из глины. Кирпичи делали вручную, и на одном из тех, что представлен в музее, сохранился отпечаток руки делавшего его мастера. Казалось бы, мелкая подробность, но я долго смотрел на этот отпечаток, представляя, как мастер несколько тысяч лет назад лепил глиняный кирпич. Согласитесь, что подобные мелочи придают музейным экспонатам человеческое измерение. Я, например, сразу вспомнил, что при реконструкции одного из старых зданий в Новосибирске были вынуты несколько кирпичей и на одном из них оказались отпечатки кошачьих лап – любопытная кошка наступила на кирпич, который положили подсушиться перед тем, как поместить для обжига в печи.

– Какие ещё этапы истории Омана представлены в музее?

– Первые государства, распространение ислама, традиционный быт оманцев, а также тематические залы, посвящённые оружию, денежному обмену и, конечно, мореплаванию. 

– Вы, наверное, сразу вспомнили Синдбада-морехода, который, говорят, родом был из Омана?

– Да, я сразу же вспомнил фильм про него, который смотрел ещё в школьные годы. Причем это был американский фильм, который стал, как сегодня бы сказали, культовым для целого поколения советских школьников. Мы даже, помнится, сбежали с уроков во вторую смену, чтобы ещё раз его посмотреть.

Мореплавание действительно играло важную роль в истории Омана. Оманские моряки уверенно водили корабли в Восточную Африку и в Индию. Знаменитый географ и мореплаватель Ахмад ибн Маджид, родом тоже из Омана, в конце XV века обобщил все известные на то время сведения о мореплавании по Индийскому океану. Но в качестве лоцмана, увы, сыграл роковую роль в истории Омана.

– Как это получилось?

По просьбе короля Малинды Ахмад ибн Маджид сопровождал известного португальского мореплавателя Васко да Гаму из Восточной Африки в Индию. Плавание прошло успешно. Однако это в итоге привело к созданию португальской колониальной империи, жертвой которой стал и Оман. Мы хорошо знаем про те жестокости, которые творили испанские колонизаторы в Америке. Но даже на их фоне не меркнут жестокости, которые творили португальцы в Индии и на Аравийском полуострове. Это одна из печальных страниц в истории Омана. Отношение современных оманцев к этому периоду достаточно сложное. Во всяком случае мои собеседники, когда я пытался говорить с ними на эту тему, просто говорили, что это уже давняя история. В то же время в Маскате одна из португальских крепостей превращена в туристическую достопримечательность. Днём народу в крепости, возвышающейся над городом и бухтой, немного – на солнце достаточно жарко, но к заходу солнца картина меняется – местные жители и туристы с удовольствием поднимаются в эту крепость, сидят там в небольших кафе, фотографируют вечерний город и залив и сами фотографируются на фоне этих пейзажей, которые, кажется, пришли из сказок «Тысячи и одной ночи» прямо в сегодняшний день.

Традиционное оманское поселение.JPG

– Оман иногда называют страной крепостей и замков, это правда?

– Да, и построены они в разные эпохи, начиная с XV века. Строили их как оманские султаны, так и португальцы. Как правило, они выполняли защитные функции, поэтому с крепостных стен и башен сегодня можно посмотреть на окружающую местность с высоты. В один из дней я отправился в Низву – город в 160 километрах от Маската. 

– Почему вы выбрали именно его?

– Низва была столицей Омана в XV–XVI веках, помимо крепости XVII века здесь много исторических памятников, по пути можно посмотреть развалины традиционных оманских поселений, сегодня она является центром выращивания фиников. Кроме того, недавно в Низве построили современный исторический музей. Поэтому для историка там хватит достопримечательностей на целый день, а то и на несколько дней, если вдруг возникнет желание побыть некоторое время в гуще местной жизни.

Первая остановка по пути в Низву – в небольшом поселении, укрытом в тени финиковых пальм. Там прекрасно сохранилась древняя система водоснабжения – Фаладж (или Фалак, на местном диалекте). Вода из горного источника по подземным трубам и наземным каналам распределяется по разным частям города, внутри самого города проходит под домами, а в домах часть канала открыта, чтобы можно было черпать воду. 

Что касается «руин» традиционного оманского города XVII века, то как оказалось, часть этих «руин» и сегодня используется в качестве жилья – туда проведено электричество. Удивительное ощущение: с одной стороны улицы – развалины старых домов, а на противоположной – эти развалины реконструированы и в них живут. Можно прогуляться по запутанным улицам этого города и встретить причудливое сочетание истории и современности.

Далее – крепость. Перед входом – большой рынок, на котором можно купить сувениры, керамическую посуду, курильницы для ладана и сам ладан. Торговец, который продавал раскрашенные вручную глиняные пиалушки, предложил приехать на базар в пятницу сразу после утренней молитвы – в это время здесь собираются жители окрестных селений и бедуины из оазисов. Торговля идёт очень оживлённо – настоящий восточный базар.

Крепость, несмотря на суровый вид, достаточно интересна – можно посмотреть оборонительные сооружения, комнаты для собраний, комнату правителя Низвы (кстати, очень скромную, как и комнаты шейхов в крепостях в Эмиратах). Удивительно, но крепость оборудована хорошо продуманной канализацией. А воду доставали из колодцев. Внимательно посмотрев крепость и её помещения, я оказался в небольшом саду в тени финиковых пальм. В углу сада я заметил верблюда. Сначала подумал, что это статуя, но потом верблюд вдруг повернулся ко мне и стал с интересом меня изучать.

Пока я фотографировал верблюда, меня поприветствовал кто-то из местных: “Hello! Where are you from?” – “Мин Сибирия”. “О, вы говорите по-арабски? Прекрасно. Меня зовут Али Салим. У вас в Сибири очень холодно, я знаю.” – “Холодно у нас зимой, а летом примерно такая же погода, как в Омане зимой.” – “О, замечательно. А у вас есть верблюды?” – “Самое интересное, что на юге Сибири – в Туве – верблюды были обычными обитателями пустынных мест. Сейчас, конечно, диких верблюдов там нет, но есть верблюжьи фермы, и я даже однажды катался на верблюде. Только у нас верблюды другие – двугорбые и покрытые густой шерстью.” – “Как интересно”. Далее мой собеседник рассказал, что сам он из бедуинов, приехал в город по делам, и пригласил в гости. Он обещал мне показать «настоящий Оман и настоящих арабов». Немного расстроился, когда я ему сказал, что у меня планы немного другие, но потом добавил: “Обязательно приезжайте в другой раз. Правда, сегодня бедуины живут в основном в селениях, не кочуют. Но можно найти и настоящих бедуинов. Приезжайте, кофе и финики всегда у нас есть”.

После обеда в местном ресторане, где готовят удивительно вкусные оманские блюда, я отправился в музей Низвы. 

– Этот музей отличается от музея в Маскате?

– Музей в Маскате – это классический музей, а вот музей в Низве сочетает классические экспозиции и современные технологии. Он очень большой, но меня поразило, что местные жители приходят туда семьями: пока ребятишки двигают то, что можно двигать, и с увлечением нажимают на кнопки, взрослые не спеша прохаживаются вдоль музейных экспозиций или сидят и смотрят видеофильмы по истории и культуре Омана. Поскольку залов очень много, можно всегда выбрать себе фильмы по интересам – древняя или современная история, традиции и культура, исторические достопримечательности. В музее прохладно, поэтому в жаркий день это прекрасное место, чтобы отдохнуть и одновременно узнать что-то новое.

– Владислав Геннадьевич, вы очень любите разные старинные легенды, которые рассказывают жители разных мест. Удалось ли услышать такие легенды в Омане?

– В пригороде Маската увидел небольшой книжный магазинчик. Направился к нему. Хозяин магазина сидел на улице, беседовал с кем-то из своих знакомых. Когда я подошёл к магазину, хозяин уже распрощался со своим знакомым и поприветствовал меня. Узнав, что я из Сибири и говорю по-арабски, решил показать мне местную достопримечательность. Это оказалась гора, точнее три горы, средняя из которых заметно выделялась своими размерами на фоне соседок. “Это гора, на которой был халиф Али”, – поведал мне мой новый знакомый. Я очень удивился и попытался узнать подробности. После этого я услышал известную легенду о том, что после смерти халифа Али его тело погрузили на верблюда. Но внезапно верблюдов стало семь и они разошлись в разные стороны. Выяснить, дошёл ли один из этих семи верблюдов до Омана, мне также не удалось. Тогда продавец сказал, что легенду про гору и про Али рассказывают местные жители, но сам он точно не уверен, что Али был в Омане. А что касается Александра Македонского, о котором я ему задал вопрос, то в Омане он точно не был, хотя планы посетить территорию Омана у него были, и даже он поручил одному из своих флотоводцев разведать морской путь в Оман. Но Александр Македонский умер, так и не осуществив своих планов.

Вечерний Маскат.JPG

– Владислав Геннадьевич, вы упомянули вскользь, что вас пригласили в Оман прочитать цикл лекций по истории ислама в России. Что больше всего интересует студентов в Омане?

– Слушателями моих лекций были в основном магистранты, аспиранты и преподаватели университета имени султана Кабуса в Маскате, кроме того, я выступал в Культурном центре Маската и в Обществе оманских писателей. Конечно, большая часть вопросов была посвящена тому, как живут мусульмане в современной России, с какими проблемами сталкиваются. Задавали вопросы о том, правду ли пишет западная пресса о преследовании мусульман в России? Много было вопросов об университетах в Сибири, изучают ли арабский язык и историю ислама в Сибири. 

В целом, интерес к жизни в России огромный, информации о России в Омане тоже много. Но, к сожалению, большая часть этой информации не соответствует действительности, поэтому мои слушатели иногда удивлённо качали головой, когда я им рассказывал о том, как живут современные россияне, какие у них традиции. Им, по-видимому, казалось невероятным то, что я им рассказывал.

– В чём основное отличие Омана от Эмиратов?

– Самое главное, что Оман, в отличие от Эмиратов, не стремится поразить вас чем-то с добавкой «самый большой (высокий, широкий и так далее)». Наоборот, оманцы в этом плане скромны и стараются сохранить традиционную культуру и традиционный образ жизни. В Омане изумительная природа, мягкий тёплый воздух, красивое побережье, вкусная еда, гостеприимство и доброжелательность местных жителей. Вы можете выбрать маршрут на свой вкус – здесь есть и пустыни, и горы, и пещеры, и море, и пляжи, и бедуины, и исторические памятники, и роскошный театр в Маскате, и восточные рынки. Если вам нравятся сказки про Шехерезаду и Синдбада-морехода из «Тысячи и одной ночи», то, кажется, именно в Омане они и воплощаются в реальность.

Кирилл Разумовский

Просмотров:

Вверх