Просто мне хотелось танцевать

Просто мне хотелось танцевать
15 февраля 2024

Сегодня гость нашей редакции – директор школы танца «SKYDANCE», руководитель театра танца «SKYDANCE», педагог-хореограф Елизавета Максина. Елизавета родилась и училась в Академгородке, преподавала классический и джазовый танец в Центре искусств НГУ. Была организатором международных танцевальных обучающих проектов (с педагогами из США и Голландии) в Международном танцевальном центре (Москва).

Она семь лет проживала в США, где обучалась в танцевальных центрах «Broadway Dance Center» и «Steps on Broadway» (Нью Йорк, США) и преподавала MODERN JAZZ DANCE и GYROKINESIS® в Riepley-Grier Studios, Complete Body Sport Club и других школах Нью-Йорка.

В 2014 г. вернулась в Академгородок, открыла школу танца «SKYDANCE» и основала детский театр танца «SKYDANCE» (2016 г.) (многократный лауреат международных и российских конкурсов по хореографии), в котором Елизавета является директором и преподает современный танец, мodern jazz и гирокинесис по настоящее время.

– Елизавета, расскажи, как ты пришла в танцы, с чего все началось.

– Моя мама работала концертмейстером в ДК «Юность» и привела меня туда в 6 лет на танцы. Танцы в «Юности» вела Наталья Александровна Фиксель, которая в дальнейшем организовала студию современного танца в Центре искусств НГУ. Она была одной из первых педагогов, кто начал преподавать модерн и современный танец в России, ведь до этого у нас были только балет, народный и эстрадный танец.

По сути, она мой первый учитель по современному танцу и нам с детства прививала модерн, контемпорари, в чем, я считаю, нам очень повезло. Но основную танцевальную базу я получила с 13 лет именно в балете, в классическом танце. Дело было так. Я ходила на занятия по танцам, но у меня, если честно, получалось не очень хорошо. И в итоге, мама, посмотрев на все это, решила, что так дело не пойдет, нужно брать педагога для индивидуальных занятий. И она пригласила Галину Александровну Балашову, это замечательный педагог, она танцевала солисткой в Театре оперы и балета Новосибирска 25 лет. Это человек, который приехал после окончания Вагановской академии балета в 1945 году из Ленинграда, когда отстроили наш Театр оперы и балета, который сейчас называется НОВАТ, и выступала в составе первой труппы театра. Это были люди, прошедшие блокаду Ленинграда. Понятно, какой закалки она была и насколько суровым и серьезным получилось мое хореографическое воспитание. На индивидуалках прошло 7 лет, занималась по 4-5 раз в неделю, кроме групповых занятий по балету и современному танцу. Я очень благодарна маме за ее терпение, за то, что она вкладывалась в меня и находила лучших в Новосибирске педагогов, и папе за то, что верил в меня, поддерживал финансово мое обучение и посещал все мои концерты. Эти занятия и стали моим основным образованием в области танца. Конечно, потом еще много всего будет, но база, основа – была получена именно тогда, благодаря перфекционизму моего педагога и ее требовательности. Вагановское училище до сих пор считается лучшим в мире. В начале мы с Галиной Александровной занимались в очень интересных местах, например, это был барак на Мусы Джалиля времен основания Академгородка. Я потом еще много где училась, в том числе в Москве и лучших школах Нью-Йорка, но самую сильную подготовку я получила именно в этом бараке.

Сейчас меня удивляет, когда некоторые родители интересуются не педагогами, а залом в пешей доступности. Но зал как таковой вам ничего не даст… Самое интересное, что многих родителей вообще мало волнует, кто будет с их ребенком работать. Их интересует расписание, оплата и зал. И меня в начале это просто поражало, потом пришло принятие: так — значит так. Но если вы действительно хотите дать ребенку хорошее образование, чтобы ваш ребенок смог красиво танцевать, владеть своим телом, был в прекрасной физической форме – лучше внимательно отнестись, в первую очередь, к выбору педагога. Ведь в процессе обучения все зависит от профессиональных и личностных качеств учителя, его образования и достижений. Ну и конечно, упорства ребенка, стабильности посещения занятий и того, сколько времени вы готовы обучению посвящать. И так обстоит дело не только в танцах, а безусловно в любом деле.

IMG-20240129-WA0035.jpg

Когда мне было 15 лет, я начала ставить свои первые танцевальные номера, сначала привлекая своих подруг и одноклассниц. И через год мы поехали на конкурс балетмейстеров Сибири, Урала и Дальнего Востока, который проходил в Театре оперы и балета. Обычно там конкурсы не проводятся, но это было исключение из правил, и мы там танцевали и дошли до третьего тура. Мы не стали лауреатами, но все равно, для 16 лет это было круто – первый большой конкурс. Жюри было серьезное, участвовали профессиональные коллективы. Ну просто мне хотелось танцевать! 

Потом я танцевала в Студии современного танца в НГУ, и когда мне было 19 лет, меня пригласили там преподавать. В НГУ я вела классический танец и ставила современные танцевальные номера со студентами. Студенты каждый год должны были экзамен сдавать, с комиссией. То есть это не просто был кружок для студентов, у нас все было всерьез.

– В НГУ же потом вообще факультет или театр танца открыли, насколько я помню.

– Да, Фиксель из самых талантливых учеников создала театр танца, меня туда не взяли, поэтому я решила пойти своим путем, это послужило стимулом для развития. В Новосибирске основным событием в мире танца тогда были летние школы Андрея Николаевича Чешева, куда нас приезжали учить педагоги из Нидерландов, Великобритании, США, Чехии, Швеции и других стран. Чешев был директором Центра искусств НГУ, а Фиксель – художественным руководителем. Чешев на самом деле сделал многое для развития современного танца в стране, замечательный и очень харизматичный был человек. Это сейчас в каждом регионе много всего происходит, а тогда на его школы в Академгородок приезжали не только из Владивостока и Петропавловска-Камчатского, многих сибирских городов, но и из Москвы. Позанимаемся две недели, а потом год живем на этом материале. И все одно и то же танцуют – обработка, авторская трактовка. Сейчас это забавно вспоминать…

Когда я преподавала классический танец в НГУ, современные танцы со своими студентами тоже ставила, это продолжалось с 1995 по 1999 г. И все было прекрасно до того момента, пока я не решила, что надо расти дальше, а в Новосибирске, по сути, ничего вдохновляющего для меня не было. То есть был Колледж культуры с хореографическим отделением, Педагогический институт, но это не совсем то, чего бы мне хотелось.

– Поэтому ты решила уехать в Москву?

– Да, я поступила в Московский государственный институт культуры и искусств на хореографию и даже с отличием его закончила. Я училась два года на очном отделении, потом перевелась на заочное и начала работать. Выбирала удобное расписание с хорошими педагогами по интересным для меня стилями танца, они все хорошо меня знали и разрешали посещать занятия с другими курсами. Я ходила, в основном, на модерн, джаз, современный и классический танец.

Когда я приехала в Москву в 2005 г., мне был 21 год, уже не ребенок, сформировалось свое восприятие того, каким бы я хотела видеть свой танец. В Москве проходило много мастер-классов и основное образование дал все-таки не Институт культуры, а всевозможные танцевальные  центры, например, Международный танцевальный центр «Вортекс». Они проводили большие международные конгрессы по современному и джазовому танцу, привозили педагогов из Штатов, Франции и так далее. 

Когда я в Москве начала работать, в основном преподавала. Я изначально понимала, что буду педагогом, да и травмы коленей давали о себе знать. Я преподавала Modern Jazz Dance в Международном танцевальном центре.

IMG-20240129-WA0016.jpg

Тогда же в 2003–2006 г. я много сотрудничала с танцевально-спортивными клубами «Динамо», «ЦСК», «Молодость». Я познакомилась с Андреем Кокоулиным, президентом Общероссийской танцевальной организации (ОРТО), который привлекал меня на различные танцевальные конвенции, мастер-классы в Москве в качестве педагога и в жюри на Международные и Всероссийские конкурсы по хореографии.

И вот однажды я попала на мастер-класс конгресса джазового танца, где познакомилась с педагогом из Франции (вообще, он оказался американцем из Чикаго), который возглавлял Институт джазового танца в Париже. Его звали Рик Одамс. И он позвал меня к себе в Париж учиться. Но я решила ехать в Нью-Йорк, деньги выходили те же самые, но Америка давала больше возможностей, чем Франция. До этого момента я не собиралась никуда выезжать. Не буду рассказывать все перипетии, три года я пыталась получить американскую визу, мне отказывали, но в итоге дали. Сначала я уехала на стажировку в «Broadway Dance Center» и «Steps on Broadway» на три месяца. Ну а поскольку виза далась мне тяжело, я решила съездить еще раз и на семь лет осталась там. И это был мой самый большой опыт в жизни, особенно в профессиональной.

Танцевальные центры там вмещают более 50 педагогов в каждом, одновременно. И человек, придя на занятия, может сам для себя выбирать расписание, по уровню, по стилям. Классно, что преподаватели между собой обмениваются, это не как у нас, в России – прибежали, отвели свое и – ни с кем не контачим. А там они все ходят друг к другу на занятия, обмениваются опытом:  хип-хопер может пойти на балет, а педагог по джазовому танцу – на танец современный. И в результате все это варится, бурлит и создается что-то новое. Понимаешь, что этот обмен между талантливыми людьми дает рост уровня всего центра. 

– А как ты там выживала?

– Замуж вышла. Сначала я не знала язык, потом выучила и начала преподавать. Преподавала MODERN JAZZ DANCE и GYROKINESIS®, GYROTONIC® в Riepley-Grier Studios, Complete Body Sport Club и других школах Нью-Йорка.

Кстати, важная для меня деятельность, кроме танцевальной – реабилитационные техники. У профессио­нальных танцоров много травм, и я нашла для себя систему восстановления, основанную на принципах йоги, тайцзи, танцев, гимнастики, называется GYROKINESIS® (гирокинесис), создатель – Джулиу Ховард. Он родом из Румынии, но долго танцевал в Нью-Йорке. И когда у него из-за насыщенной танцевальной карьеры полетели ахилловы сухожилия, появились грыжи, протрузии, он уехал на Карибские острова и, как легенды рассказывают, год прожил в отшельничестве в хижине и создал эту систему. Я начала заниматься гирокинесисом для себя в Нью-Йорке, а потом уже на тренерскую сертификацию в Германию ездила, к Джулиу на тренинг, училась у него.

8c4a2850-a91c-42c3-b083-e9008075b8b7.jpeg

Это замечательная система движения и дыхания, балансирующая все системы в организме, – люди чувствуют себя энергетически заряженными, снимаются спазмы, стресс и напряжение, проходят боли в спине и суставах, тело становится более гибким и сильным. Хорошо, что занятия по гирокинесису подходят для людей в любом возрасте, всегда можно поддерживать тело в хорошей форме. Сейчас я преподаю гирокинесис в моей школе «SKYDANCE» в Эдеме. Но я себя не умею рекламировать, у меня даже вывески нет. И мой первый мастер-тренер был такой же. У него была студия в центре Манхэттена, одна тонкая вывеска на двери – и все. Я спрашиваю: где вы рекламируетесь? Он отвечает – да все сами приходят, кому надо, тот сам найдет. А к нему реально со всего мира люди едут. Он работал, например, с Юлией Загоруйченко и Рикардо Кокки (чемпионами мира по спортивным бальным танцам, Стинг у него занимался и так далее. Я тоже так думаю себе – кому надо, тот меня найдет. Шутка, конечно.

– А оттуда ты почему уехала? Бродвей – ведь столько возможностей открывалось…

– На самом деле, я не планировала уезжать. Все было хорошо, пока не затопило танцевально-спортивный центр, где я работала – прошел ураган с огромным ливнем. Это было на Манхэттене, где Уолл-стрит. Подвальное помещение, где вода стояла на 5 метров в высоту. Две недели только воду выкачивали, процесс обещал быть долгим. Кроме того, у меня состоялся развод с мужем. И в итоге решила съездить к родителям в Новосибирск, отдохнуть. А потом вернуться с новыми силами к сентябрю.

И в результате я здесь, перед тобой. На самом деле, я месяц жила тихо, никак не проявляла себя, наслаждалась отдыхом, потом люди потихоньку стали об этом узнавать и предлагать «маленько попреподавать». Я уже и сама немного начала скучать без дела. Это был март 2014 г.

Приехала я в начале года. И в какой-то момент поняла, что хочу выдохнуть. Семь лет я была в этой кипящей жизни, хотелось уже какого-то релакса. Восстановиться, зализать раны. И я пошла искать зал. Залов в Академгородке очень мало, а те, что есть, уже много лет плотно расписаны на удобное для занятий время. И вот иду я как-то мимо Технопарка и вижу объявление об аренде. Решила зайти. В итоге я стала проводить занятия там, где сейчас «Точка кипения». Тогда это был зал без перегородок, 800 кв. м, и, увидев его, даже после Нью-Йорка я была очень удивлена.

Там была такая молодая прогрессивная команда, все вопросы решались с ходу. В этом я очень благодарна Дмитрию Бенедиктовичу Верховоду и Евгении Русских, которая тогда работала менеджером и координировала все мероприятия Технопарка. И когда я зашла в Технопарк – уверовала в Россию, ее будущее, не ожидала, что в моей стране может быть что-то настолько прогрессивное. До сих пор дружим с некоторыми из этих прекрасных ребят.

Но потом в это помещение заехала «Точка кипения», и – в этот момент открылся «Эдем». И Владиславу Львовичу Плотникову я очень благодарна, он оказал и продолжает оказывать огромную поддержку. Наш бизнес – на троечку. И учитывая всякие праздники, когда выходные, каникулы – без поддержки не обойтись. Мне говорят: вам, наверное, государство помогает. Я отвечаю: лишь бы не мешали. Владислав Львович собственник, он мне очень помог с арендой и даже во время пандемии устроил нам каникулы, за аренду я ничего не платила.

– Работа с детьми – сознательный выбор?

– Никогда не думала, что буду работать с детьми, всегда предпочитала взрослых и профессионалов. Меня приглашали вести мастер-классы, самое приятное для меня – делать тонкую коррекцию танца, находить нюансы, давать сложную хореографию, хотя я умею учить с нуля. Со взрослыми, да еще и с подготовкой, было интересно работать всегда, но потом я поняла, что школу на этом не вырастишь. С детьми до этого я работала как приглашенный педагог, технику подтягивала в различных коллективах. Первое время я своих детей боялась набирать, ведь это такая ответственность, страшно. Но потом поняла, что никуда от этого не деться, тем более, у меня такое прекрасное помещение. И я переняла американский опыт – комплексную программу обучения. Я считаю, что если изучать одно направление, обучение будет однобоким. И без классической основы, которая простраивает тело, никуда. Дети, которые занимаются не только современным танцем, но и классикой, сильно отличаются от тех, кто выбирает только современный танец. Небо и земля. На  собраниях я родителям говорю: стоит посещать два раза в неделю балет, два раза современный танец, ну и, опционно, еще акробатику. Акробатика нужна, чтобы вставлять трюковые элементы в танец. Хотя у нас все демократично и у каждого есть право выбора.

IMG-20240129-WA0027.jpg

– Кто у вас преподает?

– Мы начинали детскую школу с Анной Хириной, прекрасным педагогом по современному танцу, которая тогда была зав. отделением Современного танца в Колледже культуры. У детей первого набора было семь занятий в неделю, и это было интересно. Тогда мы не давали им право выбора. В результате, с таким максималистским подходом я ушла в долги. Но, в итоге, наши дети выигрывали почти все конкурсы, и я ими горжусь – они были интересными и любознательными. Из первого состава у нас Полина Бабурина, Новосибирская звезда фламенко, на ТВ выступает. 

Потом я поняла, что нужно привлекать педагогов по классическому танцу (балету), чтобы наш современный танец выглядел на сцене более профессионально. Без этого никуда.

Сначала с нами сотрудничал великолепный педагог, экс-солист Новосибирского театра оперы и балета и Театра Немировича-Данченко (Москва) – Петр Васильевич Колпаков. Сейчас технику балета детям и взрослым преподает Дмитрий Михайлович Вершинин. Он окончил Академию балета им. Вагановой по педагогике хореографии, работал репетитором с профессиональными балетными труппами, танцевал в нашем Театре оперы и балета. И он мужчина, который дает силовую классику, нужно соблюдать баланс инь и ян. Мы стараемся уделять серьезное внимание физической форме, ведь тело – наш инструмент, нет хорошей формы – нет красивого танца. Также акробатику у нас ведет замечательный тренер Николай Васильевич Сысоев, у которого более 40 лет преподавательского стажа с танцорами, гимнастами и другими спортсменами, дети его обожают. 

Все зависит от количества занятий, стабильности посещений и упорства, множишь — получаешь результат. Главной особенностью нашей школы танца «SKYDANCE» стала комплексная программа обучения, которая включает в себя современный танец, modern jazz, классический танец (балет) и акробатику. И это не набор занятий, а методически выстроенная система, где занятия дополняют друг друга. Удовольствие от занятий приходит, когда получается, вот почему я против двух раз в неделю, хотя такая опция у нас есть. Еще мы готовим детей к поступлению в профессио­нальные хореографические учебные заведения. Наши ученики являются студентами Академии балета им. Вагановой (г. Санкт-Петербург), Академии Эйфмана (г. Санкт-Петербург), Московской государственной академии хореографии, институтов и колледжей культуры по специальности «Хореография».

– Когда у вас проходит набор?

– Мы проводим набор детей и взрослых в сентябре, в первых числах. Потом тоже можно присоединиться к группе, если есть свободные места. 

Иногда открываем новые группы в течение года. Детей мы набираем с 5 лет. Есть дети, которые уже приходят с подготовкой танцевальной или из гимнастики, у них есть шанс попасть в продвинутую группу и театр танца «SKYDANCE», который успешно выступает на хорео­графических конкурсах, фестивалях и концертах, занимает первые места на российских и международных конкурсах. Также для детей и взрослых мы снимаем видео­клипы и организуем профессиональные танцевальные фотосессии. Есть дети, которые ходят не первый год стабильно, и материал у них уже очень сложный. И всегда интересно работать с теми, у кого есть потенциал. Приходите сами, приводите детей, мы открыты для всех!

Елизавета Владова


Просмотров:

Вверх