Принцип этнографа: не навреди!

Принцип этнографа: не навреди!
18 мая 2023

С 26 по 29 апреля в Новосибирске прошла LXIII (26) Российская (с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов и молодых ученых РАЭСК-2023. В этом году организаторами выступили Институт археологии и этнографии СО РАН и Гуманитарный институт НГУ при поддержке фонда «История Отечества» и фонда «Образование».

На конференцию съехалась научная молодежь из университетов и научных организаций 30 городов России, ближнего зарубежья, а также присутствовали представители Китая и Колумбии из российских университетов.

На 13 тематических секциях было заслушано 200 докладов (160 очных и 40 онлайн). Конференция открылась в Точке кипения, а работа секций продолжилась в Образовательном парке им. Олега Кошевого (Новый поселок).

Мы побывали на этнографической секции. Ребята подготовились, привезли с собой национальные костюмы, украшения, вышивку. Здесь не только читали доклады, но еще пели и играли на хомусе. Доклады отличались яркостью, самобытностью, погружением в быт и культуру разных народов. Тут и рассказы из Бурятии о прародительницах-мангадхайках, хтонических существах, полуженщинах-полуживотных, о священных местах и буддийских алтарях. Представители Якутии рассказали о современной трансформации традиционных верований и продемонстрировали якутскую вышивку кыбытыы. И конечно же, не обошли вниманием сакральные танцы – ехор и осуохай, правда, без демонстрации: маловато было места. 

В перерыве между докладами мы пообщались с заведующей секцией этнографии доктором исторических наук Ириной Октябрьской.

– Ирина Вячеславовна, что вы как руководитель можете рассказать о работе этнографической секции?

– Наша секция, по сравнению с предыдущими годами, большая, здесь присутствуют ребята со всей страны, от Москвы до Дальнего Востока. Также есть представители Казахстана.

Все доклады очень разные, но мы очень заинтересованно и даже трепетно относимся к студенческим работам (я говорю о коллегах из отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН). Они служат посылом для будущих исследований, что само по себе очень важно. И здесь важно изначально отстроить исследовательский алгоритм, фактически помочь в формировании мировоззрения исследователя. Этим нужно заниматься, поскольку в последнее время стирается грань между академической наукой и тем, что называется квазинаукой. И теперь уже не всегда люди понимают разницу между собственно научным подходом и произвольными вариациями на тему культуры, истории.

А поскольку мы работаем в очень сложном поле – жизнь народа во всем ее многообразии, в этой теме очень много сложных, актуальных, политических моментов. Здесь важно сохранять корректность, взвешенные оценки, а это требует большой эрудиции и хорошей подготовки.

Иногда приходится пояснять ребятам какие-то моменты, превращая обсуждения в пространные комментарии, компенсируя некоторое отсутствие знаний. Этнография – наука точная, и у нас, как и у медиков, существует принцип – не навреди. Мы не можем навредить, ни человеку, ни народу.

– Какие бы доклады вы выделили? На взгляд неспециалиста интересно все.

– Образовательная составляющая этой конференции очень важна, учим не только мы, но и нас. И периодически возникают совершенно неожиданные сюжеты – региональные, рожденные спонтанно из сделанных наблюдений и из погружения в свою культуру. Поэтому доклады ребят, которые приезжают из Якутии, Бурятии и других республик и областей и которые живут в своей традиции, особенно ценны.

При этом этнография становится возможна только тогда, когда возникает определенная дистанция между исследователем и материалом. Очень непросто будучи представителем той или иной культуры описывать эту культуру немножко со стороны. Такие работы особенно интересны и выделяются на общем фоне.

20230428_124608.jpg

Например, доклад девочки из старообрядческого района Республики Алтай. Девушка сама принадлежит к уймонским старообрядцам, и многое из того, что она рассказывала, даже для специалистов стало неожиданностью. Возникла идея предложить ей заняться автоэтнографией, это способ самоописания, но при погружении в культуру.

Также интересна работа, посвященная описанию домашнего буддийского алтаря у бурят. Она написана человеком, который владеет традицией очень глубоко, знает ее и способен оценить. Была совершенно зрелая профессиональная работа, посвященная шаманизму, – категориям шаманов у бурят. В этнографии ценен прежде всего полевой материал, авторский. Эта работа достоверна, потому что опирается на описание реальности, явленной этому автору в его повседневных практиках.

– Какими вы видите перспективы развития конференции?

– Эта конференция 63-я по счету, и год за годом на нее приходят все новые и новые люди. Специальности археология и этнография неисчерпаемы, археология углубляется в древность, а мы ориентируемся на живую традицию, на современность и исследовательские варианты здесь огромные. Наши коллеги из Якутии, Бурятии ориентируются на сохранение традиций в современности, Новосибирск, Барнаул, другие города России, Сибири изучают современные социальные, политические процессы. У нас много тем, сюжетов, и жизнь не прекращается, нам есть чем заниматься, и такая площадка должна быть и будет существовать и дальше, и значение этой конференции в том, чтобы сохранять эту преемственность.

Экспертами на этой конференции выступают мои коллеги, которые сами прошли через РАЭСКи лет 20–30 назад,  и это позволяет сохранить дух конференции, ее амбициозность, исследовательский драйв и, главное, творческий запал. Важно, чтобы появлялись все новые и новые поколения исследователей, которые бы для себя выбирали эту творческую платформу как форму личностного роста. Это наша профессия, и она должна воспроизводиться. В ней большой смысл, потому что без гуманитарной составляющей стабильность, в том числе общественная, невозможна. Должен существовать интеллектуальный ресурс, который обеспечит непрерывность, естественность развития.

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх