ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КРАЮ ЗЕМЛИ.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА КРАЮ ЗЕМЛИ.
27 января 2022

Не так давно прошел мало замеченным, к сожалению, двухсотлетний юбилей первой в мире антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством офицеров русского флота Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Плавание имело целью открытие Антарктического материка. Что и было исполнено. 

Участник похода П.М. Новосельский записал в дневнике (опубликовано в книге «М.П. Лазарев. Три кругосветных путешествия», М., 2019): «5 декабря (1820). Шторм во всей силе с юга. Валы поднимаются до высоты необъятной… густая пасмурность со снегом, вихрь, несущий брызги и пену, всё это смешалось в какой-то непроницаемый хаос. Если встретим теперь ледяные острова и большие льдины, тогда никакое искусство, никакие человеческие усилия нам не помогут. И, однако ж, мы остались целые и невредимые!.. Капитан Беллинсгаузен устремился к югу.»

Оба шлюпа принадлежали к военному флоту и были снабжены небольшим количеством пушек, годных лишь для обороны от «корсаров», а отнюдь не для наступательных действий в морских сражениях. Потому использовались преимущественно для исследовательских целей. Очень далеко еще было до ледокольных судов Нансена и российских флотоводцев двадцатого века. Научная любо-знательность и воля первооткрывателей Антарктиды побеждали все угрозы и опасности, отважно двигая моряков им навстречу, «на юг». Но в конечном счете, корабли, сильно потрепанные, с пробоинами покинули непроходимые ледяные поля южного материка, предоставив идущим по их следам потомкам плацдарм для борьбы и дальнейших исканий. Обо всем этом мы узнаем из дневниковых записей, сделанных современниками легендарных событий.

Что характерно: дневники Беллинсгаузена, Лазарева, того же Новосельского написаны выразительно, классическим, «пушкинским» языком. Тот же стиль, то же, казалось бы, безыскусное, а на самом деле отточенное мастерство находим и в записках нашего современника и друга Д.А. Нагорского. Сегодня читателям «Бумеранга» открывается возможность ознакомиться с интереснейшим отрывком из его дневника. Дмитрий Нагорский – участник исследовательской экспедиции в Антарктиде, и это одна из первых публикаций записок полярника в периодической печати.

О себе Дмитрий Александрович сообщает следующее, цитируем: «ведущий электроник лаборатории роста кристаллов Института геологии и минералогии СО РАН. Родился в селе Чинявино Татарского района Новосибирской области. В 1963-ем году закончил физико-математический факультет НГПИ. После работы учителем в сельской школе и службы в армии поступил на работу на магнитоионосферную станцию обсерватории «Ключи». Участвовал многократно в экспедициях на Байкал, в Среднеазиатские республики, на Камчатку, в Закарпатье. Участник 29-ой Антарктической экспедиции (1984 – 1985). Написал и издал несколько книг воспоминаний. Принимаю участие в работе Новосибирского регионального Пушкинского общества, клубов Дома учёных СО РАН «Горизонты», «Литературная мастерская». Увлекаюсь фотографией».

Остается добавить: яркие, содержательные выступления Дмитрия Нагорского в разных аудиториях, снабженные эксклюзивным иллюстративным материалом, воспринимаются легко и запоминаются надолго.

Борис Тучин

Дневник исследователя Антарктиды Дмитрия Нагорского

27.02.1984 г. Изменили курс. Идем на станцию «Беллинсгаузен». «Готский» застрял во льдах. Шторм усилился, ночью спать практически не пришлось. Все выходы на палубу сегодня задраены на металлические двери, выходить категорически запрещено. Падают кресла, стулья. Самое сложное в столовой. Первое блюдо выливается из тарелок, если даже наливают немного, приходится держать стаканы и тарелки, хотя на стол кладутся мокрые полотенца. Качку переношу неплохо, никаких особых неприятнос-тей не ощущаю, а вообще самочувствие среднее. Очень жаль, что нельзя выходить на палубу, хотелось посмотреть на разбушевавшуюся стихию. 

6_1.jpg

02.03.1984 г. Подошли к станции Беллинсгаузен утром в лучах раннего солнца, пробивающихся сквозь пелену тумана. Стали вырисовываться очертания континента. Зрелище не сравнимое с тем, что я видел раньше. Теплоход зашел в небольшую бухту. С одной стороны, которую подпирают отвесные скалы, чуть дальше к выходу в открытый океан просматриваются снежные поля, отвесно обрывающиеся в море. В некоторых местах за снежным массивом выступают скалы. Прямо по курсу корабля начинается пологий берег, постепенно переходящий в ряд холмистых вершин. И скалы, и сопки то скрывались, то открывались в густом тумане. На пологом берегу расположена станция и чуть в стороне – нефтебаза. Здесь мы и должны заправиться топливом. Но залив очень мелкий, и поэтому теплоход стал на якорь более чем в пятистах метрах от берега. На корабль протянули рукав для подачи солярки.

 Рядом с нашей расположена чилийская станция. Недалеко от берега на якоре стоит большая яхта. Вокруг совершенно безжизненная земля. Хорошо, что мы не сразу за-
шли на свою станцию, а проходим как бы акклиматизацию. 

Сейчас уже вечер. Подана команда: всем, кто приезжал на судно с берега, просьба покинуть корабль. Я пошел посмотреть на лица людей, покидающих родную «землю», на лица людей, которые увидят снова белоснежный корабль только через год. Они возбуждены, растроганы. Спустившись по трапу в мотобот, долго-долго, пока не скрылись в темноте, машут руками. И теперь только вдали виднелось продолговатое тело лодки, да огоньки сигарет. В общем, я кажется уже почувствовал то состояние, которое буду ощущать, покидая корабль.

07.08.1984 г. Кончилось наше путешествие на пассажирском теплоходе «Байкал», а вскоре закончится окончательно плавание. Грузовой корабль ледового класса «Готский» стоит у борта нашего судна. Погода очень спокойная, стыковка прошла быстро и удачно. Ждем команду перебраться на новую посудину. Условия там будут не такие комфортные, потому что каюты рассчитаны только на команду корабля. Температура -8°. Тихо. Кругом ледяные поля из припайного льда.
Сегодня ровно месяц, как мы отправились из Ленинграда, а из дома – два месяца. Постепенно ощущение острой тоски размывается, затушевывается. Возможно, это не только из-за времени, как такового, а от неотвратимости, невозможности приблизить встречу. 

Продолжаю запись уже на другом теплоходе. За все время нашего плавания самый грустный день. Рушится что-то уже устоявшееся и ставшее привычным. Но самое главное, что «Байкал» с небольшими остановками у станций Молодежная и Мирный уходит домой. После комфортабельного теплохода сейчас мы расположились в трюмном отделении человек на тридцать. Из нестроганых досок сколочены нары, на которых старые матрасы, неподдающиеся определению их свежести – вот и весь сервис. 

Картина, открывающаяся с палубы корабля, потрясающая и в то же время загадочно-пугающая. С одной стороны (северной) идут сплошные ледяные поля из мелкой шуги и огромных айсбергов, а с южной стороны просматривается материк. И если к айсбергам мы уже привыкли, то отвесная сплошная стена, опускающаяся в океан, загадочная и невероятно опасная. От этой стены откалываются айсберги и уходят в плавание. Что там дальше – ничего не видно, кроме белой полоски снега. Вот за эту полоску нам и предстоит высадиться. 

08.03.1984 г. Скоро сутки, как мы на новом судне. Как быстро может человек приспособиться к новым условиям. Больше двух часов гулял на верхней палубе. Ветер просто неистовствовал. На открытом пространстве, пожалуй, невозможно было бы устоять на ногах. Гудит и свистит все кругом. Залпы снежных зарядов с такой силой бросает в лицо, что невольно отбрасывает назад. Но море спокойно. Оно полностью покрыто шугой, прошлогодним льдом и айсбергами. Они вырисовываются в снежной мгле загадочными замками. Некоторые из них имеют причудливую форму – либо в виде остроконечных средневековых замков с большими гротами и трещинами. Некоторые из них имеют вид мощных ледовых пней диаметром до 150-ти метров. Шуга представляет из себя вид больших ледяных цветов. Иногда на пути встречаются мощные прошлогодние льды, которые теплоход старается обходить. Но если этот маневр не удается, то он с разбега разбивает их. Ночью несколько раз судно содрогалось от мощных ударов. Сейчас, днем, видимость лучше и таких столкновений меньше. А с айсбергами от столкновения предупреждают локаторы и дежурный матрос на носу корабля, который дополнительно следит за тем, что находится впереди.

10.03.1984 г. Сейчас уже поздняя ночь. Теплоход остановлен, вероятно, уже недалеко место выгрузки. Два дня шли в сплошных льдах. Ветер все время сильный, до 20 м/сек. со снегом. Там, где попадаются пространства без льда, волнение до шести баллов. На льдинах сначала попадались отдельные пингвины и тюлени, а сегодня к вечеру видели колонию более сотни императорских пингвинов. Они сначала внимательно рассматривают теплоход, а потом, когда он подходит близко, начинают пугливо бегать, неуклюже поворачиваются, чтобы оценить обстановку, ищут просвет во льдах и ныряют. Тюлени лежат неподвижно, пока не начинает, под действием теплохода, двигаться льдина, тогда они волнуются, разевают пасть и принимают позу обороняющихся. Есть и птицы, которые в такой шторм свободно летают и добывают себе пропитание. Получил сегодня первую телеграмму. 

12.03.1984 г. Станция Новолазаревская. То место, к которому двигался больше двух месяцев, у меня перед глазами. 

Теплоход наш застрял во льдах, и первая партия полярников перебралась на станцию вертолетом. Мы покинули судно с вертолетной площадки, поднялись в воздух, посмотрели на сиротливо стоящий в наклонном состоянии корабль и двинулись на станцию. Вокруг белое безмолвие. Кроме торосов и огромных глыб-айсбергов, вмерзших в лед, ничего не видно. При подлете к припаю показалась открытая вода. Край барьера ограничен четкой линией отвесной стены из снега и льда. Впереди маячили заснеженные горы. 

Через час мы уже на станции. На самой станции снега нет. Каменистый рыжий грунт. Место для работы и быта нормальное. Познакомился с магнитологом и теми ребятами из нашей экспедиции, которые находятся здесь с ноября. До сих пор не укладывается в голове, что нахожусь на краю Земли. Для работы есть небольшая мастерская, жилая комната, сопряженная с комнатой, где стоят приборы. Фотолаборатория и павильоны в пятидесяти метрах от здания. 

22.03.1984 г. 10 дней не делал записи. 10 дней – это и много, и мало. Мало из тех четырехсот дней, что буду вдали от дома, и много в виду огромного количества впечатлений, которые испытал за это время. И количества различных дел. Последний вертолет ушел 5 дней назад. Сделав на большом вираже прощальный круг над станцией, он взял курс к припаю, к теплоходу «Готский». Теперь до следующего марта. Грустно расставаться. Когда он прилетал с грузами, с людьми, то существовала какая-то связь с кораблем, а значит с родной землей, с домом. Теперь эта нить оборвалась, и появилось щемящее чувство тоски. С этого момента совершенно нереально что-то изменить в своей жизни. 

Время года сейчас великолепное. Бабье лето. Хотя население здесь только мужское. Вот такой парадокс. По местным меркам это редчайшая погода. В отдельные часы бывает так тихо, что не шелохнется воздух, и дым от костров при сжигании мусора поднимается высоко в небо. И хотя температура 12°-14° мороза, на улице очень тепло. На территории станции снега нет – камни да песок. А ночью яркая луна и незнакомые звезды. Кроме нашего «пятачка», где находится станция, везде, куда не посмотришь, многометровый слой обледеневшего снега.

03.04.1984г. Прошел месяц как мы увидели Антарктиду и побывали на станции Беллинсгаузен. Но тогда, наверное, было больше впечатлений и свободного времени, поэтому чаще обращался к дневнику.

К первому апреля станция собралась полным составом. Пришел санно-тракторный поезд с барьера. Почти полмесяца добирались они до станции (около 80 км). Несколько дней стояли из-за пурги, много трещин и промоин во льду. Последние два дня мы со станции видели их в 8-9 км, которые они преодолевали два дня. Оставили в пути один тягач, три емкости с солярой и одни сани с продуктами. Когда дует крепкий ветер, то ночью спится очень тревожно, потому что стоит сплошной шум и гул, потрескивают швы конструкции дома, стучит крыша, шумит ветер и бьет в окна.

Сделал уже первые посадки семян. Взошел горох, фасоль, помидоры, огурцы. Но все это, наверное, погибнет. Скоро полярная ночь, и свет будет только электрический. Много посадил лука. Из старых посадок растет виноград, лимон, огурцы, помидоры (сейчас есть красные), перец и цветы.

Вокруг станции много озер. Вода в них очень светлая, и через толщу льда хорошо видно дно. Несколько дней мы ходили утеплять водозабор с помощью снежных блоков. Снег можно пилить только ножовкой, лопата в него не лезет. Ходил много по территории старой станции. Заходил во все дома, которые хорошо сохранились. Грустно. При виде таких заброшенных изб мне всегда грустно. Ведь когда-то в этих стенах кипела жизнь, было веселье и радость, были тягостные и скучные минуты. Территория станции очень захламлена. Сотни железных бочек, банок, бутылок, досок и прочего хламья.

***** 

Сегодня занимались разгрузкой продуктов. Сани, которые были оставлены недалеко от станции притащили, и сейчас распределяем по складам. В этих санях в основном мясо и рыба. Мясо и в виде полуфабрикатов и целых туш, языки, печень, почки, в общем все внутренности. Есть баранина, телятина, говядина, свинина. Рыба мороженная и соленая. Есть даже осетр. Есть свежемороженые куры, утки, индейки.

6_2.jpg

Обеды повара готовят таковы, что в ином ресторане не найти. Сейчас каждый день фрукты, бывают салаты и винегреты. А мясные блюда просто чудо. А какой был праздничный стол на открытие станции первого апреля. Белые скатерти, бутылки шампанского, вино, водка, красная рыба и прочее и прочее, т.е. то, чего мы дома и не пробовали. Много пели, веселились. В тот вечер я чувствовал себя очень хорошо. 

19.04.1984 г. День сегодня ничем не отмечен. Жизнь на станции входит в спокойное русло. Третий день дует сильный ветер. 17-го пошел первый снег с сильным ветром – порывы до 32м/сек. В моей комнате стоит такой шум, что разговаривать нужно очень громко, чтобы услышать друг друга. Пол и стены так трясутся, что создается впечатление движущегося поезда. Писать или что – то чертить сложно. Следов от метели почти не осталось, весь снег унесло дальше. Снова одни голые камни. А ветер по – прежнему сильный, около 20м/сек. Двигаться при таком ветре не просто. А так как он с порывами, то бросает из стороны в сторону. 

 Сейчас нужно готовить газету к первому мая, а завтра субботник.

 06.05.1985г. Целый день плотно занят, и только вечером у меня собираются ребята попить чай, и тогда отвлекаюсь от работы.

 18.05.1984г. День обычный, как многие десятки других дней. Хочу написать немного о погоде. Солнце показывается приблизительно на час и в отличии от Северного полушария оно движется не по часовой стрелке, а против. Луна светит почти круглые сутки и дает такой яркий свет, что ни чувствуется полярной ночи. В конце мая солнце полностью скроется за горизонт и до конца июля. Полярных сияний нет уже дней 20. Сейчас на станции нас осталось на 10 человек меньше. Часть ребят уехали на аэродром, часть на барьер за топливом. Кроме утренней зарядки стал по вечерам ходить в течение часа. 

 Мои помидоры, что я посеял, как приехал, поднялись не более чем на 1.5см. и почти все погибли. 

 22.05.1984г. Температура -7гр. Сегодня закончил с утеплением вариационного павильона, завтра переключаюсь на абсолютный. Самочувствие хорошее. Появляется свободное время – начинаю читать книги. 

 23.05.1984г. Не перестаю удивляться погодой. Ночью, когда менял ленты, было тихо и безоблачно при температуре около 2-3 градусов мороза.

 26.05.1984г. В комнате сегодня 11 градусов. На улице тихо, значит не работают ветряки и отопление идет только от дизелей, а этой мощности не хватает. Прошел сегодня 7км. Я проложил трассу, промерив ее с помощью сажени. Замерил круг и теперь по этому кругу хожу. 

 29.05.1984г. Пришел поход с барьера. По пути они заходили на индийскую станцию. Ночевали у них. Приехали ребята с аэродрома в баню, так, что теперь нас снова много. Завтра баня и небольшой праздник – чествование именинников у кого в этом месяце был день рождения. Такова традиция.

 30.05.1984г. День светлый и поэтому более веселый, хотя светлого времени совсем немного. А заря просто великолепная. От темно - алого до светло – малинового и немного даже фиолетового заполнен светом весь небосклон. Идет отражение от ледника и хотя заметно по интенсивности свечения, где находится закат, но светится весь горизонт. Полный штиль, дымок от дизельной идет высоко вертикально вверх. Такая тишина уже пять дней подряд. К вечеру подморозило градусов до 20-25.

 Вечера стали проходить скучнее, без песен и плясок. Самый веселый прошел в первый раз.

 02.06.1984г. Новые дни не принесли ничего нового ни в погоду, ни в мое состояние. По – прежнему тихо и прохладно 22-30гр. Красивейшие «восходы – закаты». К ночи подул ветер. После ужина еще не выходил на улицу, не знаю, насколько там холодно. Через 15 минут пойду менять ленты. 

 05.06.1984г. Погода сегодня серенькая. Когда часа в четыре пошел гулять, взошла луна на юге, но в отличие от северного полушария, серпик повернут в другую сторону.
 Работы в этом месяце будет значительно больше чем в предыдущем, кроме занятий по программе, ничем другим не придется заниматься. 

 08.06.1984г. Пять месяцев начал делать записи. Тогда это было, как сон, а реальность, вот здесь среди серых камней и высокой стены ледяного барьера в 100 метрах от дома. Настроение нормальное. 

10.06.1984г. Сегодня банный день. Вот здесь я с удовольствием хожу в баню. Во – первых, можно выбрать такое время, в которое в ней будет находиться 1-2 посетителя. Во – вторых все сделано из дерева, хорошая парная, просторная раздевалка, есть душ. 

Немного статистики. Это уже 9 баня. Через два дня 3 месяца пребывания на станции и 5 как уехал из дома. Пройдено по антарктической земле 120 км. Чувствую себя неплохо, но хорошо тоже нельзя сказать. Сегодня снова уехал санный поезд на барьер за топливом. Температура -14гр. слабый ветерок.

 15.06.1984г. Впервые пошел сегодня тихий снег. Ветра нет, и вся земля начала укутываться белым покрывалом. Снежинки маленькие и при падении на землю не кружатся в воздухе. Если завтра и последующие дни не будет ветра, то может быть и останется снег лежать до весны. Сейчас пришел с 1.5 часовой прогулки, чувствую себя хорошо. Прошел 7 километров. 

16.06.1984г. День был самый ветреный за последний месяц. Это я почувствовал на прогулке – 25-30м/сек. Приглашал ребят с немецкой станции. Вечер прошел хорошо. При небольшом количестве спиртного много пели, шутили, посидели часов до двух ночи. Но на полчаса мне пришлось сходить на смену лент. 

 25.06.1984г. Несколько суток метель, но не очень сильная. Один день ветер доходил до 25м/сек, а в остальные потише. Температура -14-17гр. 

6_3.jpg

 События прошли важные. Прошла самая глубокая ночь. 22-го проходил праздник – «Средина зимовки». Конечно, это не половина, но теперь с каждым днем, пусть вначале медленно, но будет увеличиваться светлая часть дня. Сменил режим дня. Работаю до 3-5 ночи, а потом до обеда сплю – вроде получается. Отправил домой телеграмму. 

 26.06.1984г. Чувствуется наступление зимы. Метель не прекращается и настойчиво старается прикрыть землю белым полотном. Во многих местах это удается и ландшафт меняется на зимний. Хотя если постоянно не будет подсыпать, то все унесет к морю.

Настроение какое – то тревожное, поэтому и послал телеграмму домой. Все ли у них в порядке. Самочувствие среднее – сегодня прошел 9км., усталости почти не чувствую, хотя трасса тяжелая, много одежды и ветер.

 28.06.1984г. Ночь. Три часа. за окном бушует метель. Заряды снега бьют в окно, колышется, трещит, стучит потолок, трясутся стены. Но в комнате тепло и уютно. Сегодня, когда гулял, пробовал ходить без маски против ветра – очень трудно. Лицо выдерживает несколько секунд, больно бьют снежинки.

 По – прежнему тревожное состояние- жду телеграмму. Посмотрел на календарь, прожито 108 дней, осталось не более 260. 

 01.07.1984г Метель. С небольшими перерывами на несколько часов, пурга продолжается 10 дней. Сейчас идет уже просто низовая метель, но ветер очень сильный и слой снежного вихря 5-10 метров, но звезды просматриваются. Плохо, что нет телеграммы. 

04.07.1984. Сейчас пятый час ночи, а дома первый час дня. Тепло и солнечно. А у нас настоящий ураган. Самая сильная буря за все пребывание на станции. Когда я менял ленты, то приходилось с разбега преодолевать небольшой участок пути около дома, чтобы ухватиться за веревочный леер, который у меня протянут к павильонам. Сейчас судя по громыханию потолка и трясущихся стен ветер не ослаб, а может быть еще и добавил. Завтра метеорологи скажут о силе ветра, но по ощущению не менее 40м/сек. Часов в 5 дня было немного спокойнее и я прошел 3 километра. В виду сильного ветра, ветряки остановлены и в комнате прохладно, да и сон будет тревожный – слишком шумно. 

Но есть и радостное сообщение. Пришла телеграмма из дома. Когда хожу на прогулке, то все время думы о доме, о возвращении, о радости встречи и счастье быть в кругу родных. Прошлый год меня преследовала мысль, как будет проходить зимовка в Антарктиде, а здесь все о доме. Всем здесь не легко, и у всех одно – побыстрее домой. Много приходится заниматься работой по программе, приходится много уделять времени устройству и удобства быта, приходится чинить сапоги и валенки, чинить носки и брюки, ремонтировать радиоаппаратуру и бытовую технику т.д. Кино смотрел один раз (хотя его демонстрируют каждый день), прочитал две книги. На июль все время распланировано, а сколько еще дел появится вне плана. 

 05.07.1984г. Буря утихла сегодня ночью, значит завтра, если не будет туч можно посмотреть, насколько прибавился световой день. Теперь, может быть, перейду снова на обычный режим дня, что – то у меня и с этим режимом не получается, как – то распыляюсь и мало что удается сделать. 

 06.07.1984г. Сегодняшний день после бури кажется праздничным. Дома я всегда ждал того момента, когда в природе будут проходить какие – нибудь мощные атмосферные явления – это меня возбуждало и радовало, а вот от этой бури у меня было гнетущее состояние. Может быть слишком продолжительной была метель. Сегодня полнейший штиль, и если в какой – то момент потянет ветерком, то с запада. Такое направление ветра впервые. Здесь дуют восточные, или юга – восточные ветры. Чувствую себя хорошо. 

 08.07.1984г. Вот сегодня уже поистине антарктический день. Холодно. Температура -25гр. и ветер до 20-25м/сек. Открытое лицо не выдерживает и 10 сек – происходит обморожение. Полдня работал на станции ГДР. Завтра снова идти туда.

10.07.1984г. 2 часа ночи. Сегодня вечером погода в течение часа изменилась от штиля до ураганного ветра, но ветер относительно теплый. А день был теплый, приятный, хотя и пасмурный – немного как – то повеяло весной. День прошёл незаметно, был занят на станции ГДР. Завтра снова пойду, если позволит ветер. Приехали с аэродрома ребята, там у них метет гораздо сильнее, и отходить от домиков на 10-15 метров уже опасно, можно и потеряться. Готовится поход на барьер, а сегодня баня. 

11-12.07.1984г. Ночь. Тишина. Огромная и очень яркая луна чуть ли не в зените. Когда я ходил утром к немцам в 9 часов, она всходила, где – то на юге, а может быль и не заходила совсем. А сейчас забралась на самую макушку. 

13.09.1984г. Чувствую себя неважно. Думаю, что последние два дня давал сильные нагрузки. Температура на улице 35гр., прошел сегодня 9 км.

 15.07.1984г. День нехороший. А вот погода великолепная. Четыре дня стоит штиль. Луна в обед на юге и мощная красивейшая заря на севере. Днем уже очень светло и зарю можно устойчиво просматривать до 16 часов. Не более, чем через две недели появится солнце. Все ждут этого момента с нетерпением. 

 16.07.1984г. Немного статистики. 195 дней, как покинул дом, 126 дней на станции, два месяца, как начал ходить на прогулки – прошел 400км. Пропустил один день. Самый холодный день -35гр., самый сильный ветер 35-37м/сек.

17.07.1984г. Дома у нас уже пошли на обед. Ребятишки убежали на море купаться, или поехали на дневном автобусе в Ключи. А у меня ничего нового. Работа, работа и работа. 

Сегодня почти после недельного затишья, подул ветер, но не очень сильно. Какая, интересно, будет вторая половина зимы. Первая была не очень суровая. 

 19.07.1984г. После ужина немного поиграл в настольный теннис. По разговорам ребят, чувствуется, что всем уже надоела зимовка, все разговоры идут о том времени, когда прилетит первый самолет с почтой, разговоры об окончании полярной ночи и прочее. Кто – то в ноябре отправится домой, но это 1-2 человека, много разговора о подготовке ледового аэродрома и возможности посадки на него тяжелого самолета. 

 22.07.1984г. Дует сильный ветер, очень сильный, целый день и ночь. Жесткий, холодный. Сильный ветер для меня всегда желанный, становится неприятным и тяжелым, гнетущим. Слишком часто и продолжительно его действие. Сегодня прошел только 3,5км. 

Что – то вот сейчас резко поднялось настроение, стало очень хорошо и приятно. Такого состояния я здесь что – то не припомню. И даже это меня уже настораживает. 

 25.07.1984г. Вновь начинаются красивейшие восходы – закаты. Все небо расцвечено красками от ярко желтого до фиолетового на противоположной стороне от того места, где должно быть солнце. Сегодня наблюдая восход увидел, что солнце поднялось над горизонтом на полный диск. День великолепный и хорошее настроение. Решил вернуться к нормальному режиму, т.е. вставать в 7.30, а то получается, что большую часть светлого времени уходит на сон. Сегодня целый день хозяйственные работы, таскал фанеру, занимался стиркой.

 26.07.1984г. Прошедший день снова был чудесный. Это я пишу про 25 августа. А сейчас могу написать, что и 26 тоже очень хороший. Тихо, тепло, (около 16-18гр) и солнечно. Солнце держится уже больше часа, а заря с 6часов утра до 16.30.

 На окне моем расцвели огурцы, но пока что пустоцветы. Прошлогодние помидоры плодоносят, но мало. Сейчас висит всего одна желтая. 
 

Просмотров:

Вверх