ПО СЛЕДАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. 30 ЛЕТ СПУСТЯ

ПО СЛЕДАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. 30 ЛЕТ СПУСТЯ
14 октября 2021

В первый день ноября исполняется 80 лет со дня рождения известного археолога, историка, исследователя этнокультурного мира древности и средневековья Северной, Восточной и Центральной Азии, зав. сектором, ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, доктора исторических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, Почетного работника науки и техники России Виталия Егоровича Медведева. Мы постараемся в ближайших номерах сделать с ним юбилейное интервью, а пока предлагаем вашему вниманию фрагменты его очерка об участии в Международной морской экспедиции, проводившейся 30 лет назад в странах Юго-Восточной и Восточной Азии.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Событие, о котором здесь коротко рассказывается, началось в Италии, в Венеции 23 октября 1990 г. На «Фульке-Эль-Саламахе» («Корабле мира»), яхте, принадлежащей султану Омана, отправилась международная морская экспедиция. Она была организована ЮНЕСКО в рамках начавшегося в 1988 г. «десятилетия культуры».

В программе «десятилетия», кроме прочего, был запланирован большой проект, получивший название «Всеобъемлющее изучение «Шелковых путей» – путей диалога». Проект был призван показать своеобразие развития многих народов через изучение их культурного наследия и таким образом внести вклад в обогащение и сохранение этого наследия. Важная цель проекта, включающего несколько экспедиций, его стержневой девиз – через сотрудничество в интеллектуальной сфере укреплять взаимопонимание между людьми разных стран, на основе прошлых исторических связей развивать новые. (Надо согласиться, это весьма актуально и в наши дни).

Маршрут морской экспедиции, прошедшей в рамках проекта, составил около 30 тысяч километров. Завершился он почти через четыре с половиной месяца в Японии, в порту г. Осаки в марте 1991 г. За время путешествия в экспедиции приняли участие 90 ученых различных специальностей из 25 стран, делегированных от всех континентов, кроме Антарктиды. Ими, а также исследователями из тех стран, которые посетил «Корабль мира» (16 стран Европы, Африки, Азии и других стран), в ходе работы 19 симпозиумов сделано 273 научных доклада. При переходе из одного порта в другой на судне проведено около 200 семинаров и дискуссий. Участники экспедиции посетили около 150 национальных музеев, известных исторических, архитектурных и археологических памятников, христианских соборов, мусульманских мечетей и мазаров, индуистских, буддийских и синтоистских храмов, ознакомились с работой многих университетов, научных и культурных центров. Расходы на необходимое обес-
печение участников экспедиции (питание, гостиницы, транспорт) принял на себя организатор – ЮНЕСКО.

Несомненно, «Шелковый путь» – явление во всемирной истории далеко не рядовое. Его роль в развитии торговых и культурных контактов между цивилизациями Востока и Запада была исключительно важной, и поэтому не случайно высоко оценивается исследователями, специально занимающимися изучением данной проблемы. Под таким историческим феноменом как «Шелковый путь» в широком его понимании подразумеваются, конечно же, не только шелковые ткани и изделия из них, но гораздо более масштабное. Он вобрал в себя накопленный багаж знаний, идей, взглядов и мироощущений различных обществ и послужил средством их взаимного материального и духовного обогащения. Словом, «Шелковый путь» – это своего рода «ускоритель» сближения культур, существовавшего уже в древности и впоследствии усилившегося.

Шелководство зародилось в Китае. Уже в III тыс. до н. э. там получали шелковичные коконы, служившие сырьем для изготовления шелка. Родиной шелка считается г. Сучжоу, расположенный в восточной части Китая. В сунскую династию (X–XII вв.) этот город становится признанным центром по производству шелка. При династиях Мин (XIV–XVII вв.) и Цин (1644–1911 гг.) это ремесло достигает расцвета. 

«Великий Шелковый путь» был открыт, как принято считать, во II в. до н. э. в результате путешествий государственного деятеля и ученого Чжан Цяня. Особенно большого развития торговые, дипломатические и культурные связи по «Шелковому пути» достигли на рубеже I–II вв., когда из Китая и в Китай ежегодно отправлялись многие посольства, сопровождаемые многочисленными торговыми караванами.

Уместно вспомнить, что шелк, первые партии которого достигли Европы более двух тысяч лет назад, сразу ставший атрибутом и признаком роскоши, ценился древними еще и за его превосходные качества с точки зрения гигиеничности. В сшитой из шелковой ткани одежде никогда не появляются кровососущие паразиты человека.

Роль морского «Шелкового пути» была отнюдь не меньшей, чем сухопутного. Морской «Шелковый путь» на протяжении многих веков служил мостом между отстоящими на тысячи километров странами. Ему принадлежит выдающееся место в развитии экономических, культурных и политических связей Китая и других стран Востока с остальным миром.

МОРСКОЙ МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ. БАНГКОК

Маршрут экспедиции на «Корабле мира» был разделен на четыре этапа, на каждом из которых происходила смена большей части ее участников: 1) Европейско-Африканско-Западно-Азиатский, 2) Юго-Западный Азиатский, 3) Южно-Азиатский и 4) Юго-Восточный и Восточно-Азиатский.

Последний, четвертый этап пролегал по трем морям – Южно-Китайскому, Восточно-Китайскому и Внут-реннему Японскому и двум проливам – Тайваньскому и Корейскому (с посещением экспедицией Брунея, Филиппин, Китая, Республики Корея) и оканчивался, как уже говорилось, в Осаке. Автор этих строк принимал участие на заключительном этапе экспедиции, вел постоянные дневниковые записи и был, к сожалению, единственным представителем России (тогда еще СССР).

20 января 1991 г. после семнадцати часов полета из Москвы с посадками в Ташкенте, Карачи и Дели мы, пассажиры нашего, очень вместительного,«ИЛ-86»― в аэропорту Донг-Мыонг г. Бангкока. Прибыв в гостиницу, узнал, что два дня посвящены конференции, которая называется «Древние торговые и культурные связи в Юго-Восточной Азии», после чего экспедиция отправляется в Бруней. Содержание докладов ― в строгом соответствии с рассматриваемой на конференции проблемой. Археолог из Лондона Я. Гловер прочитал доклад на тему «Археологические данные о ранней торговле между Индией и Юго-Восточной Азией». Исследователь из Индии X. Прабха Рэй доложил о ранней трансконтинентальной торговле в Южной и Юго-Восточной Азии. Доклад о торговле стеклянной посудой в Юго-Восточной Азии прочитал китайский ученый Цзя Яо.

Бангкок известен с XVI в., а в 1782 г. он становится столицей Таиланда. В городе наряду с современными зданиями сохранилось много старинных строений. В окрестностях города мы осмотрели некоторые буддийские храмы и музеи. Побывали на месте бывшего поселения и на небольшом кладбище португальцев, приплывших на землю тайцев одними из первых европейцев.

23 января. Разместились на «Корабле мира». Судно шириной около 30 и длиной 110 м. Построено в 1987 г. в Бремене, оснащено всем необходимым. Капитан и его помощники из Британии, остальная команда почти вся из Омана.

В конференц-зале объявлен первый сбор участников экспедиции. Здесь же ее руководитель со своим секретарем и помощником, капитан «Фулька», врач, представители прессы. Всего на «Корабле мира» около 40 исследователей-историков, археологов, этнологов, культурологов, искусствоведов из Франции, Италии, Португалии, Греции, Турции, Пакистана, Индии, Шри-Ланки, Малайзии, Индонезии, Таиланда, Брунея, Китая, Республики Корея, Японии и других стран.

Вечером после ужина ― первый семинар: обсуждали итоги пребывания в Таиланде, шел обмен мнениями о характерных чертах его культуры, специфике развития.

Карта.jpg

Маршрут Международной морской экспедиции «Великий шелковый путь»(1990 – 1991 гг.).

БРУНЕЙ

Расстояние до султаната Брунея с каждым часом уменьшается. Официальное название этого государства ― Негара Бруней Дарус-Салам, что в переводе с малайского языка: Духовно Благоденствующее Государство Бруней (или Брунейское Государство ― Обитель духовного мира). Столица -- город Бандар–Сери–Бегаван. Бруней занимает выгодное географическое и стратегическое положение на перекрестке водных и воздушных путей, которые связывают Европу и Азию с Австралией, а Америку ― с Азией и Европой. Площадь страны около 6 тыс. км2.

Нынешний Бруней ― осколок некогда могущественного государства, простиравшего свою власть на значительную часть третьего по величине острова земного шара ― Калимантана и на некоторые южные острова Филиппинского архипелага. Первые упоминания о раннебрунейском государстве известны из китайских хроник первой половины VIв.н. э. В XV в. страна была исламизирована. Наивысшего расцвета Брунейский султанат достиг в XVI в., когда его власть распространялась на многие соседние районы. Небезынтересно вспомнить, что в 1521 г. в порт Бруней ― столицу султаната вошли корабли Магеллана, совершавшие кругосветное плавание. Капитана уже не было в живых, но команда, проведя некоторое время в городе, была поражена богатством открывшейся им страны. Позже в Брунее наступил период упадка, у его берегов создаются базы пиратов. Эта страна, длительное время бывшая английской колонией, в 1984 г. стала политически суверенной и независимой.

В Национальном Музее Брунея организована выставка «Влияние «Шелкового пути» на историю и культуру Брунея». Два этажа огромного современного здания заполнены различными экспонатами, отражающими многовековые связи этой страны с соседями. Мое внимание особенно привлекла китайская керамика, привезенная сюда в конце I ― начале II тыс. н. э. Это сосуды с так называемым штампованным геометрическим узором, в том числе утварь дольчатой формы, а также крышки для сосудов, хорошо известные в археологии российского Амура и Приморья.

В университете Брунея была проведена конференция под названием «Результаты влияния морского пути на культуру Брунея». Первым сделал доклад местный исследователь А. Дамит, показавший роль Брунея на морском «Шелковом пути». Из числа других докладчиков выделил бы японского ученого Т. Мисуги, который рассказал о распространении китайского фарфора вдоль морского пути. Заметное место заняла дискуссия по затронутым в докладах проблемам. На заседаниях конференции присутствовали сотни студентов, сотрудники музеев, министерств, служители культовых заведений.

МАНИЛА

3 февраля. В лучах утреннего солнца Манила, расположенная в просторной бухте о. Лусон, открылась одноцветным серым массивом строений с островками зелени.

Одним из первых мест, которое показали нам хозяева города, был построенный в 1969 г. Культурный центр, включающий в себя, наряду с концертным и другими залами, картинную галерею, этнологический музей и музей истории Филиппин. В последнем имеются любопытные исторические сцены, выполненные из уменьшенных скульптурных изображений людей, зданий, животных и проч. В 50-ти экспозициях воспроизведена история Филиппин от эпохи палеолита до современности.

Посетили Национальный музей Филиппин, в котором заглавное место отведено истории судостроения и мореходства в этой стране. Два с лишним дня были заняты конференцией «Манила ― ворота в транстихоокеанской торговле». В докладах, прочитанных филиппинскими археологами и историками, а также исследователями из Вьетнама, Гонконга, Италии, Малайзии, Турции, Китая и других стран, были проанализированы ранее известные источники и привлечены новые сведения по этой важной для огромного региона проблеме.

В последний день пребывания в Маниле участников экспедиции приняла в своей официальной резиденции президент страны К. Акино.

Фото 2.jpg

Терпящее бедствие судно китайских рыбаков.

Происшествие в море

8 февраля. После семинара перед обедом поднялся на палубу. Судно второй день следует из Манилы в северо-западном направлении, курс ― на китайский город Гуанчжоу. Море как будто спокойное, но на судне чувствуется качка. Слева за бортом, показалась стая крупных рыб (длина не менее 1,5 м). Некоторые из них выскакивали из воды, сопровождение продолжалось метров 200, затем рыбы исчезли.

Обед подходил к концу, как вдруг я почувствовал, что «Фульк» притормозил и даже остановился. Через минуту выяснилось, что так и есть на самом деле. Все забеспокоились: что за причина остановки? Оказывается, слева по курсу примерно в полукилометре на небольшом ветхом деревянном суденышке с парусами, от которых осталось одно название, люди в состоянии безысходности просили о помощи. Матросы «Фулька» во главе с помощником капитана на мощном спасательном боте профессионально справились с заданием по спасению незадачливых мореходов. Выяснилось, что на суденышке было 9 китайских рыбаков. В штормовую погоду их унесло почти на 600 км от берегов Китая и они 8 суток находились во власти стихии. Вырученные из беды рыбаки, находившиеся без средств к существованию в полузатопленной посудине, и уже приготовившиеся к самому худшему, не знали, как и благодарить своих спасателей. (Спустя неделю, когда экспедиционный корабль подходил к причалу порта г. Цюаньчжоу, спасенные рыбаки со своими семьями встречали его с огромными благодарственными плакатами).

ГУАНЧЖОУ И ЦЮАНЬЧЖОУ

9 февраля. Прибыли в Гуанчжоу (Кантон) ― административный центр провинции Гуандун, один из крупнейших портовых городов Китая, известный с III в. до н. э.

Вторая половина дня ушла на знакомство с богатыми экспозициями исторического музея провинции Гуандун. Состоялась конференция «Гуанчжоу и морской маршрут «Шелкового пути». В докладах исследователей многих стран рассмотрены различные аспекты торговых и культурных связей этого города со странами Азии и Европы в древности и средневековье.Хозяева города показали фабрику по изготовлению шелковых тканей, художественную мастерскую по производству керамики и другое.

Два дня шли вдоль побережья Китая по направлению в Цюаньчжоу.

15 февраля. «Корабль мира» пристал к причалу порта Хоучжу г. Цюаньчжоу (провинция Фуцзянь). Моросил мелкий дождь, однако встречающих, пожалуй, как никогда много. Одних только школьников с цветами, флажками, бумажными и матерчатыми драконами, бутафорскими копьями и топорами, барабанами и другими инструментами более тысячи.

Цюаньчжоу принято считать главными восточными «воротами» морского «Шелкового пути». В древности он именовался Цитун ― по названию цветка алого цвета. Заморские купцы шелк из этих мест называли «цитун» и фарфор ― «цитун». В средние века порт Цитун был крупнейшим портом Востока и славился наравне с Александрией.

Долгая история «Морских ворот» Китая оставила многочисленные следы: оригинальное культурное наследие сделало Цюаньчжоу и его окрестности своего рода огромным историко-культурным заповедником. Наиболее интересные памятники старины собраны в Музее истории мореплавания.

Большой интерес представляет коллекция религиозных памятников. Многочисленные стелы свидетельствуют о том времени, когда в Цюаньчжоу мирно жили тысячи иноземцев, исповедовавших ислам и индуизм, манихейство и христианство.

На симпозиуме «Китай и морской Шелковый путь» заслушали 30 докладчиков, проведены дискуссии. Участники симпозиума обсудили широкий круг фактов из истории мореплавания, кораблестроения и торговли, религиозных и культурных контактов, миграции. Исследователи отмечали, что Китай был одним из мировых очагов зарождения мореплавания.

Мы покидаем город, откуда семь веков назад знаменитый Марко Поло после семнадцатилетнего проживания в Китае отправился домой, в Венецию морской дорогой, пройденной в обратном направлении «Кораблем мира».

3.jpg

Вид с «Корабля мира» на пристань порта г. Манилы (Филиппины) с группами встречающих

ПУСАН – КЁНДЖУ

22 февраля. Вошли в бухту, по берегам которой раскинулся г. Пусан ― один из крупнейших городов Республики Корея. В просторных залах Муниципального музея Пусана собраны богатые материалы по различным культурно-историческим периодам юго-восточной части Республики. В череде экспонатов есть вещи, сходные с изделиями, найденными на юге российского Дальнего Востока. Это понятно. Ведь наш дальневосточный регион и Корейский полуостров ― соседи. Тысячелетний ход истории не мог не наложить свой отпечаток не только на своеобразие, но и на определенную общность культур смежных территорий. Из увиденного в витринах, прежде всего, привлекателен железный пластинчатый шлем V в. (культура кая). Подобные оригинальные атрибуты средневекового воинского доспеха известны у нас в Приамурье.

Гостиница, в которой мы провели три дня, где работала конференция, находится неподалеку от Кёнджу. Один из дней был предоставлен для знакомства с различными памятниками и музеями. Значительное время посвятили осмотру обильных коллекций в Национальном музее Кёнджу.

В пригородном парке осмотрели могильник раннего железного века с бережно сохраняющимися внушительными 6–8-метровыми курганами-полусферами. Внутри одного из раскопанных курганов сооружен оригинальный музей-погребение.

На состоявшейся конференции рассматривались различные проблемы корейской культуры, а также ее связей с «Шелковым путем». Было сделано боле 15 докладов. Из них три ― участниками экспедиции: венецианец Джованни Куратола доложил о результатах исследований керамики, распространявшейся вдоль «Шелковых путей», в т.ч. в Корее; исследователь из Индии М. Синг рассказал о влиянии «Шелкового Пути» на искусство Гималаев. Мой доклад, весьма тепло принятый, был посвящен культурным связям между югом российского Дальнего Востока и Кореей в раннем и развитом средневековье.

2.jpg

Вид «Фулька-эль-Саламаха» («Корабля Мира») и маршрут морской экспедиции ЮНЕСКО «Великий Шелковый путь» (1990 – 1991 гг.).

ЯПОНИЯ. ОКОНЧАНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

27 февраля. Японский порт Хаката (г. Фукуока) на о. Кюсю. Позади относительно спокойный Корейский пролив.

Фукуока. В этом городе два дня были отведены симпозиуму, в котором участвовали более двухсот исследователей. Рассматривалась проблема г. Фукуоки как маршрута морского «Шелкового пути» и его международных континентальных связей. Основной организатор симпозиума-- Университет Кюсю. На сей раз все докладчики из одной страны-- Японии. Осмотрели Музей истории префектуры Фукуока и остатки двух раскопанных средневековых городищ в окрестностях города. Побывали в поселении с реконструированным по завершении раскопок поселком и на других памятниках.

При подходе к Осаке «Корабль мира» сопровождал вертолет. Шла съемка японского журналиста, который с палубы вел репортаж о завершающем отрезке экспедиции для телезрителей страны.

Осака. Здесь закончился морской маршрут экспедиции. Небольшая остановка, во время которой предстояло встретиться с местными исследователями, ознакомиться с некоторыми музеями и историческими памятниками города. Впереди первая столица Японии и последний пункт нашего путешествия― г. Нара. Здесь, как и по соседству в Осаке, тепло. Цветут вишни, хотя эта местность почти на одинаковой широте с Пусаном и Кёнджу, где местами еще лежал снег. Сказывается теплое течение Куросио.

В Наре прошел заключительный симпозиум, один из наиболее крупных и, наверное, самый представительный за все время экспедиции― «Шелковый путь и Япония». На открытии симпозиума присутствовало свыше 800 исследователей, многие из которых были приглашены из десятков стран мира. Участников экспедиции поименно и всех присутствующих приветствовал прибывший сюда генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Он подчеркнул, в частности, то огромное значение, которое придается исследованиям «Шелкового пути», способствующим диалогу между людьми и взаимному обогащению цивилизаций.

Экспедиция закончилась 9 марта 1991 г. Её участники возвращались к себе на родину. Ровно в полдень я был в самолете Токио-Москва, оттуда ― домой, в Новосибирск.


В.Е. Медведев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИАиЭТ СО РАН


Просмотров:

Вверх