Пить чай и учиться у древних

Пить чай и учиться у древних
3 февраля 2022

22 января в Академгородке, в клубе «ЧаЖень» прошла настоящая чайная церемония. Ее провел известный чайный мастер, а также психолог, археолог, путешественник, мастер восточных практик Евгений Старшинов. Нельзя было упустить возможность побеседовать с таким интересным и разносторонним человеком, что мы с радостью и сделали. Делимся с вами услышанным.

– Евгений, с чего началось ваше увлечение чаем, чайной культурой?

– На меня лично оказало влияние старшее поколение родственников. Мои бабушка с дедушкой, помню, всегда уделяли особое внимание чаепитию, все, кто гостил у них, с удовольствием пили чай из самовара.

Кроме того, у нас, как и у многих советских семей, была дача, на которой культивировали различные чайные травки (мяту, мелиссу и так далее). Мама делала из них чайные сборы. Когда я вырос, тоже увлёкся травами, изучал их, собирал, в том числе, в путешествиях по Алтаю и другим уголкам Сибири.

Где-то в конце 2004-ого года несколько знакомых рассказали мне о том, что в Новосибирске планируется открытие чайной, и нужны люди для работы в ней. Там я и встретил людей, увлеченных Востоком – Яна Александровского и Влада Ильина. Они стали первопроходцами в деле чайной культуры Новосибирска, создали известный ныне «Бао Линь». Причем, на тот момент это был именно чайный клуб, который позже перерос в бутик чая и чайных принадлежностей. 

Ребята пригласили из Москвы Илью Бадурова, ученика известного специалиста по восточным учениям и практикам (в том числе чайной церемонии) Бронислава Виногродского. Илья и стал для меня главным проводником в мир чая. Сейчас он уже много лет живет в Китае, в горах. Он произвел на меня яркое впечатление – интереснейший человек, старается глубоко разобраться в вопросах, которыми увле­кается, будь то чай или китайский язык. В итоге, я с лёгкостью погрузился в этот мир, ведь у меня уже был опыт травника. 

– Одно дело – травы, даже прос­то чаи, а тут ведь другое – церемония. Что вам дало постижение этого вида искусства?

– Дело в том, что я периодически занимаюсь какими-то экстремальными видами туризма, боевыми искусствами сильно увлекался, и вот, в какой-то момент я осознал, что у меня преобладает янская, мужская, пацанская суть. Стальной такой стержень. Но тело не выдерживало, ведь все энергии должны быть в гармонии, особенно при занятиях восточными боевыми искусствами, и я постоянно ломался. Поэтому и стал искать для себя какие-то способы медитации, расслабления. Классические её формы мне были на тот момент недоступны, да я тогда не очень и разбирался в этом, а вот с чайной церемонией я открыл для себя так называемую динамическую медитацию. С одной стороны, это действие, с другой – созерцательный процесс. И обучившись делу, я стал работать тем, что называют «чайный мастер». Правда, не очень люблю это слово и не разрешаю себя обычно так называть.

– Почему?

– Как-то мы с Ильей Бадуровым забрели в Пекине на рынок, где работали резчики по нефриту. Я подошёл к одному мастеру, мы начали с ним беседовать. Он спросил, чем я занимаюсь. Я с гордостью ответил, мол, я – чайный мастер. Он поинтересовался, давно ли я этим занимаюсь? Я ответил, что уже целый год. 

Спросил в ответ, давно ли он стал мастером. И услышал, что никакой он не мастер, всего лишь… в третьем поколении работает с нефритом.

Это меня хорошо приземлило… На самом деле мастер – тот, кто действительно занимается чем-то глубоко, беспрерывно погружён в свою тему и создает поколения учеников, которые продолжают его традицию. 

– Но у вас же есть ученики?

– Да, и сейчас для себя я уже соответствую той картинке, которую когда-то нарисовал в мозгу для понятия «Мастер». Но по-прежнему избегаю называть себя этим громким именем. Хотя суммарно я, наверное около трёхсот человек обучил чайной теме за эти годы, с учётом спецкурса в НГУ. Мой спецкурс назывался «Философия чайной культуры Востока». Начал я в 2006-2007-ом году и преподавал там 7 лет. На основе этого спецкурса я разработал свой авторский курс чайного мас­терства (да, опять мастерства, но по-другому не звучит). И начал, по возможности, создавать пространства, связанные с чаем. Они были разные. Иногда маленькие локальные чайные, иногда просто комната внутри какого-нибудь большого центра, которая посвящена чаю…

– На церемонии вы заваривали, как сами признались, чай не самых лучших сортов и к тому же старый. Любой ли «веник» мас­тер церемонии может заварить так, чтобы все были в восторге?

– Чайное мастерство – это ведь не просто набор повторяемых телодвижений, это искусство пробуждения тонкости напитка. 

Что такое чай? Для конечного потребителя – это отвар, то, что у него после неких манипуляций оказывается в чашечке. То, что получилось из соединения воды, листьев, огня, посуды, умения человека, который его заваривает, настроения, состояния, атмосферы в помещении, и, наконец, настроения того, кто пьёт и того, кто готовит. Это целая гирлянда различных составляющих, но для любого чая самое главное, процентов 80 успеха – это, в первую очередь, вода.

 Если она не подходит для чая, есть примесь каких-нибудь металлов, посторонний привкус – это провал. Можно взять самый дорогой и качественный чай, и он просто не раскроется, потому что вода не позволит этого сделать. 

Задача чайного человека – научиться работать в первую очередь с водой: правильно её подготавливать, иногда даже меняя свойства – замораживать и так далее. Тогда вода становится более мягкой. Мягкая, слегка сладковатая вода, наполненная кислородом, идеально подходит для раскрытия чая. Такая у нас в Сибири есть только в Байкале, на большой глубине. Остальные воды по всему региону у нас либо с известняками, либо с металлами, иног­да с чем-то еще, нейтральную найти очень сложно. 

Словом, качество воды – это определяющий элемент. А затем уже идёт сам чай, и вопрос, как его раскрыть. На самом деле можно взять старый, «уставший» чай, который пролежал много лет на полке, и попытаться его заварить. 

Порой на чайных школах я устраиваю небольшое шоу – прошу учеников приносить чаи, которые стоят дома на полке. Культура хранения чая у нас порой оставляет желать лучшего: люди чаще всего открывают пакеты с чаем, заваривают и оставляют на полке открытыми. 

Я беру этот чай, нюхаю его и рассказываю, что ели последнее время у них в доме, ведь запах котлет, борща и специй чай впитывает идеально и его легко можно потом описать. А для всех присутствующих это шок. 

Чай может быть разным – «утомленным», выветрившимся и так далее. Наша задача его пробудить. Например, путём дополнительной обжарки. Можно омыть, убрать первый слой ненужного запаха, который он вобрал. Если правильно соотнести температуру воды, качес­тво чая, продолжительность его заваривания, количество сырья на чайник, то постепенно из чая можно вытянуть его суть. Если чай не подходит для последовательного заваривания, поможет варка в воде или молоке. Именно это я продемонстрировал на нашей церемонии. Брикет чая, который я варил в молоке как тибетский или монгольский чай, с талканом, маслом и солью, это очень дешёвый старый прессованный китайский чай, сделанный для Монголии и много времени пропутешествовавший со мной. 

Но если мы планируем пить улун, а у нас есть только старый зелёный чай из брикета, понятно, что улун из него никак не сделать. Однако, если есть хоть какой-то улун, с которым можно поработать – стоит попробовать.

– Какие самые частые ошибки, связанные с чаем, его приготовлением и употреблением?

– Здесь можно сказать о нескольких базовых запретах, касающихся чая. Они были прописаны еще в китайской медицине, и я стараюсь им уделять внимание на своих занятиях. 

Один из важных запретов – ни в коем случае нельзя пить вчерашний чай. Многие заваривают его и оставляют на сутки. Хорошо, если это старый, выдохшийся дешёвый грузинский чай. В этом случае ничего особо страшного не произойдёт. А если это хороший китайский, здоровье можно подорвать серьёзно. Дело в том, что из чая выделяется огромное количество микроэлементов, он становится питательной средой для бактерий (биологи, как правило, выращивают бактерии именно на чае). Поэтому одно из важных правил – не пить вчерашний чай. 

Кроме того, не надо запивать чаем еду. Из-за витаминов и микроэлементов организм воспринимает чай не как жидкость и напиток, а как еду. В итоге, ферменты организма не успевают справляться с чаем и едой одновременно. И сам чай, благодаря своим свойствам, начинает работать и разлагать вещества, которые с ним соприкасаются. Поэтому также ни в коем случае нельзя запивать чаем лекарства, ведь хороший чай способен изменять их химический состав. Между едой и чаем стоит делать полчаса перерыва, тогда они войдут в идеальный контакт, и всё будет на пользу. Чай, например, помогает растворять жиры, улучшает пищеварение и так далее. Еще один из запретов – чай нельзя пить на голодный желудок. Если это случилось, минут через 20 надо что-нибудь съесть, чтобы не было проблем с пищеварением. 

Чай как лекарство даёт возможность нормализовать давление. Светлые, слегка заваренные чаи понижают давление, а плотные, тёмные – красные чаи, пуэры, особенно шу-пуэр, повышают. Каждый человек примерно знает, высокое у него давление или низкое. Если низкое, лучше пить тёмные чаи. Если высокое – светлые, они будут его понижать. Улуны, заваренные густо, будут по свойствам ближе к тёмным чаям, лёгкий настой улуна – к светлым. Таким образом, всего лишь употребляя правильно чай, давление можно за год-полтора стабилизировать.

 Ещё есть запрет на долгое настаивание чая. Чай создан, чаще всего, для последовательного заваривания или заваривания путем пролива. Он заливается водой и в течение минуты разливается по чашкам. Сам чай остается в это время без воды. Потом в заварку заливается следующая порция кипятка, которая раскрывает его вновь. Каждый чай способен раскрыться несколько раз, из одной щепотки можно получить несколько разных вкусов. Но если заварку положить в чайник, залить водой и оставить на какое-то время настаиваться, то при длительном заваривании из чайного листа начинают выделяться алкалоиды, которые, опять же, плохо влияют на здоровье. Поэтому – заварили, разлили по чашкам – и пейте. Не зря китайцы говорят, что старый чай подобен яду или змее, вползающей в дом. Есть прецеденты, описанные в истории, когда один сосед другого вогнал в могилу, подавая ему подогретый вчерашний чай. Доказать при этом практически ничего невозможно. 

– Насколько я поняла, вы – психолог по образованию, а археология – это хобби? Как вам удаётся сочетать в себе столько всего, и кем вы себя ощущаете в большей степени?

– Несколько лет я посвятил археологии каменного века, это было в 90-ые, ездил в экспедиции с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Кроме раскопок я ещё занимался тем, что бродил по окрестностям, изучая их, и периодически становился проводником у разных учёных (не только археологов), которые приезжали на раскопки. Я собирал знания по крупицам, узнавая у них всё, что мне было интересно. 
Поэтому можно считать, что у меня есть неофициальное археологическое образование, которое мне до сих пор помогает. Мне интересно наблюдать за разными проявлениями природы, человеческой деятельности, геологическими явлениями. Какие-то представления об этих вещах у меня сложились, и теперь я, например, легко нахожу древние стоянки. Они дают возможность что-то почувствовать из жизни ушедших эпох, понять древних людей и учиться у них. 

Например, древние глубже погружались в мгновение, жили здесь и сейчас. Это дает возможность любое действие превращать в ритуал, молитву. Каждое дело, событие было у них наполнено энергией. Изготовление предметов быта или оружия, использование этого предмета – это всё элементы определенных ритуалов. Для древних также не возникал вопрос выживания в природе, для них существовала тема комфортного проживания в любых условиях. Причём, это был именно психологический комфорт. Словом, если быть чуткими и внимательными, то через археологию можно раскрыть многие тайны бытия. 

– У вас столько разных интересов в жизни, как это все удаётся совмещать?

 – Всё, чем я занимаюсь, это всё – Путь Дао, единое, неделимое на час­ти. Идти туда, где много энергии, отдачи, много моментов проживания, связанных с возможностью набирать знания, опыт, который мне может быть полезен. Моя жизнь ведь только на фоне жизни современных городских жителей выглядит так, будто я сразу многими вещами занимаюсь. А по факту – живу обычной жизнью, которая мне по-настоящему интересна, и восхищаюсь окружающим меня миром. Горами, которые видел миллион раз, но они всегда новые, никогда не повторяются, и всем остальным. Восторгаться этой красотой, ловить ее энергию – в этом для меня счастье.

Елизавета Владова

Просмотров:

Вверх