22 января в Академгородке, в клубе «ЧаЖень» прошла настоящая чайная церемония. Ее провел известный чайный мастер, а также психолог, археолог, путешественник, мастер восточных практик Евгений Старшинов. Нельзя было упустить возможность побеседовать с таким интересным и разносторонним человеком, что мы с радостью и сделали. Делимся с вами услышанным.
– Евгений, с чего началось ваше увлечение чаем, чайной культурой?
– На меня лично оказало влияние старшее поколение родственников. Мои бабушка с дедушкой, помню, всегда уделяли особое внимание чаепитию, все, кто гостил у них, с удовольствием пили чай из самовара.
Кроме того, у нас, как и у многих советских семей, была дача, на которой культивировали различные чайные травки (мяту, мелиссу и так далее). Мама делала из них чайные сборы. Когда я вырос, тоже увлёкся травами, изучал их, собирал, в том числе, в путешествиях по Алтаю и другим уголкам Сибири.
Где-то в конце 2004-ого года несколько знакомых рассказали мне о том, что в Новосибирске планируется открытие чайной, и нужны люди для работы в ней. Там я и встретил людей, увлеченных Востоком – Яна Александровского и Влада Ильина. Они стали первопроходцами в деле чайной культуры Новосибирска, создали известный ныне «Бао Линь». Причем, на тот момент это был именно чайный клуб, который позже перерос в бутик чая и чайных принадлежностей.
Ребята пригласили из Москвы Илью Бадурова, ученика известного специалиста по восточным учениям и практикам (в том числе чайной церемонии) Бронислава Виногродского. Илья и стал для меня главным проводником в мир чая. Сейчас он уже много лет живет в Китае, в горах. Он произвел на меня яркое впечатление – интереснейший человек, старается глубоко разобраться в вопросах, которыми увлекается, будь то чай или китайский язык. В итоге, я с лёгкостью погрузился в этот мир, ведь у меня уже был опыт травника.
– Одно дело – травы, даже просто чаи, а тут ведь другое – церемония. Что вам дало постижение этого вида искусства?
– Дело в том, что я периодически занимаюсь какими-то экстремальными видами туризма, боевыми искусствами сильно увлекался, и вот, в какой-то момент я осознал, что у меня преобладает янская, мужская, пацанская суть. Стальной такой стержень. Но тело не выдерживало, ведь все энергии должны быть в гармонии, особенно при занятиях восточными боевыми искусствами, и я постоянно ломался. Поэтому и стал искать для себя какие-то способы медитации, расслабления. Классические её формы мне были на тот момент недоступны, да я тогда не очень и разбирался в этом, а вот с чайной церемонией я открыл для себя так называемую динамическую медитацию. С одной стороны, это действие, с другой – созерцательный процесс. И обучившись делу, я стал работать тем, что называют «чайный мастер». Правда, не очень люблю это слово и не разрешаю себя обычно так называть.
– Почему?
– Как-то мы с Ильей Бадуровым забрели в Пекине на рынок, где работали резчики по нефриту. Я подошёл к одному мастеру, мы начали с ним беседовать. Он спросил, чем я занимаюсь. Я с гордостью ответил, мол, я – чайный мастер. Он поинтересовался, давно ли я этим занимаюсь? Я ответил, что уже целый год.
Спросил в ответ, давно ли он стал мастером. И услышал, что никакой он не мастер, всего лишь… в третьем поколении работает с нефритом.
Это меня хорошо приземлило… На самом деле мастер – тот, кто действительно занимается чем-то глубоко, беспрерывно погружён в свою тему и создает поколения учеников, которые продолжают его традицию.
– Но у вас же есть ученики?
– Да, и сейчас для себя я уже соответствую той картинке, которую когда-то нарисовал в мозгу для понятия «Мастер». Но по-прежнему избегаю называть себя этим громким именем. Хотя суммарно я, наверное около трёхсот человек обучил чайной теме за эти годы, с учётом спецкурса в НГУ. Мой спецкурс назывался «Философия чайной культуры Востока». Начал я в 2006-2007-ом году и преподавал там 7 лет. На основе этого спецкурса я разработал свой авторский курс чайного мастерства (да, опять мастерства, но по-другому не звучит). И начал, по возможности, создавать пространства, связанные с чаем. Они были разные. Иногда маленькие локальные чайные, иногда просто комната внутри какого-нибудь большого центра, которая посвящена чаю…
– На церемонии вы заваривали, как сами признались, чай не самых лучших сортов и к тому же старый. Любой ли «веник» мастер церемонии может заварить так, чтобы все были в восторге?
– Чайное мастерство – это ведь не просто набор повторяемых телодвижений, это искусство пробуждения тонкости напитка.
Что такое чай? Для конечного потребителя – это отвар, то, что у него после неких манипуляций оказывается в чашечке. То, что получилось из соединения воды, листьев, огня, посуды, умения человека, который его заваривает, настроения, состояния, атмосферы в помещении, и, наконец, настроения того, кто пьёт и того, кто готовит. Это целая гирлянда различных составляющих, но для любого чая самое главное, процентов 80 успеха – это, в первую очередь, вода.
Если она не подходит для чая, есть примесь каких-нибудь металлов, посторонний привкус – это провал. Можно взять самый дорогой и качественный чай, и он просто не раскроется, потому что вода не позволит этого сделать.
Задача чайного человека – научиться работать в первую очередь с водой: правильно её подготавливать, иногда даже меняя свойства – замораживать и так далее. Тогда вода становится более мягкой. Мягкая, слегка сладковатая вода, наполненная кислородом, идеально подходит для раскрытия чая. Такая у нас в Сибири есть только в Байкале, на большой глубине. Остальные воды по всему региону у нас либо с известняками, либо с металлами, иногда с чем-то еще, нейтральную найти очень сложно.
Словом, качество воды – это определяющий элемент. А затем уже идёт сам чай, и вопрос, как его раскрыть. На самом деле можно взять старый, «уставший» чай, который пролежал много лет на полке, и попытаться его заварить.
Порой на чайных школах я устраиваю небольшое шоу – прошу учеников приносить чаи, которые стоят дома на полке. Культура хранения чая у нас порой оставляет желать лучшего: люди чаще всего открывают пакеты с чаем, заваривают и оставляют на полке открытыми.
Я беру этот чай, нюхаю его и рассказываю, что ели последнее время у них в доме, ведь запах котлет, борща и специй чай впитывает идеально и его легко можно потом описать. А для всех присутствующих это шок.
Чай может быть разным – «утомленным», выветрившимся и так далее. Наша задача его пробудить. Например, путём дополнительной обжарки. Можно омыть, убрать первый слой ненужного запаха, который он вобрал. Если правильно соотнести температуру воды, качество чая, продолжительность его заваривания, количество сырья на чайник, то постепенно из чая можно вытянуть его суть. Если чай не подходит для последовательного заваривания, поможет варка в воде или молоке. Именно это я продемонстрировал на нашей церемонии. Брикет чая, который я варил в молоке как тибетский или монгольский чай, с талканом, маслом и солью, это очень дешёвый старый прессованный китайский чай, сделанный для Монголии и много времени пропутешествовавший со мной.
Но если мы планируем пить улун, а у нас есть только старый зелёный чай из брикета, понятно, что улун из него никак не сделать. Однако, если есть хоть какой-то улун, с которым можно поработать – стоит попробовать.
– Какие самые частые ошибки, связанные с чаем, его приготовлением и употреблением?
– Здесь можно сказать о нескольких базовых запретах, касающихся чая. Они были прописаны еще в китайской медицине, и я стараюсь им уделять внимание на своих занятиях.
Один из важных запретов – ни в коем случае нельзя пить вчерашний чай. Многие заваривают его и оставляют на сутки. Хорошо, если это старый, выдохшийся дешёвый грузинский чай. В этом случае ничего особо страшного не произойдёт. А если это хороший китайский, здоровье можно подорвать серьёзно. Дело в том, что из чая выделяется огромное количество микроэлементов, он становится питательной средой для бактерий (биологи, как правило, выращивают бактерии именно на чае). Поэтому одно из важных правил – не пить вчерашний чай.
Кроме того, не надо запивать чаем еду. Из-за витаминов и микроэлементов организм воспринимает чай не как жидкость и напиток, а как еду. В итоге, ферменты организма не успевают справляться с чаем и едой одновременно. И сам чай, благодаря своим свойствам, начинает работать и разлагать вещества, которые с ним соприкасаются. Поэтому также ни в коем случае нельзя запивать чаем лекарства, ведь хороший чай способен изменять их химический состав. Между едой и чаем стоит делать полчаса перерыва, тогда они войдут в идеальный контакт, и всё будет на пользу. Чай, например, помогает растворять жиры, улучшает пищеварение и так далее. Еще один из запретов – чай нельзя пить на голодный желудок. Если это случилось, минут через 20 надо что-нибудь съесть, чтобы не было проблем с пищеварением.
Чай как лекарство даёт возможность нормализовать давление. Светлые, слегка заваренные чаи понижают давление, а плотные, тёмные – красные чаи, пуэры, особенно шу-пуэр, повышают. Каждый человек примерно знает, высокое у него давление или низкое. Если низкое, лучше пить тёмные чаи. Если высокое – светлые, они будут его понижать. Улуны, заваренные густо, будут по свойствам ближе к тёмным чаям, лёгкий настой улуна – к светлым. Таким образом, всего лишь употребляя правильно чай, давление можно за год-полтора стабилизировать.
Ещё есть запрет на долгое настаивание чая. Чай создан, чаще всего, для последовательного заваривания или заваривания путем пролива. Он заливается водой и в течение минуты разливается по чашкам. Сам чай остается в это время без воды. Потом в заварку заливается следующая порция кипятка, которая раскрывает его вновь. Каждый чай способен раскрыться несколько раз, из одной щепотки можно получить несколько разных вкусов. Но если заварку положить в чайник, залить водой и оставить на какое-то время настаиваться, то при длительном заваривании из чайного листа начинают выделяться алкалоиды, которые, опять же, плохо влияют на здоровье. Поэтому – заварили, разлили по чашкам – и пейте. Не зря китайцы говорят, что старый чай подобен яду или змее, вползающей в дом. Есть прецеденты, описанные в истории, когда один сосед другого вогнал в могилу, подавая ему подогретый вчерашний чай. Доказать при этом практически ничего невозможно.
– Насколько я поняла, вы – психолог по образованию, а археология – это хобби? Как вам удаётся сочетать в себе столько всего, и кем вы себя ощущаете в большей степени?
– Несколько лет я посвятил археологии каменного века, это было в 90-ые, ездил в экспедиции с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Кроме раскопок я ещё занимался тем, что бродил по окрестностям, изучая их, и периодически становился проводником у разных учёных (не только археологов), которые приезжали на раскопки. Я собирал знания по крупицам, узнавая у них всё, что мне было интересно.
Поэтому можно считать, что у меня есть неофициальное археологическое образование, которое мне до сих пор помогает. Мне интересно наблюдать за разными проявлениями природы, человеческой деятельности, геологическими явлениями. Какие-то представления об этих вещах у меня сложились, и теперь я, например, легко нахожу древние стоянки. Они дают возможность что-то почувствовать из жизни ушедших эпох, понять древних людей и учиться у них.
Например, древние глубже погружались в мгновение, жили здесь и сейчас. Это дает возможность любое действие превращать в ритуал, молитву. Каждое дело, событие было у них наполнено энергией. Изготовление предметов быта или оружия, использование этого предмета – это всё элементы определенных ритуалов. Для древних также не возникал вопрос выживания в природе, для них существовала тема комфортного проживания в любых условиях. Причём, это был именно психологический комфорт. Словом, если быть чуткими и внимательными, то через археологию можно раскрыть многие тайны бытия.
– У вас столько разных интересов в жизни, как это все удаётся совмещать?
– Всё, чем я занимаюсь, это всё – Путь Дао, единое, неделимое на части. Идти туда, где много энергии, отдачи, много моментов проживания, связанных с возможностью набирать знания, опыт, который мне может быть полезен. Моя жизнь ведь только на фоне жизни современных городских жителей выглядит так, будто я сразу многими вещами занимаюсь. А по факту – живу обычной жизнью, которая мне по-настоящему интересна, и восхищаюсь окружающим меня миром. Горами, которые видел миллион раз, но они всегда новые, никогда не повторяются, и всем остальным. Восторгаться этой красотой, ловить ее энергию – в этом для меня счастье.
Елизавета Владова