Первая в Сибири и единственная на Оби

Первая в Сибири и единственная на Оби
21 декабря 2023

Новосибирская ГЭС. Её архитектурный комплекс является объектом культурного наследия и охраняется государством. Гидроэлектростанция выполняет функции резерва мощности для регулирования частоты и напряжения, обеспечения аварийного резерва мощности для Новосибирской энергосистемы.

О строительстве Новосибирской ГЭС наш корреспондент Сергей Данилов побеседовал с заведующей отделом музея Советского района «Чёмы» Екатериной Фоменко.

– Екатерина, расскажите, пожалуйста, что было раньше здесь, на том месте, где мы сейчас с вами находимся.

– Сейчас это трудно представить, но всего лишь 80 лет назад здесь, практически сразу за парапетом нынешней набережной, проходила улочка одной из старинных деревень, которая называлась Нижние Чёмы, а чуть выше по течению реки Оби располагалась другая деревня – Верхние Чёмы. Эти деревни упоминаются в архивных документах еще с 1730-х годов. Вместе с ними упоминается и деревня Огýрцево, которую сегодня мы знаем как – поселок Огурцово, чуть ниже по течению Оби.

Деревни жили своей неторопливой размеренной жизнью, на пригорке, на территории за нынешним мозаичным панно стояла деревянная церковь, одна на несколько деревень. Ближе к деревне Огýрцево была пристань. По Оби ходили пароходы, а через реку была организована паромная переправа в старый Бердск. Левый берег Оби чаще выбирали переселенцы, потому что он был более пригоден для сельского хозяйства и животноводства. Ровные заливные луга, на которых пасли скот. Чуть выше по течению богатый Чемской бор, где местные жители собирали грибы и ягоды. Они вспоминают, что на железнодорожную станцию два раза в день приходил поезд, утром на нем уезжали в Новосибирск, а вечером возвращались обратно. Такая вот была спокойная, почти идиллическая картина.

– Екатерина, расскажите, пожалуйста, предысторию строительства Новосибирской ГЭС. Как это все начиналось?

– Разговоры о строительстве ГЭС, но правда на реке Ине, начались еще в Новониколаевске, в 1912 году, но помешала Первая мировая война, затем к ним вернулись в 30-е годы, но уже Великая Отечественная война спутала все планы. И только после войны удалось вплотную заняться проектированием и строительством ГЭС. По первоначальному плану собирались строить там, где сейчас находится Бугринский мост, но расчеты показали, что при таком расположении будет затоплена большая часть железной дороги и часть разросшегося Новосибирска. После проведения изысканий было решено разместить створ Новосибирской ГЭС в районе села Нижние Чёмы. Для обеспечения стройки всем необходимым на правом и левом берегу было построено большое количество временных предприятий. 

– А так ли нужна была ГЭС в этом краю, ведь в то время в Новосибирске и так работали три ТЭЦ. Известно, что погибли заливные луга, был вырублен прекрасный лес, были затоплены Старый Бердск, много деревень и даже кладбищ…

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить историю Новосибирска в военные годы. Еще в первый год войны сюда было эвакуировано более 50 заводов и предприятий. Прибывали специалисты, оборудование. В то же время ускоренными темпами завершалось начатое до войны строительство новосибирских заводов и фабрик. Новосибирск, как и многие другие города в тылу, бросает все свои силы на помощь фронту. Производство не останавливается ни на минуту, люди стояли за станками в три смены, без единого выходного дня. Но энергии катастрофически не хватало. И, если раньше строительство ГЭС на Оби считалось необходимым, то бурный промышленный рост Новосибирска в годы войны и расширение масштабов строительства в первые послевоенные годы сделали этот вопрос безотлагательным. Многие старожилы вспоминают, что свечки со стола не убирались, а потребление электричества было строго лимитированным. Для того чтобы снизить потребление электричества, было введено плавающее расписание, люди выходили на работу в разное время, не было единого выходного дня. В годы войны из-за прибывших из-за Урала предприятий колоссально увеличилась потребность в электроэнергии, а мощности оставались на довоенном уровне. Дефицит энергии был таким огромным, что в 1942 году Горисполком запретил горожанам использовать электрические плиты и другие бытовые приборы, а норма освещения была установлена: лампочка 16 Вт на помещение до 15 квадратных метров. Сейчас такие слабые лампочки вряд ли кто-то будет использовать даже в кладовке. А в селах в это время об электричестве даже и не мечтали. В городе в то время работали три ТЭЦ, но все на пределе своих мощностей. Электричества растущему городу катастрофически не хватало.

С пуском во временную эксплуатацию первого агрегата в 1957 году энергосистема вышла из дефицита мощности, и это позволило снять ограничение с потребителей и установить общий выходной день на всех предприятиях города. ГЭС разгрузила тепловые станции (ТЭЦ) и позволила сократить расходы топлива, а также улучшилось качество вырабатываемой электроэнергии. За период временной эксплуатации (ноябрь 1957-го – июнь 1961-го) наша ГЭС вернула государству 21 млн рублей за счет экономии угля. 

Основные плюсы ГЭС в том, что она использует ресурсы, которые не иссякнут, если только не произойдет тотальная засуха на всей планете, не делает вредных выбросов в атмосферу, быстро выходит в рабочий режим, в отличие от ТЭЦ, которой нужно гораздо больше времени, чтобы запуститься и получить пар. Помимо выработки электроэнергии, ГЭС решает еще ряд очень важных задач. Например, обеспечивает защиту прибрежной зоны реки Обь от затоплений, надежное водоснабжение Новосибирской области в любое время года, стабильную навигацию речного судоходства, стабильные условия для орошения сельскохозяйственных земель и так далее.

– Расскажите, пожалуйста, как шло строительство ГЭС.

– В 1950 году было организовано специальное строительно-монтажное управление «Новосибирскгэсстрой» и начался первый подготовительный этап. Нужно было подготовить котлованы на правом и левом берегах, проложить шоссейные и железнодорожные подъездные пути, построить подсобные предприятия, поселки. И все это не на одном берегу, а дублирующие друг друга предприятия на обоих берегах. Так как до 1955 года на территории Новосибирска не было Коммунального моста, то, чтобы избежать простоев, пока железнодорожный транспорт сделает круг через сильно загруженный Новосибирский железнодорожный узел, необходимо было обеспечить оба берега запасом всего необходимого, а потому дублировалось все: складские помещения, лесопилки, бетонные заводы, ремонтные мастерские и другие предприятия.

Также нужно было собрать коллектив, обучить кадры. Основной строительной силой стали люди, прошедшие войну, люди дисциплинированные, видевшие жизнь во всех ее проявлениях. Отличительная особенность этого строительства – на стройке не использовали труд заключенных, для того времени это было уникально, рабочие были только вольнонаемные. Чтобы выдержать бешеные темпы, стройку объявили всесоюзной, со всех концов страны сюда съехались комсомольцы, демобилизованные военные и инженеры – выпускники вузов. Трудности только подстегивали. Первые работники жили в землянках, времянках и даже палатках, подселялись в дома жителей Нижних Чём, Огурцова, Верхних Чём и Тюменкина. В пиковый 1956 год здесь трудились четыре тысячи человек. Не стоит забывать, что с окончания войны прошло всего несколько лет. Люди, прошедшие ад войны, были преисполнены решимости не только возродить свою страну, восстановить довоенное благосостояние, но и приумножить его. 

Учебным комбинатом Новосибирскгэсстроя за время строительства было подготовлено более 8000 квалифицированных рабочих строителей, монтажников, механизаторов. Многие из них после стройки остались работать на предприятиях Новосибирска. Также готовились кадры и для будущих ГЭС и Шлюза. Из 186 человек всего эксплуатационного персонала Новосибирской ГЭС 125 человек пришли на работу впервые.

Возможно, благодаря всем этим факторам, на строительстве Новосибирской ГЭС выросла большая группа новаторов и рационализаторов, стремление сделать лучше, быстрее, надежнее – всё это помогло строителям преодолеть трудности одной из самых сложных и масштабных строек в Сибири. В 1952 году было закончено возведение перемычки для ограждения котлована от заполнения водой.

В мае 1953 года был уложен первый бетон и началось постепенное возведение здания. По воспоминаниям строителей, были проблемы с первоначальным проектом, многие особенности стройки именно в этой местности не были учтены, и проект претерпевал большие изменения уже в процессе строительства.

MSA_0186а.jpg

– Расскажите, как проходило перекрытие Оби.

– Самые большие сложности начались именно во время перекрытия Оби.

Первоначально оно планировалось в августе, когда река наименее полноводна, но с 1954 года, в связи с освоением целинных земель, резко возрос объем перевозок зерна по Оби. Поэтому по требованию судоходства оно стало возможным лишь в конце октября – начале ноября. Как вспоминают старожилы, было разработано девять вариантов перекрытия, но в результате перекрывали по десятому. Ведь никто не мог предположить, что во время перекрытия произойдут почти одновременно сразу три аварии.

Проектом было предусмотрено возведение с правого берега четырехпролетного ряжевого моста, а с левого – понтонного, промежуток между ними назывался проран и он был шириной всего 150 метров. Вот его и предстояло перекрыть. Но 27 октября начался сильный верховой ветер с дождем и снегом.

Скорость течения воды под понтонным мостом значительно увеличилась, в результате его унесло и затопило, а проран значительно увеличился.

Чуть ранее была обнаружена протечка воды в перемычке котлована ГЭС. И вдобавок почти одновременно с аварией на понтонном мосту из-за ураганного ветра произошло короткое замыкание на ЛЭП и весь левый берег строительства погрузился во тьму. Одновременное возникновение при ураганном ветре, дожде и снеге трех крупных аварий создало строителям огромные проблемы. Даже были мнения, что его нужно перенести, но останавливаться уже было нельзя. Отсыпку продолжили с правого берега. На отсыпке непрерывно работало около 50 самосвалов. Между тем с 29 октября началось общее похолодание, по реке пошла шуга, температура упала до -40 градусов. Это был первый случай перекрытия реки при минусовых температурах. И стало ясно, что работать надо как можно быстрее, пока Обь не сковало льдом. Скорость течения была огромной, и когда в воду сбрасывали камни весом 3–5 тонн, их тут же уносило как пушинки. Один из строителей внес рацпредложение: скрепить по 8–10 бетонных камней стальными тросами. Тогда течению не хватало силы их снести, и только так удалось завершить начатое, — рассказывал ветеран ГЭС, главный инженер станции Виктор Смирнов. Груженые самосвалы подъезжали задним ходом по отсыпаемому банкету к самому краю, сваливали свой тяжелый груз и ехали за следующей партией. По воспоминаниям участника тех событий, строителя-арматурщика Виталия Байдужи, машины ехали по банкету с открытой дверью, чтобы в случае, если машину потянет в воду, водитель мог успеть выскочить. Работа была сложной и очень опасной. Работали без перерывов. Днем и ночью. Перекрытие длилось 11 дней, и, наконец, 5 ноября 1956 года после полуночи строители соединили берега и река пошла через «гребенку» водосливной плотины. 

Перекрытие Оби завершилось! И оно было одним из самых тяжелых, осуществленных до 1957 года. И состоялось только благодаря энтузиазму и воле к победе коллектива строителей, которые, несмотря на суровые климатические условия, ураган и три аварии, нашли в себе силы не остановиться.

С тех пор 5 ноября 1956 года считают днем рождения Обского моря. А через девять месяцев после перекрытия, уже в первый паводок 1957 года, произошло наполнение Новосибирского водохранилища до минимальных отметок. Это позволило начать судоходство через Шлюз. Полностью водохранилище, которое все сейчас называют Обским морем, заполнилось летом 1959 года.

Предстояло еще многое сделать: достраивались надводные части зданий, монтировались гидроагрегаты, продолжилась отсыпка плотин, бетонирование берегов. Работы велись и днем, и ночью, в любое время года, в любую погоду, не зная выходных. Строители ГЭС мужественно несли свою вахту. Старожилы вспоминают случаи, когда на 30–40-градусном морозе не выдерживала техника, а люди продолжали работать.

IMG_5482.JPG

Всего год потребовался энергетикам, чтобы запустить первый гидроагрегат. Это случилось 10 ноября 1957 года – дата стала днем рождения Новосибирской ГЭС. Энергии городу не хватало, поэтому все делали по ускоренному варианту. Станция начала работать, когда еще не было даже крыши над головой. Первый, второй и третий агрегаты работали лишь под брезентовым шатром, чтобы не залило дождем. Был только скелет здания: кое-где стены, а крыши не было, – рассказал Алексей Бурматов, проработавший на Новосибирской ГЭС почти 40 лет, от должности начальника смены до заместителя главного инженера. Коллективы строителей участвовали в социалистических соревнованиях, выполняли и перевыполняли планы. Монтаж первого агрегата длился менее 2 месяцев, остальные еще быстрее. Лучшие бригады монтажников Новосибирской ГЭС выполняли норму до 185 процентов. 

За время строительства произошла смена власти в стране. В 1953 году умер Сталин, к власти пришел Хрущев. На строительстве это, конечно, тоже отразилось. По первоначальному проекту через плотину должна была идти железная дорога, а само здание ГЭС должно было по традиции украшаться красивой плиткой. Но Никита Хрущев, приехав на стройку, сказал, что все это слишком дорого и долго. Поэтому пришлось снова искать решение, переписывать и пересчитывать проект. Перекрытие началось 25 октября 56-го года.

– Екатерина, а что за стела в виде лопасти турбины стоит возле здания ГЭС?

– Эта лопасть была частью одной из первых турбин, которая находилась в работе до 1975 г. 

Потом турбину вывели из работы для планового ремонта, все лопасти заменили, а одну оставили и сделали из нее стелу. Её вес 12 тонн, таких лопастей на каждой турбине четыре. Давно идут разговоры о том, чтобы заменить эту стелу и вместо одной лопасти поставить всю турбину, со всеми четырьмя лопастями, это, конечно, было бы очень впечатляюще, но пока это только проект. Еще один памятный знак – это мозаичное панно напротив стелы. Оно тоже имеет свою историю. После окончания стройки многие предприятия ликвидировались, эта же участь коснулась и камнедробилки. Но одна из стен этой камнедробилки настолько вросла в землю, говорят, на шесть метров, что ее никак не удавалось вытащить. Взрывать тоже было опасно, рядом проходила линия электропередач. Так и осталась стена на своем месте, в напоминание о тех днях. Долгое время на нее вешали различные плакаты с лозунгами, пока художник Владимир Сокол не предложил сделать на ней мозаичное панно в честь героического подвига строителей. Много легенд ходит о том, кто же изображен на этом панно. По одной из них, на нем изображены люди, погибшие во время стройки. Так, водолаз, изображенный на панно, – это водолаз Мартынов, который в одну из смен так и не вернулся из-под воды. Еще говорят, что рядом с Мартыновым изображен монтажник Андрей Сердюков, который ценой своей жизни спас товарищей во время аварии на эстакаде. Но документального подтверждения этой информации пока нет. Старожилы рассказывают, что это сборный образ тех людей, которые работали на строительстве ГЭС. И поэтому почти каждый строитель Новосибирской ГЭС узнавал в них своих товарищей.

– Как строительство ГЭС отразилось на жителях района?

– Чтобы госкомиссия приняла ГЭС, кроме станции и шлюзов должны были построить жилой фонд и всю инфраструктуру. На это ушли следующие два года. НовосибирскГЭСстрой возводил дома не только для работников ГЭС, но и для жителей поселка. Если сначала это были бараки, то потом построили добротные кирпичные двух-, трех­этажные дома с удобствами. Это, в первую очередь, улица Приморская, также возвели больницу, поликлинику, завод опор и свай, бетонный завод, дороги. Клуб «Приморский» открыли чуть ли не на год раньше, чем запустили первый агрегат, – впереди была культура, – поделился Алексей Бурматов. 12 августа 1961 года государственная комиссия приняла гидроузел в постоянную эксплуатацию. Станция заработала на полную проектную мощность, и уже в 1966 году окупились затраты на ее строительство. Общая стоимость работ по возведению гидроузла, включая строительство жилья и подготовку ложа водохранилища, составила 149,5 млн рублей в ценах 1961 года.

Мощность построенной ГЭС была 400 МВт, она состояла из семи агрегатов по 57 МВт. Оборудование было настолько современным, что модернизация потребовалась лишь в начале 90-х. Установленные в 1957–1959 годах гидрогенераторы заменили в 1992–1998 годах. Строительство Новосибирской ГЭС подтолкнуло развитие города и области. Вспомогательные предприятия, жилье и инфраструктура, созданные для строительства гидроэлектростанции, стали основой промышленной зоны левобережной части Советского района. Это бетонные заводы, лесокомбинат, железнодорожное и автохозяйство, ремонтно-механический и кирпичный заводы. НовосибирскГЭСстрой передал на баланс города почти 100 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья, 75 километров железнодорожных и 60 километров шоссейных дорог, более 120 километров ЛЭП и четыре энергетические подстанции. Сейчас в левобережной части Советского района проживает более 34 тысяч человек. А в Сибири появилось первое крупное водохранилище, которое в народе назвали Обским морем. Оно стало любимым местом отдыха новосибирцев, на берегу построили санатории, пансионаты, базы и дома отдыха, оздоровительные детские лагеря. А на правом берегу вырос всемирно известный Академгородок, который был бы невозможен здесь без нашей легендарной ГЭС. 

Сергей Данилов

Исторические снимки предоставлены

архивом РусГидро


Просмотров:

Вверх