Педагогическая модель Бороздина

Педагогическая модель Бороздина
28 апреля 2022

В декабре прошлого года исполнилось 30 лет авторской Школе Алексея Ивановича Бороздина.

Первые семь лет «Школа Бороздина» (как тогда называли, да и до сих пор называют этот центр) существовала на общественных волонтёрских началах, официальной же организацией Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение «Городской Центр А.И. Бороздина» стало 21 января 1998 года.

В Центр берут детей с тяжёлым поражением нервной системы. Занятия проходят два раза в неделю у трёх преподавателей по 30 минут: музыка, рисование и общее развитие. Для ребёнка это большая нагрузка, требующая значительной концентрации сил. Ему необходимо время на осмысление и «переваривание» полученных впечатлений и информации. Время пребывания детей в Центре не ограничивается. Всё зависит от диагноза: оно может длиться и полтора года, и пять лет. «И этот фактор времени – одно из наших попаданий в десятку», – всегда говорил А.И. Бороздин.

Наиболее продуктивный возраст начала работы с этими детьми – с двух-трёх лет. Но в Школе Бороздина берутся работать и с детьми постарше. Для более подготовленных детей, помимо индивидуальных занятий, предусмотрен второй уровень образования: подготовка к школе. Те же музыка, искусство, движение, здесь дополнены элементами развития речи, математики. Да и на встречу с преподавателем теперь уже идут одновременно два или три ребёнка. Таким образом, педагоги пытаются одновременно решать вопрос социализации, то есть вовлечения детей в мини-коллектив.

Большое значение придаётся и работе с родителями, специалисты стремятся найти в них помощников и союзников. «Развивая детей, – отмечал А. И. Бороздин, – мы врачуем души их родителей… Иным мамам, чаще из неполных семей, самим требуется психологическая помощь. Приводит к нам ребенка, а у самой лицо цвета солдатской шинели, и возраст сразу не определишь. Проходит время, меняется ребёнок, другой становится и мама. Оказывается, что она ещё очень молода и умеет улыбаться».

В ноябре 2003 года на базе городского «Детского оздоровительно-образовательного центра А.И. Бороздина» был создан наш «Областной методический центр абилитационной педагогики» под руководством Алексея Ивановича Бороздина, основная задача которого заключалась в распространении накопленного уникального опыта абилитационной педагогической практики. Необходимость его создания была обусловлена объёмом и качеством данного накопленного оригинального опыта работы замечательных педагогов-практиков с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими самые тяжёлые формы психического и психофизического развития, а также запросом на его трансляцию в т.ч. в районы Новосибирской области.

Сегодня у нас есть единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерово, Пензе, Перми, Миассе и других городах. Они с удовольствием перенимают основные методы работы педагогов по обучению и социализации своих воспитанников.

А.И. Бороздину и его коллегам удалось совершить настоящий прорыв в коррекционной педагогике. Как отмечают учёные Российской академии образования, ему удалось снять синдром страха перед тяжёлым заболеванием ребёнка у российских специалистов-практиков.

Сам Алексей Иванович часто признавался: «Я один из счастливейших людей, всё в моей жизни складывалось удачно. Мне удалось всё, и даже то, что я не планировал. Я посвятил себя детям, а что может быть выше этого призвания?»

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, только увеличивается. Вместе с этим растёт и количество вопросов от специалистов всех областей, занимающихся оказанием помощи таким детям и по-настоящему заинтересованных в качественном результате своей работы. Это видно по запросам и по реакции участников семинаров, которые регулярно проводят методисты нашего центра в районах Новосибирской области и в самом центре. Участники этих семинаров не только обмениваются практическим опытом, идёт плотное взаимодействие представителей разных сфер: образования, психологии, социологии, генетики и медицины. Так называемый междисциплинарный синтез!

К сожалению, не всё сейчас в конкретном данном направлении образования складывается гладко, особенно на практике и особенно то, что касается инклюзии, создания ресурсных классов и тьюторства в целом. На то есть объективные и другие причины (несовершенная правовая база, нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие финансирования и др. проблемы). Но неравнодушных и заинтересованных людей много, они хотят работать, они выходят на связь и готовы совместно решать эти проблемы.

Так как спектр нашего взаимодействия – постановка и решение наиболее актуальных задач адаптации, развития, социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ (в том числе и детей с самыми тяжёлыми формами нарушений психического и психофизического развития), наши методисты в своей работе на первый план своих педагогических исследований всегда ставят в первую очередь ребёнка – во всей его индивидуальности, многоплановости и бесконечности потенциальных возможностей.

И даже после ухода нашего учителя, Алексея Ивановича Бороздина, наш коллектив всегда открыт для творческого партнёрского взаимодействия со всеми заинтересованными специалистами и организациями. Дело Алексея Ивановича обязательно должно продолжаться.

Коллектив ОМЦАП


Просмотров:

Вверх