Наука – женское дело!

Наука – женское дело!
29 февраля 2024

В переходный период между февралем – месяцем Российской науки и мартом – месяцем женщин как не вспомнить Елену Сергеевну Вентцель. Она – доктор технических наук, профессор, автор учебников по теории вероятности, специалист в области теории игр и динамического программирования и известный прозаик, чьи работы всегда вызывали неоднозначную реакцию. От восторженного до «уволить немедленно».

Елена Сергеевна, которую читатели знают под «математическим» псевдонимом И. Грекова, писать, как и считать, начала рано. Высшую математику она стала осваивать в восьмилетнем возрасте, поскольку отец её, преподаватель математики, считал высшую математику более простой, чем элементарная. Не  удивительно после этого увидеть юную, 16-летнюю Елену, на физико-математическом факультете Петроградского университета в 1923 году. В мемуарах Вентцель о временах учебы в университете читаем: 

«Тот курс – математический, – к которому я принадлежала, был по своему составу почти сплошь мужским (из 280 человек было у нас всего пять девушек). Ныне в вузах учатся преимущественно девушки, ...они более усердны, усидчивы, легче выучивают (почти наизусть) то, что написано в книгах. Тогда было не так. Математика считалась "сухим" предметом». Разбавить сухость математических формул Елене Сергеевне удалось своим литературным творчеством. О чем бы она ни писала – это всегда хороший литературный язык, тонкий юмор, не переходящий в язвительность, знание предмета и умение найти общее в деталях. Удивительно верные слова в отношении творчества И. Грековой нашел немецкий славист Вольфганг Казак: «Грекова пишет крайне экономно и психологически глубоко… умеет выделить типическое и в частностях, и в самих персонажах, которые столь сосредоточены на главном, что становятся обобщением». Вольфганг, человек удивительной судьбы, пришедший к пониманию русской литературы сложным путем, автор «Лексикона русской литературы ХХ века», и о нём стоило бы рассказать отдельно.

Но как бы глубоко и интересно ни писала И. Грекова, путь к читателю был гораздо сложнее и дольше, чем путь академической карьеры. Написанное «в стол» или взятое в редакцию, но возвращенное автору. «Печатать невозможно» – это слова Твардовского о рассказе «Хозяева жизни». Рассказ этот увидел свет через 28 лет после написания, а роман «Свежо предание» дожидался своей очереди, как былинный богатырь – тридцать лет и три года. Тема «дела врачей» своим смертоносным крылом задела многих на излете истории. И даже пришедшая на смену Оттепель не позволила роману быть опубликованным. Его читали только близкие друзья – литераторы. «Медленно мелют мельницы богов», но то, что должно быть явлено публике, в конце концов, увидело свет. Роману «Кафедра» повезло больше: по книге был снят фильм. Он о кафедре кибернетики одного из технических вузов столицы, коллектив, где уживаются персонажи совершенно разные, но объединенные служением науке. И огромный колоритный срез нашей тогдашней жизни за стенами кафедры. Открывая страницы романа как будто открываем двери в не столь далекое прошлое. Небольшая по объему повесть «На испытаниях», напечатанная в «Новом мире» в 1967 году, переносит нас на секретный полигон, где проводятся испытания вооружения. Люди, причастные к этой теме, на вопрос «чем мы живы?» отвечающие: «скорее работой» и «работа, плюс чувство юмора», позже приехали с Лаврентьевым в Сибирское отделение, и описаны они И. Грековой так ярко и замечательно, что повестью буквально зачитывались. Но для Елены Сергеевны выход и успех этой повести обернулся уходом из Академии имени Жуковского. На литературной деятельности переход И. Грековой к преподаванию в Московском институте инженеров транспорта не отра­зился, а вот МИИТ теперь проводит физико-математическую олимпиаду в честь Е. С. Вентцель для школьников 9–11-х классов. 

Просмотров:

Вверх