«Мы пришли сюда встречать Троицу зеленую…»

«Мы пришли сюда встречать Троицу зеленую…»
8 июня 2023

Троица – христианский праздник сошествия на апостолов Святого Духа – в этом году выпала на 4 июня. На Руси и не только это празднование тесно переплетено с народными дохристианскими традициями окончания весны, начала лета. Троицу еще называют «праздник березки», потому что в это время дома и храмы украшают зеленью и ветками березы. Своя специфика есть и у троицких хороводов, в которых поучаствовала и наш корреспондент Елизавета Владова, а в перерывах побеседовала с руководителем Клуба народной песни ДУ Натальей Евгеньевной Оболенской.

– Наталья Евгеньевна, расскажите немного о своем клубе.

– Клубу в этом году исполнилось 37 лет. Нынешний год был очень интересным и насыщенным, со множеством мероприятий: выступали на сцене, вечерки в ДУ проводили и так далее. Кстати, наконец-то показали фильм «Чудо вятской свадьбы», который был снят в 2010 году, на базе нашего клуба. Режиссеры и авторы сценария Н. Е. Оболенская и Л. В. Перфильева. В этом году его показали по ТВ. И вот на днях к 60-летию ДУ состоялся его показ здесь, на большом экране.

Клубом мы стараемся все календарные праздники проводить, и Масленицу, и Троицу, и Купалу, Коляду и другие.

– Где вы берете материал – из литературы или по экспедициям ездите?

– Материал берем из фольклорных экспедиций, собираем по деревням, где живут родственники наших певуний, из этнографических материалов людей, которые фольклор собирают, но сами не поют.

Обычно бывает так, что фольклорный коллектив исполняет фольклор выборочно, например, сибирские песни или старообрядческие (семейские), у нас же представлены разные традиции – вятские, казачьи, семейские.

«Чудо вятской свадьбы», например, сделан на материале Валентины Ефимовны Котеговой и Федора Федоровича Котегова, которые ездили к своим родным в Вятку и привозили оттуда записи народных песен. Мы их расшифровывали и учили, на это ушло 20 лет. И в какой-то момент созрела мысль сделать фильм на их основе.

– Получается, что и троицкие традиции у вас собраны разные? Чем они отличаются друг от друга?

– Идея у всех одна. Раз Троица – это «праздник березки», из нее в первую очередь делают венки, иногда завивают их на самом дереве и гадают. Береза олицетворяет собой женское начало. Есть обряды, когда березку срубали, наряжали, как девушку, а в конце опускали в речку. И венки – в речку. Это символическое жертвоприношение.

– Троица, насколько я знаю, тесно связана с поминальными обрядами, вот и некоторые песни, как я успела услышать, чем-то похожи на плачи...

– Ну да, с одной стороны, Троица – это переход весны в лето. Одно время уходит, другое приходит. Кроме того, как мы уже сказали, березка олицетворяет собой женское начало, а у женщины, как известно, существует три возраста: девочка, женщина и бабушка. И каждый раз, когда ты переходишь из одного в другой, умираешь в предыдущей ипостаси и возрождаешься в новой. Например, ты вышла замуж, и девочкой тебе уже не стать. Отсюда – плачи. Поэтому троицкие песни интересные, необычные. Мы вот только что пели хороводную песню и поняли, что первая ее часть – «стреловая», а вторая – поминальный плач. Они идут на одну мелодию, движения хоровода одинаковые, а текстовая подоплека – разная. И, кстати, в троицких и купальских песнях есть упоминание о некой Маринке. Тоже не могли понять, что это за Маринка такая, потом догадались – Марена (богиня, связанная с сезонными обрядами умирания и воскрешения природы). Ее и хоронят в виде березки.

– Какие еще народные традиции существуют на Троицу? Для чего плетут венки?

– Венки плетутся не просто так – по ним гадают. Проверяют наутро, растрепался сделанный вечером и повешенный на березу венок или нет. Если растрепался – то желание не сбудется, а если остался целым – значит все хорошо.

Венки плетут везде, во всех областях одинаково, березка везде растет. Плели венки и из цветов, которые тоже вешали на березку.

Кроме того, с Троицы начинается, как мы уже сказали, женская обрядовая часть календарного цикла. С помощью венков девушки кумятся, они ими обмениваются, это обряд посестринства. Из общего хоровода выбирают себе подружку и договариваются быть кумами на целый год. Венками обмениваются в залог того, что будут делиться друг с дружкой своими мыслями, чувствами. Не у всех же есть родные сестры, и не у всех с ними доверительные взаимоотношения.  

Изображение WhatsApp 2023-06-05 в 15.55.32.jpg

– А хороводы? Я и не подозревала, что их существует такое многообразие.

– Да, хоровод – это не просто движение по кругу, рисунок хоровода очень разнообразен: «репьем» (т. е. гуськом), «змейкой», «вьют верву» (веревку), «снуют основу», образовывают полукрест, крест и т. д. И конечно, поют песни.

Со «стреловым», например, мы обычно на море ходим, когда нужно от одного места до другого дойти, получается очень быстро. Вот «змейка», где все запутались, там нужно обходить своего партнера спереди, а потом, пританцовывая, идти вперед, с каждым потанцевать и пройти на свое место. «Солнечный» – посолонь. Кстати, когда смотрели на хороводы сверху, с вертолета, обнаружили, что они воспроизводят элементы народной вышивки. А вообще в основе всего – круг, коло – коловод, хоровод.

И если обычно хороводы водили на сельской улице или на лугу, за околицей, то на Троицу — в роще. Отличался и состав хороводов. Если в других хороводах участниками чаще всего были молодые девушки и парни, то на Троицу – исключительно девушки и молодые женщины.

– Судя по описаниям, традиции схожи немного с купальскими.

– Да, это части одного летнего календарного цикла, первая часть –  троицкие, а затем идут купальские. Но на Купалу венками девушка обменивается уже с парнем, там проходят совместные обряды и игры – поцелуйные, соревновательные, прыгают парами через костер. Все нацелено на выбор жениха, это уже немного другая история.

Просмотров:

Вверх