6 ноября в Доме учёных прошла интерактивная лекция-концерт «Сибирский характер», приуроченная к Дню Сибири. О редкой и многогранной теме мужской культуры в Сибири рассказал Егор Рублёв – этнограф, преподаватель истории России в НГАСУ (Сибстрин) и руководитель фолк-мануфактуры «Семёнов день». Все материалы лекции были собраны в этнографических экспедициях по Новосибирской и Кемеровской областям. «Семёнов день» исполнил песни из сибирских и алтайских деревень и приблизил всех слушателей к народной культуре.
– Егор, расскажите, пожалуйста, что включает в себя мужская культура и почему сибиряки были такими выносливыми?
– Мужская культура – это совокупность всех проявлений «мужского» в традиционном обществе, начиная от одежды и предметов быта и заканчивая обрядами и ритуалами в рамках традиционных праздников. В эту культуру входят истинно мужские профессии, например, кузнец, обряды, символизирующие плодородие, и мужская песня. Сибиряки были выносливее благодаря своему сибирскому характеру, формированию которого способствовал суровый климат. Еще одна из возможных причин – крепкая физическая форма, ведь сибирские крестьяне были более зажиточными, они жили и питались значительно лучше, чем жители других регионов страны.
– Где мужчины проявляли свою выносливость, кроме труда?
– Конечно же, в состязаниях, ведь с давних времён у сибиряков было принято в течение года устраивать всевозможные соревнования между мужчинами на силу и ловкость. В каком-то смысле такие состязания были сродни современному спорту. Однако между нынешним спортом и состязаниями того времени есть значительная разница. Во-первых, спорт существует в рамках спортивных организаций: клубов, дворцов спорта, спортивных секций, школ. Раньше же о таких вещах, как спортивная секция или дворец спорта, не могло идти и речи. Все состязания между мужчинами происходили на природе или на улицах и приурочивались к праздникам. Отголоски этого можно встретить и сейчас, когда обязательной частью любых массовых праздников становятся спортивные состязания для всех желающих.
В отличие от современности, к состязаниям женщины категорически не допускались, хотя встречались и исключения. Есть немало рассказов о том, как физически крепкие женщины выходили бороться с мужчинами вместо своих «замухрыжных» и трусливых мужей. Но самое главное отличие — состязания на силу и ловкость были частью жизни каждого трудоспособного мужчины. Современный спорт не для всех, им занимаются только те, кто этого хочет, и большая часть современных людей со спортом имеют мало общего. И все эти состязания на силу и ловкость принято называть мужской состязательной культурой сибиряков.
– Когда проходили состязания?
– В основном во время традиционных праздников, таких как Святки, Масленица, Троица или Иван Купала. Мужчины собирались в круг и проверяли свои возможности. Отголоски этого можно встретить и в современности, на праздновании Масленицы и сейчас проводят разные конкурсы на силу и выносливость. Например, когда нужно залезть раздетым на масленичный столб за валенком, бой стенка на стенку и так далее.
Состязания мужчин в силе и ловкости – явление общечеловеческое. Их проявления можно найти почти в любом уголке нашей планеты и на любом историческом промежутке. Сибирские состязания отличались от тех, что проводились в других уголках нашей страны, многое перенималось от тюркских и других народов. Чаще всего это было связано с их переселением на территорию Сибири.
– Егор, расскажите о каком-нибудь виде состязаний.
– Особенностью сибирской состязательной культуры были конные скачки. Конные бега за пределами Сибири любили проводить только казаки, здесь же в них участвовали крестьяне. Такую популярность скачек у сибирских крестьян можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сибирские крестьяне, как я уже говорил, были более зажиточные, чем их соседи по другим регионам, и поэтому могли позволить себе использовать лошадей для развлечений. Во-вторых, на популяризацию скачек повлияли соседствующие тюркоязычные народы, которые вовсю скакали по праздникам на конях наперегонки. Русские крестьяне, увидев это зрелищное состязание, переняли его и перестроили под себя.
Самыми большими любителями скачек были сибирские старожилы или, другими словами, коренные русские сибиряки. Бегали они на довольно большие дистанции – до 12 километров. За победу в таком состязании проигравший выставлял победителю ведро водки. В зимний период, на праздник Масленицы, скачки устраивались на лошадях, запряженных в сани, а летом – верхом. Изобретательность старожилов доходила до того, что скачки могли устраивать на груженых телегах, запряженных ломовыми лошадьми, которые были предназначены для перевоза грузов. А в некоторых местах, например, лошадей разгоняли перед соревнованиями заранее, подхлестывали, но не давали срываться с места, потому что во время бегов их нельзя было подгонять.
– Какое еще состязание можно назвать истинно русским явлением?
– Например, игра взятие снежного городка, в которую играли в период Масленицы. Можно предположить, что эта игра появилась в среде сибирского казачества, а потом уже распространилась и среди крестьян. Корни этой игры следует искать в исторических событиях времен освоения Сибири. В этот период, осваивая территорию за территорией, казаки возводили маленькие крепости для защиты вновь освоенных земель от набегов недружественных сибирских народов. Возможно, в память об этом и могла возникнуть такая игра.
У взятия снежного городка большое число вариантов. Иногда она принимала вид настоящей военной баталии с участием нескольких сотен человек. Строилась большая крепость, напоминавшая своим видом настоящее военное укрепление, и на ее защиту вставали пешие крестьяне, вооруженные метлами, трещотками и даже ружьями с холостыми зарядами. Целью игры является защита от вторжения на внутренний периметр крепости. Атакующие же придерживались иной тактики. Они садились верхом на лошадей и пытались прорвать оборону, врываясь в крепость на скаку. Однако громкие выстрелы ружей, шум трещоток и колючие метлы не позволяли им добиться быстрой победы. Многие участники, погружённые с азартом в игру, даже получали травмы.
Существовали и более простые варианты этой игры. Смысл в таком случае заключался в добыче какого-нибудь приза, который ставился на вершину «крепости». В таких вариантах игры «крепость» не была похожа на настоящие укрепления, а выглядела как выложенная из снега стена с деревянной перегородкой сверху. Победителей, по традиции, купали в снегу.
– Существовали ли состязания, связанные с борьбой?
– Конечно, очень важное место в культуре сибиряков занимали рукопашные состязания, которые проводились как на праздниках, так и в повседневной жизни. В течение всего года мужчины соревновались в борьбе, дрались на кулаках и на палках.
Самым популярным рукопашным состязанием у сибиряков долгое время была борьба. Этот вид единоборств был чрезвычайно популярен среди крестьян и имел много вариантов. Каждый из них отличался особыми правилами и наборами борцовских приемов. Особой популярностью пользовалась борьба «на поясах», причём в обоих её вариантах, как с использованием ног, так и без него.
Помимо борьбы «на поясах» существовала и борьба «не в схватку». В ней были разрешены любые захваты и подсечки, однако не использовались болевые приемы и удушения. В схватках побеждал тот, кто не только умел хорошо держаться на ногах.
К XX веку практически потеряла свою популярность такая разновидность борьбы, как «русская». Правила были следующие: борцы «обнимали» друг друга и складывали руки за спиной «в замок», при этом правая рука находилась над плечом, а левая под противоположной рукой противника. Целью являлось положить противника на спину, при этом оставаясь самому на ногах. Все приемы, связанные с ногами, исключались, а расцеплять руки во время поединка было запрещено. В отличие от двух первых разновидностей, в борьбе «в крест» решала грубая физическая сила.
– А где и как крестьяне учились бороться?
– Они не ходили в специальные спортивные секции, ведь не было мастеров по единоборствам, которые бы передавали знания другим. Подготовка и отработка приёмов происходила во время самого процесса. С каждым новым поединком борец учился чувствовать противника, неожиданно находил для себя новые приёмы, а потом их и закреплял. Все это приводило к тому, что сибирские крестьяне по большей части были неплохими борцами.
– С каким видом состязаний связано больше всего мифов и легенд?
– С кулачными боями, которые уступали в популярности борьбе. Для общерусского варианта кулачных боев основное правило деления на противоборствующие группы было по принципу «земли», например, между жителями разных концов одной деревни. В Сибири сложилось ещё одно правило деления на противостоящие группы: бои происходили между представителями разных этнокультурных групп и народностей.
Кулачные бои не были делом стихийным и беспорядочным, поэтому у них всегда было отдельное место проведения, например, мост или река. Сибирский кулачный бой отличали довольно свободные правила проведения. Крестьяне использовали в драке удары ногами, оружие, колы от забора и даже кастеты. Всё это не было запрещено. Но за пределами Сибири такие вольности были недопустимы.
Самым распространенным видом кулачного боя на территории Сибири был «свалка-сцеплялка». Здесь не было строгого выстраивания в «стенку», был свободный строй. Конечной целью в таком виде боя было оставить лежачими на земле всех противников или сбросить с моста.
Второй вид кулачных боев – «стенка на стенку». В этом случае враждующие «партии» выстраивались друг напротив друга в организованные ряды. Конечной задачей боя было вытеснение за пределы поля противостоящей партии. Этот бой был более регламентированным, чем бой «свалка-сцеплялка». Третий вид кулачных боев – «один на один» – практически не встречался в сибирских деревнях.
– А как все эти состязания помогали мужчинам в жизни?
– Все виды состязаний приносили ту или иную пользу крестьянам. Конные скачки, например, развивали навыки управления лошадью, а «взятие снежной крепости», по сути, было реконструкцией военного сражения. Благодаря этой игре сибиряки осваивали взаимодействие в строю, учились не бояться массового столкновения с противником. Кулачные бои помогали «выплёскивать» скопившуюся агрессию, что сводило конфликтность на нет. Всё это влияло на боевую подготовку сибиряков. Сибиряки-ветераны Великой Отечественной войны вспоминали, что полученные в кулачных боях навыки не раз спасали им жизнь.
Елизавета Устьянцева
Фото автора и из сети Интернет