Людмила Николаевна ИВАНОВА: «Научная школа – это развитие идей...»

28 апреля 2022

Родилась в Новосибирске в 1929 году. В 1953 году окончила Новосибирский медицинский институт. В 1971 году возглавила лабораторию физиологической генетики Института цитологии и генетики СО РАН, а в 1979 году кафедру физиологии НГУ. Доктор медицинских наук, профессор. С 1991 года – член-корреспондент, с 1997 года – действительный член Российской Академии наук. 

При непосредственном учас­тии Людмилы Николаевны в Новосибирском государственном университете создан медицинский факультет, разработаны принципиально новые подходы в подготовке специалистов – врачей, владеющих современной методологией в области биологии, химии, молекулярной биологии, генетики, медицинской физики. Занималась изучением механизмов регуляции водно-электролитного баланса, а также молекулярными и генетическими механизмами гормональной регуляции функции почек у млекопитающих. Под её руководством велись сложные работы по оценке последствий неблагоприятных антропогенных воздействий на озере Байкал и в тех районах Алтая, которые в своё время подверглись загрязнению при испытании ядерных устройств на Семипалатинском полигоне. Автор и соавтор более 350 публикаций и 4 коллективных монографий. Под руководством Людмилы Николаевны защищены 31 кандидатская и 6 докторских диссертаций. Заслуженный работник высшей школы РФ. Лауреат Фонда содействия отечественной науке «Выдающиеся учёные РАН». Лауреат премии РАН им. Л. А. Орбели, ордена Почёта за многолетнюю успешную работу. Тем не менее, на вопрос одной новосибирской журналистки, а вот чем бы она занималась, не стань физиологом, Людмила Николаевна без раздумий ответила: «Физикой!» И объяснила: «Я физикой ещё в школе интересовалась. И пошла в мединститут, считая, что физика в дальнейшем обязательно должна найти применение в медицине».

«Людмила Николаевна – исследователь самого высокого современного уровня, – писала об академике Ивановой её коллега профессор Нина Константиновна Попова. – Она никогда не работала ради карьеры. Это не тот тип человека. Людмила Николаевна за тридцать лет стала учёным очень широкого профиля, в результате чего ею было проведено много совместных исследований с различными лабораториями, в том числе зарубежными».

Что такое научная школа академика Ивановой?

«Научная школа – это развитие идей, – писала Н.К. Попова. – Людмила Николаевна нашла свой путь. Она прошла путь настоящего учёного, который в принципе должен сохранять последовательность».

А изменения представлений о развитии науки не выработали у учёных нашего времени какой-то иной взгляд на науку?

«Нет. В целом, нет, – отвечала на этот вопрос Людмила Николаевна. – Основная задача науки остаётся всё та же – познание закономерностей развития мира. Это относится к учёным всех областей. Правда, сегодня наука очень специализировалась в связи с новыми возможностями, с новыми подходами к изучению, скажем, той же физиологии. Сегодня все увлечены исследованиями на молекулярном уровне. Это очень необходимый период. И всё-таки, исследуя молекулярные события на уровне отдельных внутриклеточных звеньев, надо иметь в виду конечную задачу – выяснение того, каким образом всё это реализуется в функции клетки, органа и целого организма. Это, конечно, задача будущего – объединить, интегрировать исследования молекулярного уровня, чтобы понять, что же всё-таки происходит на уровне всего организма. Это такие сложнейшие процессы, когда всё объединяется в координируемую систему, чётко регулируемую, приспособленную к условиям внешней среды. Понять, как все эти молекулярные события реализуются в функции – вот главная задача современной физиологии.»

«Мне нравится литература. Мне нравятся книги с психологическим аспектом, – не без юмора признавалась Людмила Николаевна в одном своём интервью. – С удовольствием читаю Агату Кристи на анг­лийском языке. Кстати, на анг­лийском она воспринимается гораздо лучше, чем в переводах. И любимый герой при этом у меня не мисс Марпл, а Пуаро. Именно Пуаро! Он такой прекрасный логик, такой профессионал! Его размышления от начала до конца логичны и выверены…»

«Я в последнее время заинтересовалась биографиями великих людей – Рафаэля, Леонардо да Винчи. Оказывается, Леонардо очень многое начинал и не заканчивал. У него колоссальное количество незаконченных работ!»

Так может удивляться человек, только хорошо знающий цену начинаниям.

«Есть одна точка зрения, суть которой меня сначала поразила, а потом я поняла, что в ней много верного. Смысл её можно сформулировать так: слишком большая талантливость, невероятная широта интересов Леонардо да Винчи фактически оказались ему во вред. Если бы с его гениальным мозгом, с его мощным умом он был более узким специалистом и занялся бы чем-нибудь конк­ретным, он бы, наверное, лучше реализовался. Ведь из того, что он конструировал, ни одна модель не была практически реализована. Всё – постфактум. Но в памяти человечества Леонардо остался как образец колоссальных возможностей мозга, как пример того, насколько изобретателен может быть человек...»

Радушие и открытость Людмилы Николаевны необыкновенны.

Возраст ей не помеха. Для неё даже лыжи до сих пор – ещё не прошлое.

А ещё есть сауна с подружками, где можно поговорить и о Леонардо, и о детективах, и о путешествиях, и о друзьях, и просто о новостях Академгородка – самого прекрасного места для активных людей. Таких, как сама Людмила Николаевна!

Геннадий Прашкевич

Просмотров:

Вверх