КНИЖНАЯ ПОЛКА. Тот, кто научит правильно жить

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Тот, кто научит правильно жить
30 марта 2023

«Нравственное влияние – главная задача воспитания» – эти слова являются основным педагогическим заветом Константина Дмитриевича Ушинского, чей 200-летний юбилей послужил в России началу Года педагога и наставника.

Задачей педагогов в нравственном воспитании К. Д. Ушинский  считал единение слова и дела наставника, чтобы за правильными и красивыми словами об общественной пользе не прятались корыстные личные интересы. Ведь образ учителя – особенно первого, встречающего нас на пороге школы, как правило, остается в нашей душе на всю жизнь.

Альберт Анатольевич Лиханов, писатель, журналист и академик, в своих многочисленных произведениях, посвященных детству, много внимания уделял именно этой теме – теме передачи нравственных ценностей, любви к родной стране, к своей земле, к людям, которые нас окружают, – воспитанию. Воспитанию не только словом, но и бескорыстным примером служения своему делу. Его берущие за живое повести «Последние холода», «Детская библиотека», «Кикимора», вошедшие в роман «Русские мальчики», рассказывают нам о военном детстве. Работы, основанные на личных воспоминаниях писателя, переносят нас вместе с мальчиком Колей в суровые времена, где «Подозрительность и сплетни – признак благополучия, а не тягот. Общие страдания сближают пониманием, и добро звучит бесхитростно». История про школьную учительницу, «Крёсна», входит в роман «Русские мальчики», каждая глава которого может быть прочитана как самостоятельная. Анна Николаевна, школьная учительница, которая третьекласснику Коле казалась старушкой в ту военную осень, с которой начинается история, была крёстной матерью почти половины городка. «Да у неё тут полнарода то крестники, то ученики». Именно это простонародное звучание в устах уральцев слова «крёстная» делает историю с Анной Николаевной особенно теплой, проникновенной и очень грустной. Ведь как-никак, идет третий год войны, часто приходят печальные конверты матерям и женам, а из любимого лакомства у многих учеников – картошка, обжаренная на рыбьем жире, которую последний раз делали на ноябрьские праздники. Учительница, дающая полуголодным своим ученикам, как птенцам, витамины, заваривающая детям сосновый отвар от цинги. Не отпускающая своим вниманием ни учеников, которые не всё вовремя успевали понять или выучить, ни их матерей или бабушек, помогая словом и делом, тем, кому помощь и поддержка была нужнее.

Крёсна 3.JPG

И самое главное – учила ребят складывать «Буквы – в слова!  Слова – в мысли!». Вовремя предложенная детям книга, которой нет в библиотеке, знакомство с музыкой, обращение лично к каждому, персонально –  так вошла и осталась в памяти детской их первая учительница. «Крёсна. Крёстная мать. Не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя…. Вы есть – по-разному во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда – вашими уроками и вашей жизнью».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Рисунок Марины Пинкисевич

Просмотров:

Вверх