КНИЖНАЯ ПОЛКА. Солнечный гений Сергея Прокофьева

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Солнечный гений Сергея Прокофьева
14 марта 2024

Прокофьевы совсем сошли с ума, – говорили соседи. – Зачем им нужен второй рояль? 

С. Прокофьев «Автобиография»

Речь шла о новом семисотрублё­вом рояле фирмы И. Ф. Шредера, который со станции до дома в Сонцове везли с величайшими предосторожностями, шагом все 25 километров. Сереже Прокофьеву десять лет, он хорошо читает ноты, знает множество музыкальных произведений, имеет собственную точку зрения на музыкальные сочинения и может её защитить. «К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребёнке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.» (С. Прокофьев «Автобиография»). И музыкальные наклонности у мальчика в семье, где «Мать любила музыку. Отец музыку уважал», проявились лет с четырёх, как вспоминает Прокофьев. Ещё не умея правильно выговаривать все буквы, он мог выразить своё отношение к произведениям, которые играла мать, Мария Григорьевна. Ну, а к одиннадцати годам, попав впервые в Москве в оперу, прослушав «Фауста» и «Князя Игоря» (понравившегося мальчику менее, чем «Фауст») и полностью проникнувшись волшебством балета «Спящая красавица», Сережа преисполнился решимости написать свою оперу. «Как можешь ты написать оперу? – возразила мать без всякого уважения ко мне. – Зачем говорить такие вещи, которые ты исполнить не можешь!» Тем не менее опера «Великан» увидела свет, если так можно выразиться о детской постановке, в 1900 году. 

Замечательная книга о детских, счастливых годах Серёженьки Прокофьева, написанная им самим, издавалась и переиздавалась неоднократно. Начав писать воспоминания о своём детстве, Сергей Сергеевич опирался на дневниковые записи, на реестры своих детских музыкальных сочинений, составленных им в одиннадцать (!) лет. Листы эти с нотами, выписанными детской рукой, с пометками, фотографиями и письмами к родителям и близким, вошли в полный том «Автобиографии», состоящий из двух частей: «Детство» и «Консерватория». Консерваторская тема дополнена воспоминаниями о педагогах, выдающихся мастерах, с которыми молодому Прокофьеву очень повезло, хотя поначалу он не очень воспринял методику преподавания А. К. Лядова. «Однако именно он помог юному композитору выработать чистоту и логику голосоведения, научил каллиграфической аккуратности записи». Это вступает Марина Нестьева, специалист по творчеству Прокофьева, музыковед и редактор, выпустившая такие замечательные книги, как альбом, посвященный жизни и творчеству композитора («С. С. Прокофьев»), про который можно сказать, что это настоящая иллюстрированная энциклопедия жизни музыкального гения («Сергей Прокофьев. Солнечный гений»). «Моя цель – раскрыть личность Творца через круг сменяющих друг друга, повторяющихся и обновляющихся мотивов его жизни и творчества». 

О становлении Прокофьева как композитора и исполнителя, о его странствиях по миру, про обретения и потери, о возвращении в новую Россию, о трагических совпадениях в биографии с вождём народов и о пресловутом «казусе Прокофьева» – всё можно найти в наших книгах. А мы остановимся на времени, когда солнце щедро светило на музыкальную палитру Сергея Сергеевича Прокофьева, верящего в свою звезду, считающего себя способным покорить планету. И сами можем ответить на вопрос прокофьевской анкеты для друзей: «Что вы думаете о солнце?».

Просмотров:

Вверх