КНИЖНАЯ ПОЛКА. Снятся людям иногда ледяные острова

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Снятся людям иногда ледяные острова
30 ноября 2023

Видно, на Севере, кроме магнитного полюса, есть еще какой-то другой.

Леонид Васильев, начальник радиостанции СП-19

Что влечет людей из уюта и привычной обстановки в ледяные просторы нашей планеты, к полюсам? Как люди становятся полярниками? Кто может работать на полярных станциях в условиях крайне экстремальных? Книга известного российского полярника Артура Чилингарова и его товарищей, которая называется «Под ногами остров ледяной», как раз открывает нам некоторые моменты жизни на полярных станциях, работы, на которую не надо ездить, она на станции 24/7 со всеми участниками, вплоть до собак.

История создания станции «Северный полюс-19» весной 1969 года на ледяном острове площадью 100 кв. км к северу от Чукотского моря, где поначалу ничего не предвещало драматических событий. Остров этот считался надежным, на нем когда-то спокойно прошла экспедиция СП-6. Поведение льда не вызывало сомнений, предполагаемый дрейф на север, в сторону больших глубин, не сулил ничего экстремального. «Остров толщиной 35 метров имел 14 километров в длину и 8 – в ширину.

Казалось, никакая сила в природе не способна сокрушить этот гигантский ледяной монолит». «Но что-то пошло не так» – избитое выражение, уместное здесь в полной мере. Ледяной остров, «делая зигзаги, прошел почти на запад, к островам Де-Лонга, где были глубины 30 метров и менее». Наскочив на одну из отмелей, монолит раскололся, трещина прошла в районе лагеря станции. Картина, открывшаяся участникам экспедиции, была поистине драматичной: огромные куски льда, которые еще недавно были твердой почвой под ногами, неожиданно осели и отошли, обнажив перед полярниками море. Один из обломков перевернулся вместе с домиком радиостанции, пострадало океанографическое имущество.

Всё это происходило в середине полярной ночи. Было дано указание: обследовать с самолета состояние остальных участков ледяного острова. Разведка показала, что большая часть ледяного острова не пострадала и «участники дрейфа с помощью трактора и присланного вертолета перебазировались на него». Чтобы выйти из катастрофы и восстановить регулярную работу станции, были предприняты героические усилия.

Книга об этом событии была издана впервые в 1972 году, потом была переиздана в 1986 г. И вот сейчас, с высоты прожитых лет, участники героического дрейфа, в котором удалось никого не потерять, встречаются под обложкой нынешнего издания, дополненного новыми фотографиями, рассказами уже из двадцать первого века.

Живое общение повзрослевших участников экспедиции на страницах книги передает атмосферу кают-компании, где собираются люди, прошедшие многократную проверку на дружбу, спаянность, надежность. Где слово и дело идут рука об руку, и слова, звучащие выспренно в обыденной жизни, здесь обретают сакральный смысл. Работа на Севере, в Арктике, многое проясняет в людях, здесь перестают обращать внимание на мелочи, а главное, основное встает перед каждым в полный рост.

Аэролог Владимир Сафронов, один из участников дрейфа, о работе в сложных условиях Севера: «Когда-то я боялся, что Север разлучает людей, рвёт установившиеся между ними связи. На самом деле всё это не так. Север – это испытание верности, испытание чувств. И если люди прошли испытание разлукой, им уже ничего не страшно».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Просмотров:

Вверх