КНИЖНАЯ ПОЛКА. Сибирская зима Софи Лисицкой-Кюпперс

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Сибирская зима Софи Лисицкой-Кюпперс
2 февраля 2023

«Есть что-то символичное, что Софи вместе с архивом Эль Лисицкого оказалась именно в Новосибирске. Жена конструктивиста – в городе, застроенном зданиями, возведенными в стиле конструктивизма»

(Сергей Самойленко)

История жизни Софи Лисицкой-Кюпперс в книге Ингеборг Приор, немецкой журналистки из Кёльна, «Завещание Софи. От Ганновера до Сибири». Книгу в подарок мы получили от человека, знавшего Софи, историю её семьи, непростых отношений с родственниками по обе стороны границы и проблемы с творческим наследием двух художников.

Софи Шнайдер, родившаяся в 1891 году в мюнхенской буржуазной семье, была талантливой художницей и отношение к искусству имела самое прямое: изучала историю искусства в Мюнхене. Тогда в художественной среде девушки-студентки были редкостью. «На курсе у нас были только две девушки, – вспоминала Софи. – Позднее моя сокурсница вышла замуж за нашего преподавателя, я же познакомилась с Паулем Эрихом Кюпперсом…». Двое молодых людей, страстно увлеченных искусством, познакомились в университетской библиотеке. Общие интересы их сплотили, они же давали постоянный материал для дискуссий, сводили с интересными людьми. Все, кто знал в ту пору Софи и Пауля Эриха, признавали, что они были необыкновенно счастливой парой. Талант молодых людей заключался еще и в том, что они оба обладали безошибочным чутьем на то, какое место потомки отведут работам современников. В это же время молодая пара начала собирать свою коллекцию работ художников, таких как Пауль Клее или Василий Кандинский. «Импровизацию № 10», картину Кандинского, положившую начало абстрактному направлению в живописи, Софи купила 15 октября 1919 года в берлинской галерее «Штурм» за три тысячи марок. Позднее Софи называла эту картину важнейшей в их с Паулем коллекции. Но тогда даже самые тонкие ценители искусства не могли представить, что когда-нибудь работы Кандинского будут стоить миллионы долларов. А пока счастливое время – время общения единомышленников. Несмотря на сложности послевоенного времени, «дом Кюпперсов был открыт для художников, поэтов, журналистов, коллекционеров, искусствоведов и просто друзей современного искусства». Пауль Эрих в это время работает над своей книгой о кубизме – новом течении в искусстве. Брак, Пикассо, Леже и другие художники должны были войти в эту книгу.

Многим планам Пауля Эриха и Софи помешала эпидемия инфлюэнцы, позже названной «испанкой» и унесшей миллионы жизней. Организм Кюпперса, ранее перенёсшего туберкулез, не смог преодолеть воспаление легких, и 7 января 1922 года Софи осталась вдовой с двумя мальчиками на руках. В это тяжелейшее для неё время Софи не осталась одна. Люди искусства объединились вокруг продолжавшего работу Общества Кестнера, Софи занималась устройством выставок и продвижением художников, чьи работы пока не получили признания. Вскоре произошла знаковая встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу Софи Кюпперс.

На Первой русской художественной выставке в Берлине Софи купила понравившуюся ей акварель Эль Лисицкого. Лисицкий был первым представителем русского авангарда, которого узнала Софи, его работами она восхищалась задолго до реальной встречи с художником. Эренбург с Лисицким издавали в то время просоветский журнал «Вещь», выходивший на русском, французском и немецком языках. Журнал должен был содействовать сближению культур Советского Союза и Европы. Имена авторов журнала впечатляют: Чарли Чаплин, Ле Корбюзье, Фернан Леже, Казимир Малевич, Борис Пастернак – это и был круг общения тогдашнего периода жизни Лисицкого.

Софи 1.jpg

Дружба Лисицкого с маленькой семьей Софи. Отношения, переросшие постепенно в сильные чувства. Надо, однако, помнить, что время на дворе – 1925 год. Швейцария, где Лисицкий проходил лечение от туберкулеза (опять этот бич времени!), советских документов не признаёт и отказывает в продлении визы художнику. Расставание было тяжелым. Мальчишки Кюпперсы были искренне привязаны к Лиси, и он отвечал им любовью и заботой. Это была первая по-настоящему любящая его семья. Лисицкий уезжал в Союз с твердой верой в великое строительство, а Софи, как многие немецкие интеллектуалы того времени, твердо верила в грядущую победу социализма.

Уезжая за своим другом в Москву, Софи полагала, что скоро вернется, заберет мальчишек и они заживут в новой стране счастливой жизнью, принося пользу новому миру. Обернулось же это всё долгим и трагическим расставанием с детьми, рождением сына в России, смертью Лисицкого в начале 1941 года, высылкой Софи в Сибирь с ребенком. Долгая жизнь в Новосибирске на улице 25 лет Октября и могильный камень на Заельцовском кладбище. Скажете – печально? Да, но Софи никогда не считала свою высылку в Сибирь несправедливой мерой, больше всего её печалило забвение Лисицкого в России и разлука с сыновьями. А еще – утрата дорогой коллекции в Германии. Недолгий визит на родину после отмены ссылки вызвал у Софи лишь желание быстрее вернуться назад, домой. В Сибирь, где самой большой мукой в повседневной жизни была для неё долгая зима...

Детективная часть истории коллекции семьи Кюпперс-Лисицких не окончена. Поиски утраченных сокровищ продолжаются и по сегодняшний день. А книга о Софи, удивительной женщине, которая обрела семью и друзей в Новосибирске, ждет своих читателей.

Наталья Трегуб, зав. библиотекой НДУ

Просмотров:

Вверх