«Человек не может очень долго оставаться печальным в таком интересном мире, ведь правда?»
Люси Мод Монтгомери, «Аня из Зелёных Мезонинов»
Во многом прославившая её на весь мир книга о рыжеволосой девочке взята из жизни самой Мод (Люси Мод Монтгомери не любила своё первое имя и предпочитала называть себя Мод). Она рано лишилась матери, выросла в доме бабушки и дедушки по материнской линии. Ощущая себя одинокой среди взрослых, Мод рано начала читать, почувствовала в себе сильное желание писать и неуклонно следовала за своей мечтой. Личная жизнь её, в отличие от творческой, была непростой, а временами и тяжёлой, но книги Мод полны добра, оптимизма, веры в лучшие качества человека. Задолго до появления других задорных девичьих персонажей в литературе Марк Твен назвал Аню Ширли «самым трогательным и очаровательным ребёнком художественной литературы со времён бессмертной Алисы». Тема сиротства в мировой художественной литературе не нова. Не обошёл её и великий Жюль Верн в повести «Малыш». Это книги, написанные в лучшем стиле романтической прозы конца 19-ого – начала 20-ого века. Над Аней не хочется проливать слёз, это сильная личность, в силу внешних обстоятельств попавшая к людям, у которых никогда не было детей. Ребёнок с богатым воображением и неуёмной энергией делает жизнь не только своих опекунов, но и тех, кто оказался рядом, часто непредсказуемой, но обогащает эмоциями. Эмоций у людей, живущих тяжёлым трудом от земли, не так уж и много. Круговорот привычных обязанностей на своей ферме, смена сезонов. Кажется, ничего и никогда не изменится на этой ферме, кроме возраста брата и сестры Касбертов. Но вдруг ребёнок, выписанный ими из приюта, оказывается вовсе не мальчиком, которого они прочили себе в помощники, а рыжей невзрачной девчонкой. И девчонка эта просит называть себя Корделией. «Анна – такое неромантичное имя».
«Я не люблю детей, у которых всегда есть что сказать» – с этой фразы Мариллы начинается история появления Ани в доме Касбертов. Но постепенно жизнь с девочкой-фантазёркой снимает с лица «застывшую ржавчиной улыбку» хозяйки фермы, а жизнь в Зелёных Мезонинах начинает приобретать новые краски. Протестантское воспитание потихоньку сдаёт суровые позиции в сердце Мариллы, открывая стороны жизни за пределами ведения хозяйства, рутинной работы на ферме и ворчания на своего добряка-брата Мэтью. Что там Марилла, каждый день испытывающая на себе воздействие неукротимой Аниной энергии и фантазии, даже пренеприятнейшие (ранее) чужие гостьи оказываются не такими уж противными после того, как пообщаются с отчаянно храброй девочкой. Да и всем жителям Авонлеи удивительно повезло с той промашкой, в результате которой здесь оказалась Аня Ширли. Казалось бы, это – книга для детей, но она и сердце любого взрослого способна растормошить.
Помимо Ани, её новой семьи, друзей и учителей, постоянный участник всех книг Мод Монтгомери – природа этой части Канады. Остров Принца Эдуарда, здесь когда-то высадились предки Монтгомери и выросла сама Мод, надолго оставит в сердцах читателей живую картину суровой, но прекрасной природы острова. Трепетное отношение к красоте родного края и любовь к Канаде выразились в резком неприятии Мод первой экранизации книги, где действие было перенесено в Соединённые Штаты. Экранизаций книг Монтгомери с тех пор было много, что говорит о популярности цикла романов о постепенно взрослеющей девушке. История Ани с первых изданий и до сих пор не оставляет равнодушными читателей многих стран. Более того, сила и обаяние этой девочки, мысли и чувства, заложенные Мод Монтгомери в повествование, находят отклик и у писателей наших дней. Отсылки к героине, или к самой Мод, показывают, что всегда есть возможность помочь другому человеку, открыть своё сердце друзьям, иметь мечту, идти к ней и не сдаваться. Удивительна связь настоящей литературы с нашей жизнью – это как рука хорошего друга, протянутая нам из далёкого прошлого. Есть книги, которые делают нас сильнее, дают нам путеводную нить, зелёную палочку, становятся настоящими друзьями – и это та история, которая продолжается в каждом из нас, кто любит книги.
Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ