КНИЖНАЯ ПОЛКА. Парнас Серебряного века

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Парнас Серебряного века
22 февраля 2023

Сейчас мы живем в эпоху крайне неустойчивого мировоззрения и мироощущения: основные начала культуры подтачиваются сменяющимися поколениями.

С. К. Маковски

Сергей Константинович Маковский – блестящий журналист, критик, организатор выставок, имя его в начале двадцатого века среди людей искусства и творческой публики было не менее знаменито, чем имя его великого отца – Константина Маковского, ярчайшего представителя движения передвижников. Картина К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» – одна из самых обаятельных картин художника – отзовётся в памяти многих.

Если бы Сергей Константинович ограничился в своей деятельности только тем, что написал подробнейший очерк о жизни своего отца, он и тогда не был бы забыт потомками. Поскольку творчество Маковского-старшего до сих пор интересно тематикой, посвященной русской истории. В его полотнах поистине живет дух русской старины, русской культуры. Сын вспоминает о детстве, проведенном с отцом. В большой семье художника все принимали активное участие в работах отца. Так, маленький Сергей и его братья и сестры неоднократно служили отцу моделями в его работах. Неутомимый художник не расставался с этюдником и ловил моменты, позже перешедшие в полотна. Позировать для отца было своего рода маскарадной игрой. «Маленький садовник», «Маленький антиквар», «Маленький вор» – это Сережа Маковский. И даже грозный сенбернар, участвующий в композиции «Маленького вора», – собака друзей семьи художника. Это милые детали детства, часть которого навечно осталась в картинах. Но жизнь в рамку не вставишь, она идет по своему сценарию, дети растут, отец постепенно отдаляется от семьи, «это был уже другой отец, хоть мы и не угадывали причины этой перемены». Причина – другая семья, о которой прежняя пока не догадывается...

Что удивительно: все дети Маковского-старшего были  творческими людьми. Одних живописцев в семье выросло четверо (!), одна из сестер, Мария, стала знаменитой актрисой. Немало этому способствовала, без сомнения, творческая атмосфера дома. Константин Маковский, как сейчас бы мы сказали, был одним из самых модных, востребованных художников. Семья вела широкий образ жизни, сам император Александр II называл его «мой живописец». Не удивительно, что и Сергей Константинович связал свою дальнейшую жизнь с миром искусства. Журнал «Аполлон» – «русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909–1917 годах в Санкт-Петербурге». Имя Сергея Маковского неразрывно связано с этим изданием и как инициатора издания журнала, и как человека, смело привлекающего к работе начинающих литераторов. Так, Николай Гумилев, автор раздела «Письма о русской поэзии» журнала, был резко против литературных занятий своей жены, Анны Ахматовой. Однако Сергей Константинович стихи молодой поэтессы поместил на свой страх и риск, они нашли горячий отклик у читателей. Что делать – Гумилев принял этот факт.

Надо сказать, что имена авторов, печатавшихся в те годы в «Аполлоне», сейчас входят как раз в Парнас серебряного века. А. Блок, О. Мандельштам, В. Брюсов, Г. Иванов, М. Волошин. Это скромный перечень, далеко не полный, поскольку журнал был посвящен не только поэзии или обзору литературы. Здесь была и театральная и музыкальная критика, и обзоры художественных выставок. Сергей Константинович оставил в дар нам, читателям, две книги «На Парнасе серебряного века» и «Портреты современников». В них он, помимо семейных историй, даёт свой взгляд на тех, кто жил с ним в эпоху перемен. Взгляд этот не канонический, а именно принадлежащий тому времени, взгляд, повернутый к друзьям, единомышленникам. Мастерски, с художественным блеском написанные мемуары, воскрешают образы людей, внесших огромный вклад в развитие русской культуры. Достоверная картина огромного пласта отечественной художественной жизни страны на сломе эпох открывается нам в обеих книгах «одного из лучших и проницательнейших русских художественных критиков».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой НДУ

Просмотров:

Вверх