КНИЖНАЯ ПОЛКА. Хранители

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Хранители
28 сентября 2023

Об искусствоведении можно сказать двумя словами: это наука об искусстве. Стало быть, задача искусствоведа – «донести (сохранить) до людей смысл прекрасного, помочь людям ориентироваться в мире вещей, произведений искусства». Эти сухие, мало говорящие строки раскрываются совершенно иначе, когда мы называем имена людей, связанных с этой профессией, с этой частью человеческой культуры.

Ирина Андреева – мэтр мэтров, высота – вершины Гималайские. Пушкинский музей, чье начало восходит к 1904 году, когда профессор Иван Цветаев, отец сестер Марины и Анастасии Цветаевых, предложил создать музей зарубежного искусства. Богатейшая коллекция музея делает его одним из ведущих не только в России, но и в мире. Ирина Александровна проработала в легендарном музее с 1945 года по 2020, пройдя все ступени: молодой специалист, руководитель музея, президент ГММИ имени А. С. Пушкина. Как пишет Ирина Александровна в книге «Воспоминания. Траектория судьбы»: «Мне предложили директорство совершенно неожиданно. Я не была ни завотделом, ни учёным секретарём. Я была очень смущена… Около месяца я колебалась, а потом разговорилась с одним человеком, и он сказал мне, что эта работа именно для меня, а старшим научным меня всегда возьмут. И вы знаете, эта нехитрая фраза произвела на меня впечатление. Я согласилась тогда». Надо добавить, что предложил ей эту должность не просто администратор от искусства, а знаменитый профессор Борис Робертович Виппер, один из создателей советской школы историков западноевропейского искусства. В своих воспоминаниях Ирина Александровна пишет о детстве – несколько лет жила с родителями в Берлине, где выучила немецкий в совершенстве; студенчестве, пришедшемся на военные годы, о начале работы в музее в 1945 году. 10 апреля 1945 года – нам сложно представить, в каком ужасном состоянии находился тогда музей. «Мы дежурили по ночам, чтобы в случае чего успеть спасти экспонаты от очередной протечки. Обходили три раза за ночь – целой комиссией». Отсюда и до конца своей жизни – верное служение искусству, встречи, выставки, сражения, отстаивание своих идей. 

Галина Леонидовна Лаевская – тот же пример служения идеалам искусства: сорок лет она была бессменным директором нашей картинной галереи в Доме ученых. И какое это великое счастье, что она успела довести до конца книгу своих воспоминаний «о встречах с незаурядными людьми, пережитыми ситуациями, так или иначе связанными с миром искусства – «Встречи в выставочном зале». Всякий раз, открывая книгу Галины Леонидовны, погружаясь в перипетии, иногда детективные, иногда политические, связанные с работами художников, с выставками – от транспортировки картин, до разбора полетов, понимаю, что выражение «культурный фронт» – не просто слова. 

Ещё один представитель этого племени – доктор искусствознания, профессор, художественный критик, знаток русского и западного изобразительного искусства, старого и нового – Андрей Дмитриевич Чегодаев (на минуточку – прямой потомок Чингисхана). Его книга воспоминаний «Моя жизнь и люди, которых я знал» – история семьи и людей, с которыми сводила судьба Чегодаева в Москве, на фронте. И о том, как он был назначен Комитетом по делам искусств главным хранителем «Особого фонда», куда входили картины из Дрезденской галереи. Это отдельная, драматичная история, и в двух словах о ней не расскажешь. 

Александр Васильев, более знакомый широкой публике по передаче «Модный приговор», относится к тому же племени хранителей. Масштаб и направление могут быть разными, но в книге «Фамильные ценности. Книга обретенных мемуаров» Александр признается, что главной ценностью его коллекций, главной фамильной ценностью, для него являются воспоминания. В прекрасно оформленной книге воспоминания дяди, отца и самого Александра – история семьи, на протяжении веков связанной с театром, художниками, история зарождения знаменитой коллекции, работа в театре, эмиграция в Париж. Страсть Александра – «найти что-нибудь сломанное и отдать в починку. Мне кажется, таким образом я сохраняю артефакты прошлого и бережно передаю их в руки новому поколению».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой НДУ

Просмотров:

Вверх