КНИЖНАЯ ПОЛКА. Как снимался фильм «Калина красная»

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Как снимался фильм «Калина красная»
18 мая 2023

Запущенная в производство 1 марта 1973 года картина была снята в кратчайшие сроки и вышла на экраны 25 марта следующего года, став абсолютным лидером советского кинопроката. «Калину красную» за 1974 год посмотрели 62,5 миллиона зрителей.

Торопился Василий Макарович приступить к съемке давно вынашиваемой темы – фильма «Степан Разин». Но руководство Госкино и «Мосфильма» под разными предлогами тянули и откладывали решение этого важного для Шукшина вопроса. Сошлись на том, что сейчас нужен фильм о советской действительности. Николай Трофимович Сизов, бывший в то время генеральным директором «Мосфильма», загорелся идеей создания фильма по киноповести «Калина красная», недавно напечатанной в «Нашем современнике».

Двух недель в Болшево хватило Шукшину, чтобы сделать сценарий фильма. Потом, как пишет в своей книге «Шукшин в кадре и за кадром» Анатолий Заболоцкий, кинооператор-постановщик, работавший с Василием Макаровичем последние шесть лет жизни Шукшина, начались затяжные обсуждения.  Предлагали изменить биографию главного героя – Егора Прокудина: это что же, у нас преступник становится положительным героем?

Тем временем зима уже склонялась к весне, сроки стали поджимать, Шукшин делал уступки, нервничал. Помогло обращение к Сергею Федоровичу Бондарчуку (уж не тогда ли Бондарчук приметил Шукшина на роль Петра Лопахина в своем фильме «Они сражались за Родину»?). Но нервы, изведенные на хлопоты, уложили Шукшина в больницу – «подлатать», по его словам, желудок.

Работоспособность Василия Макаровича известна его коллегам – никого не удивило, что и в больнице он плотно работал над режиссерским сценарием, раскладывал сценарные события на окрестности Белозерска (высмотренные еще на выборе натуры для «разинского» фильма).

Белозерск, Кириллов, Шексна, Шабанова гора и два озера – Лось-Казацкое и Белое – были приняты без оговорок всей творческой группой. Но Белозерск с Шексной с места не подвинешь, а у артистов, намеченных, «насмотреных» Шукшиным, не всегда совпадал график съемок и поездок. Поэтому мы не увидели в фильме Людмилу Гурченко. Также как и Веру Марецкую, которая поначалу согласилась, но, сославшись на нездоровье, отказалась от съемок в последний момент, когда вся съемочная группа уже была на выезде. Не увидели мы и Жанну Прохоренко, читающую лекцию перед песней Аедоницкого – не совпали хор и занятость актрисы. Таких моментов нестыковок из-за сроков съемки и малого метража выделенной пленки (зато – цветной!) было много.

Но случались и неожиданные находки – как снимали бабушку Ефимью Ефимьевну в нежданной для неё роли матери Егора Прокудина. Бабуля, того не ведая, что съёмка уже идет, неторопливо и обстоятельно поведала на камеру о житье-бытье. И эта сцена в фильме, пожалуй, одна из самых сильных. Ведь если финал фильма в каком-то смысле итог жизни Егора, пусть и не заслуженный, то уж судьба матери, не знающей о непутевом сыне ничего, самая что ни на есть горемычная.

В результате, хоть и без песни о «Калине красной» («эх, не выпелась песня» –  по словам Шукшина), но фильм получился тёплый, невероятно живой, недаром народ до сих пор с удовольствием смотрит его по сей день. И не напрасно не так давно фильм восстановили для современного формата.

Василий Макарович хотел снять больше, имел далёкие планы на будущее, но мы знаем, что роль в фильме «Они сражались за Родину» стала последней его работой.  Не увидел он и наград и почестей, посыпавшихся на него (иначе не скажешь) после смерти. Но мы, читатели и зрители, его всегдашние почитатели, бесконечно благодарны за те шедевры, что он нам оставил.

Книги Шукшина цепляют сильно, фильмы можно смотреть бесконечно. За это спасибо ему огромное и сердечный поклон. А то, что «песня не выпелась», осталась с авторскими правами... В народной памяти и песня, и фильм звучат в унисон.  

А про самого Шукшина вполне можно сказать его же словами: «Так он и по жизни своей шагал, как по этому полю, – решительно и упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Падал и шел, падал, поднимался и шел, как будто в этом одном все искупление – чтобы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь».

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Просмотров:

Вверх