КНИЖНАЯ ПОЛКА. Как «читать между строк» и что такое «сердце в пятках»

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Как «читать между строк» и что такое «сердце в пятках»
21 июля 2022

Про русский великий и могучий язык можно говорить много и по-разному. Можно велеречиво, как Иван Сергеевич Тургенев в своём стихотворении в прозе «Русский язык». А можно в стихах, понятных и смешных, рассказать, как заварить кашу, встав не с той ноги.

Множество книг, серьёзных и полусерьёзных, очень научных и около научных, помогут нам разобраться в тайнах языка. На каждый наш вопрос найдётся нужная книга. Но как сделать так, чтобы ребёнок сам, с интересом, тянулся к книге, бежал бы с ней к вам, радостно хохоча и показывая картинки? К такой книге, где нам расскажут, как валять Ваньку, чтобы осторожно открыть ящик Пандоры и достать Тришкин кафтан. И, наконец-то, будет раскрыта тайна выдранной Сидоровой козы. Кстати, у них и козы-то никогда не было, но это – спойлер, друзья.

Андрей Усачёв, любимый многими детский поэт, много лет назад написал книгу, которая так и называется: «Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках». Сколько раз в библиотеке предлагала эту книгу для ребёнка, а дело кончалось тем, что мгновенно вокруг читающего собиралась компания детей и взрослых, хохочущих над весёлыми стихами, объясняющими то, что же называется «крылатыми словами». Ведь мы, взрослые, не задумываясь, употребляем в своей речи множество этих выражений, которые ребёнку непонятны. После дождичка в четверг и когда рак на горе свистнет, про бабушку, которая ни слова в простоте не скажет, а обязательно надвое. И само это слово «надвое» в голове ребёнка не всегда может уложиться.  Да и каждый ли из нас может с юмором и без занудства пояснить, почему свинья в апельсинах разбирается так себе, а крокодил льёт слёзы?  И кто его обидеть смог? Чтобы не опустились руки, и чтобы ветер в голове свистел нужными нотами, берём книгу Андрея Усачёва, открываем на любой странице и начинаем чтение! Желательно делать это в компании.

«Ведутся давно меж учёными споры:
А есть ли на свете КУДЫКИНЫ ГОРЫ?
Одни утверждают, что  горы-то есть,
Да так высоки, что на них не залезть!
Другие упрямо твердят в кабинетах:
– Кудыкины горы? Конечно же, нет их!
Мол, всё это выдумки, сказки и вздор –
На глобусе нету Кудыкиных гор!»

На каждого мудреца, как известно, довольно простоты, поэтому дитё удовлетворится весёлым стишком и узнает, куда несут ахинею, а взрослому человеку будет интересно более глубоко погрузиться в тайну слов, ведь язык – это и история народа, и старинные обычаи, ушедшие в прошлое профессии, игры, орудия.  Мифология и библейские сюжеты тоже не останутся в стороне, ведь фразеология, объясняющая нам устойчивые сочетания, это настоящая сокровищница многовековой народной мудрости! И если покажется нам в какой-то момент, что крылатые слова или меткие фразы – лишь повод проявить своё остроумие, это верно лишь отчасти, потому как фразеология – это органичная часть науки о языке. Ведь у крылатых слов (или фразеологизмов), есть антонимы и синонимы, а отдельные слова этих выражений, переведённые автоматически, просто утрачивают смысл.  Поэтому объясняя ребёнку значение той или иной фразы, мы ведём его к более глубокому пониманию своего языка, учим на примере шуточных стихов, что написанное пером трудно вырубить топором. Кстати, о топорах – мало кто из городских ребятишек и близко подходил к этому предмету. Вот и ещё одна возможность пообщаться на тему истории не только слов.

Наталья Трегуб, зав. библиотекой ДУ

Просмотров:

Вверх