КНИЖНАЯ ПОЛКА. История дневника как жанр

КНИЖНАЯ ПОЛКА. История дневника как жанр
18 апреля 2024

Начинаю новую тетрадь своего дневника. Она очень красивая и такая чистая, что хочется записывать сюда только хорошее. Или хотя бы умное, интересное для моих будущих детей.

Анна Матвеева «Каждые 100 лет»

Быстротечное время равнодушно фиксирует: Тотальному диктанту исполняется 20 лет. Чтооо? Так точно, друзья и соратники по диктанту: ровно 20 лет назад был продиктован «диктатором» и написан почтеннейшей публикой первый совместный диктант, вошедший в историю как Тотальный. И Академгородок стал родиной его. Год от года, набирая обороты и популярность, привлекая интересных авторов и захватывая всё бОльшую территорию, Тотальный шагал по планете. Любой, кому интересна теперь уже история этого мероприятия, может поискать и найти ответы на вопросы: кто, где, когда. 

«Автором диктанта на 2024 год стала современная писательница Анна Матвеева, многократный финалист премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Известность писательнице принес роман «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», написанный в 2005 году.

Текст посвящен истории дневника как жанра, а также интересным историческим личностям, которые выступили авторами знаменитых дневников», – говорится на официальном сайте диктанта (https://iz.ru/1661612/2024-03-07/totalnyi-diktant-kak-prokhodit-aktciia-v-2024-godu).

Я представляю, как читая эту цитату, хмурится Анна. «Перевал Дятлова, или Тайна девяти» – эта книга для неё стала, с одной стороны, пропуском к широкой известности, а с другой, эта же известность сузила интерес читателя к её работам. Что восклицает зритель, видя актера Александра Демьяненко? Правильно! Вот и про Анну точно также: «А, “Перевал Дятлова“!» Но Матвеева своими работами давно вышла за рамки автора одного романа. Да, тема «Перевала», интерес читателей к этой работе закономерен, ведь история гибели ребят до сих пор не раскрыта. Предпринимаемые попытки узнать что-либо глубже пока достоверных ответов не дали. Работа Анны, уроженки Екатеринбурга, ценна тем, что она могла на одном языке, как землячка, общаться с родственниками ребят, а как исследователь темы – с представителями различных служб, занимающихся (или занимавшихся) этим делом. Роман, идущий в двух пластах – с документами и выписками, историей ребят с одной стороны и историей героини, занявшейся распутыванием этого дела, мало кого может оставить равнодушным. Как написал Алексей Иванов, тоже уралец, в предисловии к книге, что «Матвеева переводит трагедию в драму …В трагедии клянутся, в драме – плачут; в трагедии сжимаются кулаки, в драме – болит сердце; трагедия – сейчас, драма – всегда». Дневниковые записи погибших ребят – это документы эпохи. Дневниковую тему Анна Матвеева продолжает в книге «Каждые сто лет: роман с дневником». История двух женщин, двух Ксений, разделенных между собой во времени целым веком, рассказанная ими в дневниках. Наша память весьма изменчива, и лишь фиксированная запись может нам напомнить о событии, а с другой стороны – насколько мы можем доверять бумаге? Две Ксении, чьи линии жизни пересекаются только в романе, никогда не встретятся, но истории их тесно переплетаются, и вопросы перед ними жизнь ставит одни и те же. В чем состоит женское счастье? Почему чужие люди иногда ближе кровных? Можно ли гениальностью оправдать грубость и эгоизм? Что такое долг и как его отличить от жертвенности? Не сами ли мы делаем свою жизнь таковой, какова она есть? Вопросы, которые не устареют никогда, а вот ответы могут быть разными. И «дневник как высшая степень литературной искренности» в романе выступает как строгий судья, ведь «Самое интересное в мире чтение –  дневники. Как ни старайся сочинить что-то похожее, будет всё равно не то. Это потому, что правда всегда побеждает вымысел». Глубокое погружение в историю, поиски корней, повторение женских судеб, без впадения в фатализм, образный язык, искренность переживаний – настоящая семейная сага.

Просмотров:

Вверх